Им хочется отдыхать

Москва, 14.07.2003
«Эксперт Северо-Запад» №26 (135)
Петербургский средний класс придает все больше значения уровню сервиса на рынке туристических услуг

Средний класс, являющийся основным потребителем услуг в сегменте массового туризма, радикально меняет свое представление о туристическом сервисе. Требования к цене предлагаемого продукта отступают на второй план, на первое место выходит проблема качества услуг. При этом речь идет не только о "прекрасном далёко" зарубежных стран. "Средний русский", вволю наездившись по заграничным курортам, наконец-то обратил внимание на родные просторы.

Деньги - тур - деньги

В соответствии с исследованием "Стиль жизни среднего класса", проведенным журналом "Эксперт" и группой monitoring.ru, для 25% "средних русских" одной из главных побудительных причин делать сбережения является желание хорошо провести отпуск. В совокупности эта категория потребителей генерирует основной доход большинства туристических компаний. Поэтому именно на вкусах и предпочтениях среднего класса и основываются предложения на рынке туристических услуг, именно на средний класс ориентируются турфирмы в разработке новых программ.

Сергей Корнеев, директор Северо-Западного отделения Российского союза туристической индустрии, говорит, что в последнее время средний класс отошел от концепции выбора туристической поездки по ее цене. "Сейчас средний класс четко представляет, чего он хочет с точки зрения сервиса, - отмечает Корнеев, - а соответственно, именно его качество начинает играть все более значимую роль в процессе принятия решения о приобретении тура. Туристы, как правило, уже хотят отель категории не ниже четырех звезд либо три звезды в дорогой стране. Отдых по системе "все включено" также становится более популярным. Клиенты понимают, что дешевизны на пустом месте не бывает".

Вместе с тем большинство аналитиков по-прежнему признают, что основное отличие российского туриста от иностранного - желание купить самый дешевый тур, но зато в поездке потратить все имеющиеся деньги. Иностранный турист, напротив, предпочитает покупать самый комфортный тур со всеми включенными услугами и во время отдыха совершать дополнительные траты в соответствии с заранее определенной сметой.

По оценкам экспертов из Российского союза туристической индустрии, средний турист из Петербурга, отдыхающий каждый год, тратит на отдых от 500 до 1000 долларов, при этом непосредственно на курорте он может дополнительно потратить в среднем до 1000 долларов. Клиенты, отдыхающие раз в два-три года, как правило, тратят на сам тур около 1500 долларов и примерно такую же сумму - на месте отдыха.

Прямые пропорции

Согласно исследованию "Эксперта", треть семей, относящихся к среднему классу, потратила в прошлом году на отдых в пределах 300 долларов на всю семью, четверть - около 500 долларов, пятая часть - до 1000 долларов. Десятая часть семей среднего класса - 1500 и более. В среднем на отдых тратится около 750 долларов за год. Аналитики отмечают, что размер расходов на отдых прямо пропорционален уровню дохода.

По словам Сергея Корнеева, Турция - идеальное место отдыха для среднего класса, потому что "там есть все". Турция предлагает широкий спектр возможностей, начиная с программ экономического класса и заканчивая возможностями отдыха для миллионеров. Кроме того, там сильно развита система четырех-, пятизвездных отелей по системе "все включено". Такой набор и делает эту страну столь популярной среди россиян.

Однако исполнительный директор петербургского филиала компании GREENEX Максим Харитонов отмечает, что, если в начале 1990-х все поголовно ехали в Анталию, затем освоили другие курорты Анатолийского побережья (Кемер, Алания), а также Мармарис, то в последнее время популярность приобретает Бодрум. Причем туда едет как молодежь, которую привлекают развлечения ночного города, так и более солидная публика, для которой существуют клубные отели за пределами городской черты. По мнению Харитонова, альтернативой Турции является Болгария, цены на отдых в которой сопоставимы с турецкими. В следующую ценовую категорию попадают также хорошо знакомые многим путешественникам страны, прежде всего Испания, Греция и Кипр.

Те, кто предпочитает варианты отдыха стоимостью не выше 300 долларов на человека в неделю, достаточно консервативны. Они ездят каждый год в одну и ту же страну, часто в один и тот же отель. Аргумент в пользу такого выбора простой: "У меня немного денег, поэтому я хочу знать, что за них получу". Тот, кто готов тратить на отпуск примерно 500 долларов на человека, может позволить себе выбор курортов в большинстве средиземноморских стран, а также в Египте, Таиланде и отчасти ОАЭ. Как правило, представители этой группы более динамично реагируют на появление на рынке новых предложений.

