Знаки качества

16 июня 2003, 00:00
  Северо-Запад

Валерий Катькало

Поскольку рынок MBA в России сформировался недавно, потенциальным клиентам сложно решить, как выбирать бизнес-школу, чтобы пройти обучение по этой программе. Декан факультета менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета) Валерий Катькало предлагает следующие критерии выбора: "Образовательное учреждение должно иметь сильный брэнд, длительные контакты с авторитетной западной школой бизнеса, постоянных партнеров в лице крупных российских компаний, направляющих сотрудников на обучение. Также очень важно, на мой взгляд, чтобы бизнес-школа опиралась только на собственных преподавателей".

Преподаватели - пожалуй, наиважнейший критерий. На Западе человек, обучающий слушателей в рамках программы MBA, не может быть теоретиком - он должен работать в бизнесе или заниматься консультированием. В России же пока преподавательский состав - ахиллесова пята бизнес-школ. Как отмечает выпускник программы МВА Открытого университета Великобритании (представитель в Петербурге - Открытая школа бизнеса) менеджер корпоративного планирования операций группы компании Borealis Никита Андреев, "МВА - прикладная программа, а в российских вузах ее зачастую ведут бывшие преподаватели политэкономии. Чему эти люди могут научить действующих управленцев крупных компаний? Учитывая это обстоятельство, я отмел всех российских "поставщиков" МВА".


Борис Федоров

Впрочем, отечественные бизнес-школы стараются доказать, что понимают проблему и работают над ней. Так, по словам ректора Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Сергея Мордовина, "у нас обязательным условием для учителя является наличие предпринимательского или производственного опыта. Кроме того, наши преподаватели вовлечены в управление институтом и занимаются бизнес-консультированием, что дает дополнительные знания, позволяет формировать кейсы".

Дополнительная гарантия качества бизнес-школы, в том числе квалификации ее преподавателей, - наличие аккредитации. В Петербурге государственную аккредитацию по программам МВА прошли только пять организаций: ИМИСП, факультет менеджмента СПбГУ, Российско-бельгийская Международная школа менеджмента, Международная высшая школа при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Высшая экономическая школа при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов (СПбУЭиФ). Помимо российской государственной программы аккредитации существуют западные программы - их осуществляют, например, Американская ассамблея школ бизнеса, Европейская система улучшения качества (EQUIS) и Ассоциация MBA (AMBA). Аккредитации AMBA и EQUIS в Петербурге имеет Открытый университет Великобритании. Большинство других петербургских школ возмещают отсутствие западной аккредитации наличием партнеров за рубежом.


Сергей Мордовин

Кроме названных факторов важным для клиентов критерием выбора бизнес-школы является формат (регламент) обучения. Сейчас на рынке MBA доминируют очно-заочный и модульный форматы, позволяющие учиться, что называется, без отрыва от производства. Пример модульного обучения - Стокгольмская школа экономики в Петербурге. Слушатели приезжают в школу всего 15 раз для тренингов и сдачи экзаменов. Это происходит раз в полтора месяца, и каждый такой модуль длится несколько дней. Менее распространена полноценная очная форма обучения (full-time) - ее предлагает, например, Высшая экономическая школа. Наконец, Открытая школа бизнеса продвигает дистанционное обучение.

При таком формате студент занимается самостоятельно, но поддерживает постоянный контакт с тьютором, который его консультирует и дает задания. По мнению директора Отрытой школы бизнеса Бориса Федорова, дистанционное обучение позволяет добиться большего эффекта, чем очное: "В дистанционных программах сделан акцент на индивидуальную работу студентов. Они выполняют задания, где им предлагается применить концепции курса для совершенствования бизнеса".

Зачастую слушатели выбирают не самый эффективный, а единственно возможный для них вариант обучения. Не всем менеджерам позволено покидать службу на время занятий, поэтому для многих дистанционный формат оптимален.