Кооперативный эффект

Столыпинская идея развития российской деревни с помощью механизмов кооперации начинает работать на Северо-Западе. Однако процесс идет крайне медленно и ускорить его может лишь целенаправленная политика государства

В последнее время наблюдается заметное увеличение оборотов сельских потребительских кооперативов, в частности, в регионах Северо-Запада России. Это связано с ростом потребления сельскими жителями и увеличением закупок у них сельхозпродукции кооперативами. Классическая (по мировым понятиям) сельская кооперация, пришедшая на смену советской (физические лица не могли быть участниками кооперативов, сфера деятельности которых была к тому же сильно ограничена), захиревшей в 1990-е годы, возможно, станет "точкой роста" российской сельской глубинки. Этому способствуют специфические особенности сельской кооперации, на которые еще в начале ХХ века обращал внимание российский премьер Петр Столыпин, рассчитывавший с ее помощью значительно ускорить развитие российского села, где фактически не работают "городские" экономические (инвестиционные) и социальные механизмы. Сейчас потребительские кооперативы начинают все активнее влиять как на экономическую, так и на общественную жизнь сельских жителей. Правда, к серьезным переменам это влияние пока не привело.

И швец, и жнец

С советских времен традиционной формой потребительской кооперации в России является облпотребсоюз - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений собраний их пайщиков для координации совместной деятельности. Главные источники капитала для кооперативов - деньги пайщиков, государственные дотации и доходы от собственной коммерческой деятельности.

Развитый облпотребсоюз - большое многоотраслевое хозяйство. Прежде всего это сеть универсальных магазинов и центров оказания различных услуг - от ремонтно-строительных до ритуальных. Помимо торговли в стационарных магазинах, почти все облпотребсоюзы развозят товары на машинах по отдаленным и малонаселенным деревням. В отдаленных районах облпотребсоюзы фактически являются монополистами на рынке обеспечения населения товарами и услугами. Крупный бизнес пока не идет дальше райцентров - если село расположено более чем в 15-20 км от больших дорог, скорее всего, "райпо" будет там единственным магазином. Помимо того, у многих облпотребсоюзов есть дочерние коммерческие организации - в основном комбинаты, где перерабатывается продукция сельского хозяйства и различного рода сырье (ягоды, грибы и др.), закупленное у населения.

Система потребительской кооперации в России начала возрождаться в последние три года. По разным оценкам, доля кооперативных организаций занимает в товарообороте различных областей Северо-Западного региона от 5-10 до 25%, в отдельных районах Вологодской, Псковской, Новгородской областей - более 50%. Ее объемы варьируются в пределах от 113 млн рублей в Мурманской области до 2200 млн рублей на Псковщине.

Увеличение оборотов кооперативов во многом обусловлено ростом закупок сельхозпродукции у населения. Например, в Республике Коми объем закупок за последние три года вырос почти втрое. Для населения это становится все более важной статьей дохода: так, в Новгородской области в 2002 году выручка большого числа селян (активно включившихся в такой бизнес) за поставленную кооперативам сельскохозяйственную продукцию превысила в среднем 500 долларов на человека в год, а в некоторых случаях она достигала 1500 долларов и более. Для региона, где среднегодовое потребление товаров на человека обычно составляло чуть больше 200 долларов, это значимо и дало уже заметный синергетический эффект: на селе начал серьезно повышаться платежеспособный спрос, что, в свою очередь, привело к росту продаж кооперативов, то есть к дополнительному увеличению торгового оборота.

Богатеющие кооперативы начали вкладывать возрастающие прибыли в увеличение ассортимента продаваемых товаров и оказываемых услуг. Некоторые из них стали даже заниматься развитием социально-культурной инфраструктуры: открывают библиотеки, детские площадки, кооперативные техникумы, сельские клубы (не говоря уже о том, что расширяющие свою деятельность облпотребсоюзы создают для крестьян новые рабочие места).