Модный индивидуализм

Специалисты отмечают тенденцию, проявившуюся в последнее время, - она связана с ростом интереса к активному экскурсионному отдыху. Пассивное лежание под солнцем становится все менее популярно у среднестатистического петербургского туриста, он стремится выбрать турпакет хотя бы с минимальной культурной программой. При этом если раньше "средние русские" предпочитали отдыхать в группе, то в последнее время они чаще отдают предпочтение отдыху в одиночку или с семьей. Этим, например, объясняется некоторое падение популярности автобусных туров.

Представителю среднего класса не нравится идти хвостиком за руководителем группы. "Турист предпочитает сейчас комбинированные туры - когда осмотр достопримечательностей можно совместить с отдыхом на пляже. Нередко люди берут напрокат автомобиль и в одиночку или с семьей объезжают несколько стран Европы", - отмечает Сергей Корнеев.

К истокам

На рынке туристических услуг наблюдается и другая тенденция, заставившая профессионалов турбизнеса расширить спектр предлагаемых услуг и направлений. Речь идет об отдыхе в России. Плюсов много: своя языковая и культурная среда, своя валюта и т.д.

В то же время, отдыхая на российской территории, туристы хотят получить сопоставимый с заграничным уровень услуг. Такие места отдыха уже появляются и в России, хотя они и немногочисленны. В частности, туроператоры называют отель "Скандинавия", комплекс отдыха "Старая мельница", ряд горнолыжных курортов в Ленинградской области, оздоровительные курорты в Тверской области и на Валдае.

Причины для выбора

Исследование "Эксперта" выделяет шесть основных мотивов, которыми руководствуются клиенты туристических компаний при планировании своего отдыха. Первый - традиционный (привычный вид отдыха, надежность, спокойствие, уют), именно он является наиболее популярным. Чаще всего им руководствуются люди старше 43 лет.

Второй мотив - экономический (невысокие затраты, совмещение целей (покупки)). Влияние этого мотива также увеличивается с возрастом и снижается с ростом дохода. Если он стоит на втором месте у людей с доходом до 250 долларов, то богатые руководствуются им в последнюю очередь. Интересно, что в масштабах России экономическим мотивом чуть в большей степени озадачены жители Петербурга (24%), тогда как для жителей других регионов его доля составляет 21%.

Третий мотив - внутренний (соответствие индивидуальности, стилю жизни); он одинаково важен для всех "средних русских" (19-22%), независимо от возраста или дохода.

Четвертый - гедонистический (комфортные условия перелета и проживания); им, естественно, чаще всего руководствуются богатые (24%).

Пятый мотив - социальный (модное место, интересные знакомства); наиболее актуальный для молодых людей (12%), в то время как для группы людей старше 43 лет этот показатель равен 3%. Интересно, что для петербуржцев этот мотив играет наименьшую роль (4%), в то время как 9% жителей Москвы руководствуются именно им.

Наконец шестой мотив - статусный (престижное место, вид отдыха). Только один из 50 "средних русских" при выборе способа проведения отпуска делает ставку на статус, престиж места и вид отдыха. Однако среди тех, чей доход превышает 600 долларов в месяц, - каждый десятый.

Для тех, кто руководствуется прежде всего экономическими мотивами при выборе способа проведения отпуска, он обошелся в среднем всего в 600 долларов. Приблизительно столько же потратили люди, придерживающиеся традиционной мотивации. Ориентированным на внутренний мотив отдых обошелся в среднем в 700 долларов, на социальное окружение - в среднем в 1000 долларов. Еще больше потратили туристы, руководствующиеся гедонистическими принципами. Лидируют по среднему размеру расходов на отдых туристы, ориентированные на статус.

Солнце, море, вода и сон

Подавляющее большинство представителей среднего класса в качестве основной цели своего отпуска обозначили: "позагорать", "покупаться", "выспаться" (68%). Намерены общаться с интересными людьми, друзьями и родственниками 28%. С возрастом этот мотив несколько ослабевает. 23% преследуют цели укрепления здоровья, лечения и профилактики (этот мотив более характерен для женщин, он также возрастает с возрастом и уровнем образования, но несколько снижается с ростом уровня дохода). 19% мечтают в период отпуска посмотреть новые города, страны и музеи. Этот показатель возрастает до 25% в группе имеющих высшее образование, а среди тех, чей доход превышает 600 долларов в месяц на каждого члена семьи, составляет почти 40%.

Намерены проверить себя и встряхнуться в течение отпуска 11% представителей среднего класса. Эту группу можно назвать "сторонниками экстремального туризма". 4% собираются и в отпуске продолжить устраивать свою карьеру и готовы посвятить его налаживанию деловых контактов, учебе, посещению семинаров. Наконец, 1,5% в качестве главных целей своего отдыха назвали покупки и знакомство с чужой кухней.

Утешительные выводы

Несмотря на частые жалобы клиентов на низкий уровень сервиса и дороговизну туристических услуг, а представителей турфирм - на скупых и капризных клиентов, выездной туризм остается одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. При этом средний класс показывает все большую осведомленность в качестве обслуживания на курортах и оказания туристических услуг вообще, предъявляя все более высокие требования к сервису. С другой стороны, появление российской туристской инфраструктуры стимулирует развитие внутреннего туризма, что в перспективе играет положительную роль для экономики городов и регионов.