Так, Новгородский облпотребсоюз является единственным учредителем негосударственного среднего профессионального образовательного учреждения "Новгородский кооперативный техникум". При техникуме действует оздоровительный центр. Псковский кооперативный техникум также довольно известен - он часто организует спортивные соревнования. В Мурманской, Архангельской, Новгородской областях расширяются сети создаваемых при райпо библиотек и "чайных", которые местные жители используют в качестве клубов (для общения). Некоторые из них настолько хорошо благоустроены, что местные власти начинают рекламировать их (в качестве собственного достижения) заезжему начальству. Так, Кирилловское райпо Вологодской области однажды удостоилось даже посещения Президента Путина.

Судя по всему, по мере увеличения размаха кооперации она будет играть в жизни крестьян все более важную роль. Именно подобный институт, экономически объединяющий жителей района, может стать реальной основой для функционирования настоящего, сильного местного самоуправления. Таким образом, в российской глубинке постепенно начинает работать "столыпинская модель" - развитие села не государственными органами, а гораздо лучше понимающими местную специфику частными организациями, по существу, структурами стихийно возникающего "потребительского" самоуправления. Роль государства в этом процессе сводится к поддержке самих кооперативов (да и то не во всех регионах), что, судя по всему, является оптимальным методом госрегулирования (прямое дотирование сельских жителей, например товаропроизводителей, малоэффективно, как показывает опыт).

От потребления к кредиту

Сейчас облпотребсоюзы имеют различный вес в экономике конкретных регионов Северо-Запада, по-разному и с разной эффективностью работает там и "столыпинская модель". Общее у них - значительный рост торгового оборота в последние пять лет, расширение ассортимента, увеличение объемов закупаемого у населения сырья. Однако для качественного улучшения сельской жизни простого роста оборотов недостаточно. Нужно, чтобы приток денег в село стал на порядок большим и появился механизм, способный сделать крестьянские хозяйства действительно эффективными. Для этого сельская кооперация должна стать не только потребительской, но и кредитной. Недаром именно это направление Петр Столыпин считал едва ли не самым главным для сельской кооперации.

Богатые кооперативы Северо-Запада начали заниматься подобного рода деятельностью примерно два года назад. Ленинградский, Вологодский, Псковский и Новгородский облпотребсоюзы расширяют практику предоставления займов своим пайщикам. Обычно займы эти - либо целевые (на покупку трактора, коровы, на постройку дома), либо связанные (кредитор покупает для заемщика конкретную вещь у конкретного поставщика, по сути - предоставляет кредит в товарной форме, но возвращать его надо деньгами).

Кредитная политика кооперативов нередко имеет ярко выраженный социальный характер. Например, Вологодский облпотребсоюз варьирует стоимость целевых кредитов "по социальному признаку": инвалидам или людям, попавшим в трудную ситуацию, предоставляются скидки. Кроме того, проценты и сам долг можно отдавать в натуральном выражении: молоком, мясом, овощами. Оформление документов в райпо несравнимо проще, чем в банке, не говоря уж о гарантиях или обеспечении, которого, как правило, не требуют вообще. "Пайщик для нас - партнер, от которого мы отказаться не можем, - говорит председатель Вологодского облпотребсоюза Владимир Толоконников. - И не только потому, что он помогает нам деньгами. Поодиночке просто не выжить". Толоконников ратует за то, чтобы руководители райпо консолидировали денежные потоки с целью поэтапного обновления основных фондов. По его расчетам, правильное вложение капитала позволит заработать потребкооперации 20-25 млн рублей чистой прибыли в год.

Пока общие объемы кредитования в регионах Северо-Запада не впечатляют: от 200 тысяч до 1,1 млн рублей в разных областях. Для увеличения оборотов кооперативы пытаются наладить сотрудничество с банками. Так, самый богатый сейчас облпотребсоюз России (Нижегородский) уже создал прецедент совместного со Сбербанком кредитования селян (на паритетных условиях - одну половину суммы предоставляет Сбербанк, другую - кооперативы, входящие в союз). Такая схема соответствует мировой практике, позволяет значительно увеличить объемы кредитования и, в принципе, способна поднять сельское хозяйство.

По имеющейся информации, в Псковском и Ленинградском облпотребсоюзах уже обсуждаются подобные возможности. Правда, они могут реализоваться только там, где к доброй воле кооператоров прибавится административный ресурс.

Местный социализм

Необходимость государственной поддержки обусловлена спецификой сельской кооперации. Ее деятельность лишь наполовину подчиняется законам бизнеса, другая половина носит ярко выраженный социальный характер. Некоторые направления деятельности облпотребсоюзов (доставка продуктов в отдаленные районы) прямо убыточны, другие, как кредитование сельских производителей, также в значительной степени социально ориентированное, кооперативы не в состоянии развивать достаточно быстро. Средств пайщиков на это явно не хватает: даже Ленинградский облпотребсоюз, далеко не самый бедный в регионе, сумел собрать всего 11 млн рублей паев.

Власти осознают эту проблему и время от времени помогают кооперативам. Так, правительство Ленобласти в нынешнем году выделило региональному облпотребсоюзу 5 млн рублей на кредитование пайщиков. Однако этого явно недостаточно. Для организации полноценного кредитования сельхозпроизводителей нужны серьезные государственные программы. Для этого власть должна осознать, что кооперативы ей нужны для подъема сельской экономики. Пока процесс осознания лишь начинается, да и то лишь в отдельных регионах.

В Ленинградской и Псковской областях отношения облпотребсоюзов с региональными властями более или менее приличные (хотя до "столыпинских" масштабов господдержке еще очень далеко). Так, в Ленинградской области действует (с 15 февраля 2003 года) закон, освобождающий облпотребсоюз от налога на имущество и от земельного налога в части, переводимой в областной бюджет. Кроме того, ставка областного налога на прибыль для потребкооперации снижена с 24 до 12%. Поддержкой региональных властей также пользуется Псковский облпотреб-союз. Его уникальное положение во многом объясняется тем, что в области насчитывается более 7000 населенных пунктов с населением до 50 человек, большинство которых снабжаются исключительно кооперативными "магазинами на колесах", которых у облпотребсоюза около 120. Весной этого года губернатор Псковской области Евгений Михайлов и председатель Псковского облпотребсоюза Валентин Каленский подписали соглашение между администрацией Псковской области и облпотребсоюзом на 2003-2004 годы, по которому облпотребсоюз обязуется обслуживать жителей всех деревень, а областная власть - наделять систему потребкооперации налоговыми льготами.

В других регионах ситуация гораздо хуже. "Поставляем по госзаказу продукты питания, а нам по полгода местные бюджеты не платят денег. Вот и выходит, что государственным учреждениям товарный кредит почти задаром выдаем", - признается Владимир Толоконников. В результате, несмотря на рост объемов производства и продаж, Вологодский облпотребсоюз имеет убыток около 30 млн рублей. Архангельский облпотребсоюз доставляет продукты за свой счет в отдаленные села даже на вертолетах. Однако власти не торопятся поддержать эту явно социальную функцию кооператива.

Новым консерваторам

Даже там, где областная администрация оказывает поддержку сельским предприятиям, к самой идее использования кооперации для развития села власть по-прежнему относится скептически. Между тем в механизме кооперации заложено решение тех самых задач, которые уже давно стоят перед российским обществом, - смягчение экономической дифференциации регионов, приток капиталов в глубинку, развитие инфраструктуры и даже построение гражданского общества. Когда потребительская кооперация перерастает в кредитную и производственную, райпо начинает не только объединять жителей села как пайщиков и коллективных пользователей сельскохозяйственной техники, но и становится чем-то вроде естественного органа местного самоуправления, с реальными деньгами и полномочиями. Поэтому сельская кооперация может стать реальной опорой гражданского общества, и, следовательно, одной из основ идеологии нового российского консерватизма.

Санкт-Петербург

Столыпинский эксперимент

В1909 году тогдашний премьер Петр Столыпин предложил развивать экономику в сельской части России с помощью механизмов кооперации. При этом он считал, что начинать надо с создания механизма притока капиталов в русскую деревню. Столыпинский проект успел пройти в своем развитии два этапа. На первом государство стимулировало развитие сельской кредитной ко-операции путем предоставления ссуд кредитным товариществам. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, начали развиваться самостоятельно.