Санкт-Петербург

Мобильные туристы

Еще один вид бизнеса, деятельность которого в летнее время заметно активизируется, - операторы мобильной связи. Как правило, летняя политика компаний складывается из расширения зон роуминга, а также снижения тарифов на него.

Так, в конце июня компания МТС ввела льготный роуминг для абонентов на территории Украины в сети UMC, а с 1 июля установила единый тариф на внутрисетевой роуминг в России. "МегаФон", в свою очередь, увеличил время действия льготной тарификации ("Выходные начинаются в пятницу", с 1 июня на тарифе "Комфорт"), а также ввел систему оплаты за телефон в любой точке мира по картам Х-card, которые с 1 августа будут продаваться по всему Северо-Западу.

Кроме того, "МегаФон" предложил новую услугу по организации работы мобильного офиса, особенностью которой станет отсутствие голосового трафика. Она позволит абонентам воспользоваться всем пакетом телематических услуг, существующих в стандарте GSM: CSD, GPRS, SMS. По словам пресс-службы "МегаФона", подобная услуга рассчитана на крупные банки, холдинговые структуры, а также на технические устройства, где нет необходимости использовать голос (банкоматы, системы управления и сбора информации).

Деньги на бизнес

Кроме традиционных летних банковских вкладов (рекламная кампания которых строится на идее "Вы отдыхаете, а Ваши деньги работают") и развития пластиковых продуктов, в этом сезоне банки предложили новые услуги. "Автобанк-Никойл" в Петербурге разработал продукт "Летняя корзина", включающий в себя пластиковую карту, страховку для выезжающих за рубеж, скидку на тур и небольшой подарок. По словам директора филиала банка Сергея Шубаева, это не просто новое сезонное предложение, но и уникальный продукт, объединивший возможности современных банковских технологий "НИКойла", филиальной сети Автобанка и программ "Промышленно-страховой компании".

МДМ-Банк Санкт-Петербург перешел на удлиненный график работы: ряд отделений, находящихся в центральных районах города, будут работать на два-три часа больше. Банк ввел и новые виды вкладов, условия которых позволяют клиентам минимизировать финансовые операции в сезон отпусков и вместе с тем заработать на своих накоплениях. МДМ-Банк также планирует развивать сейфинговые услуги, актуальные в летний период.

Страховка на отпуск

Полис страхования выезжающих за рубеж - необходимый элемент любой поездки, как с точки зрения обеспечения медицинской помощью за рубежом, так и с точки зрения обязательного наличия подобного полиса для въезда или получения визы в большинство стран.

По словам заместителя начальника отдела страхования путешествующих петербургского филиала РОСНО Светланы Булгаковой, все больше клиентов начали обращаться в страховые компании осознанно. "Если раньше страховка воспринималась прежде всего как необходимое условие для получения визы, то теперь, столкнувшись со страховыми случаями и последующими выплатами за рубежом, клиенты осознали необходимость страховой защиты".

Как отмечает директор департамента страхования путешественников страховой компании "Класс" Наталья Котова, особенностью этого сезона является подорожание полисов в страны Шенгена. "Сейчас курс доллара значительно ниже курса евро, и многие компании уже перешли на оформление полисов в евро. Турфирмы встретили это нововведение также положительно, так как для расчетов за путевки в страны Шенгена в качестве условной единицы уже давно используются евро, и теперь страховка не выбивается из общего пакета услуг. С точки зрения страховщика, эта перемена сглаживает рост убыточности из-за разницы курсов доллара и евро, когда до недавнего времени полисы продавались по курсу доллара, а за медицинские услуги расплачивались в евро", - считает Котова.

Кроме того, некоторые страховщики ввели специализированные программы для определенных категорий отдыхающих. Например, РОСНО запустило страховую программу страхования дайвингистов, включающую более высокое страховое покрытие, а также учитывающую специфику возможных страховых случаев.

Еще одно нововведение - развитие страхования путешествующих по России. РОСНО также выпустило специальную пластиковую карту, действующую как на территории РФ (начиная со 100 км от места проживания клиента), так и за рубежом и включающую страховку от несчастного случая.

Активное распространение получают программы страхования отмены поездок, включающие и случай отказа в визе. По словам страховщиков, подобные полисы могут приобретать как сами туристы, так и турфирмы, страхующие группы клиентов. Страховщики стараются увеличить и количество пунктов продажи полисов выезжающих за рубеж. Так, по словам главы отдела личного страхования страховой компании "Регион" Ксении Клименко, компания начала продажу полисов страхования туристов через все отделения Сбербанка.

У партнеров

    Реклама