В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудо-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких организаций превысило 13 тысяч. Налаживание кредитного механизма дало сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масляные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы. К 1913-1914 годам стало ясно, что идея Столыпина верна и кооперация действительно способна поднять российское село.

Прерванный гражданской войной рост сельской кооперации продолжился при нэпе. Хотя большевистское государство стремилось жестко контролировать кооперативное движение, до ликвидации нэпа это у него получалось плохо, и кооперация продолжала развивать сельскую экономику. Усилиями теоретиков сельской кооперации, из которых наиболее известен Александр Чаянов, существенный прогресс был достигнут и в науке. Свернув нэп, Сталин на многие десятилетия прекратил развитие сельской кооперации (как практику, так и науку) в России.

Чем богаты

Псковский облпотребсоюз (125 тыс. пайщиков) лидирует по закупкам сельскохозяйственной продукции у населения. Только в прошлом году он закупил 1,5 тыс. тонн мяса, 16 тыс. тонн молока, 5 тыс. тонн зерна и около 1 тыс. тонн плодов. Псковская кооперация имеет большой объем собственного промышленного производства. В 2002 году им было выпущено около 34 тыс. тонн хлеба, более 1,2 тыс. тонн макаронных и кондитерских изделий, переработано свыше 200 тонн рыбы и произведено около 300 тонн колбасных изделий. Доля рынка облпотребсоюза в области - 25%, это больше, чем в других регионах Северо-Запада. Ленинградский облпотребсоюз растет быстрее всех: товарооборот увеличился с 1999 по 2002 год в 22 раза и по итогам первой половины 2003 года, обнародованным председателем Центрального потребительского союза России Валентином Ермаковым, он занял первое место в России. В нынешнем году потребсоюз Ленобласти, по словам его председателя Юрия Птушкина, произведет продукции на 300 млн руб., выпустит около 1 млн тонн колбасы, 3,7 тыс. тонн хлеба, произведет закупок у населения на 250 млн руб.

Стремительно развивается и Новгородский облпотребсоюз. 2002 год он закончил даже с лучшими, чем у лидеров, показателями роста: его обороты увеличились на 37%. В своем регионе Новгородский облпотребсоюз занимает примерно 17% рынка. Объемы закупок сырья у населения за пять лет (с 1998 года) увеличились в 8,2 раза (с 21, 4 млн до 176,5 млн рублей); по итогам "пятилетки роста" молока стали закупать в 17 раз больше, яиц - в семь, мяса, картошки, овощей - в два раза.

Значительную роль играют в своих областях кооперативы Архангельска и Республики Коми. По словам председателя облпот-ребсоюза Коми Николая Голованова, наиболее высокий уровень потребления наблюдается вблизи районных центров: в селах Объячево, Усть-Кулом, Визинга, Ижма, Корткерос. Также растет потребление во всех районах Архангельской области (в особенности в Вельском, Устьянском, Коношском, Котласском, Верхне-Тоемском). Проблема Архангельского облпотребсоюза состоит в том, что 57% населенных пунктов области, обслуживаемых потребительской кооперацией, имеют численность до 20 человек. Работа с этой категорией жителей требует больших затрат на доставку, а Архангельский облпотребсоюз, в отличие, например, от кооперации Ленинградской области, не получает от государства никакой поддержки.

Самый бедный на Северо-Западе облпотребсоюз - в Мурманской области. Его обороты не растут, хотя и не падают. Ассортимент товаров и услуг пусть не так богат, как в других областях, но все необходимое для сельских жителей по-прежнему присутствует. Для отдельных районов его деятельность очень важна. Сел в Мурманской области мало (в основном рыбацкие и оленеводческие), но есть "труднодоступные районы": поселки вокруг градообразующих предприятий (лесхозов, ГЭС) или ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования, подчиненные Минобороны). Туда облпотребсоюз поставляет продукты самолетами и вертолетами. В Ловозерском и Терском районах у потребкооперации вообще нет конкурентов (даже со стороны частного бизнеса).