Искусство благородных инвестиций

Спецвыпуск
Москва, 25.08.2003
«Эксперт Северо-Запад» №31 (140)
Создание сада есть самое добродетельное из известных миру развлечений богатых людей

Искусство садоводства, которое можно было бы назвать элитным департаментом агрикультуры, представляется одним из самых подходящих нравам высшего класса, и более того - одним из самых добродетельных среди всех его забав. Как род культуры оно прививает вкус к невинным и благостным сельскохозяйственным экзерсисам на свежем воздухе; как способ украшения загородных владений оно отвлекает человека от бестолкового и праздного расточительства, которое является частым спутником тугого кошелька. Кроме того, садоводство предоставляет обеспеченным людям еще одно немаловажное преимущество - возможность сочетать красоту городской и сельской жизни. Подобные удовольствия в конечном счете внушают любовь к пребыванию на своей земле, что само по себе уже есть общественное благо.

Как писал французский поэт XVIII века Жак Делиль - "внушив любовь к полям, внушаем добродетель". Деньги, которые могли быть потрачены на никчемные излишества нашей потребительской цивилизации, вкладываются в украшение родного края (пусть даже плоды столь милых капиталовложений в большинстве случаев остаются недоступны всеобщему вниманию). Главное, что эти инвестиции в личное благополучие не только не вредят общественному вкусу, но, напротив, обогащают его, как бы назидательно скучно это ни звучало.

Остерегайтесь подделок!

В современном мире садово-парковое искусство превратилось (а может быть, и всегда было) во вполне доходный вид коммерции, именуемый ландшафтным дизайном. Собственно говоря, не только доходный, но и весьма разумный и адекватный. Спрос на красивый, хорошо продуманный сад так же логичен, как спрос на элегантную и ладно скроенную по эксклюзивному дизайну одежду. На первый взгляд, в ландшафтном дизайне, по сравнению с прочими атрибутами индустрии люкс, риск столкновения с подделкой минимален. Речь идет не только о посадочном материале - тут недобросовестный поставщик под видом экзотического растения легко может всучить какой-нибудь контрафактный экземпляр, который через год увянет, вымерзнет или, напротив, нагло расплодится по всему вашему саду-огороду. Трехлетнюю гарантию на однолетний цветок никто вам не даст (это не утюг), поэтому единственным средством защиты от профанации является наличие собственного садовника, в роли которого может выступать - почему бы и нет? - та же студия ландшафтного дизайна, которой вы доверите устройство загородного эдема.

Как ни странно, наибольшая угроза подделки исходит от вас самих. Наиболее распространенный вариант - страстное желание кардинальным образом изменить ландшафт вопреки древним правилам агрикультуры и советам грамотного дизайнера. Например, искромсать равнинный пейзаж всевозможными террасами, склонами и горками. Природу не обмануть, и в данном случае она будет медленно, но верно выправлять и выравнивать ваши причуды, стремясь привести в равновесие ландшафт сада с окружающим пейзажем. И наоборот, сколько ни выравнивай свой участок, если он неровен по определению природы, которая веками вырезала в данном месте причудливые балки и пригорки, внутренние силы земли будут из года в год ломать и перекраивать недальновидный замысел, выношенный в отрыве от реальности. Но даже если дизайнерские поползновения заказчика ограничиваются миниатюрными демаршами, риск получить какой-нибудь "ручей-подделку" или "контрафактную" альпийскую горку даже при аккуратной и добросовестной работе дизайнеров исключать нельзя.

"Основная задача при создании сада, - справедливо утверждает менеджер компании " Динос-Парк " Екатерина Андреева, - сохранить существующий ландшафт, если он, конечно, представляет какую-то ценность, то есть если это не картофельное поле. Что не всегда понимают заказчики и практически никогда не понимают строители. Существующий естественный ландшафт и определяет стоимость земельного участка. Поэтому и обращаться в ландшафтные фирмы целесообразно еще до начала строительства - с тем, чтобы рационально разместить строения и сооружения на своем участке, произведя четкое зонирование территории, в частности, чтобы поля фильтрации и септики не оказались в зоне отдыха или на детской площадке".

Прагматизм идиллии

Идеальный сад рождается не на бумаге и требует не столько финансовых затрат, сколько внимательного и вдумчивого отношения к природе. Прежде всего нужно отказаться от честолюбивых планов поразить грядущим великолепием своих друзей и соседей. В вашем саду должно быть хорошо вам, а не соседям и даже не дизайнеру, который в русле творческого эксперимента может увлечься реализацией своих психоделических фантазмов. Например, если вы никогда не задерживаетесь в Эрмитаже в залах античной скульптуры более четверти часа, то с чего вы взяли, что будете любоваться жалкими копиями в своем саду? Вместо того чтобы городить вдоль дорожек манерные статуи, не честнее ли засадить сад роскошной капустой и импозантными тыквами, мило огородив их ивовым плетнем или невысокой каменной оградой? Помимо естественного эстетического удовольствия они принесут вам и практическую пользу.

Кому-то это покажется спорным, но сад вообще должен быть практичным пространством. Если вы строите три беседки и они все время пустуют, поверьте - как минимум две из них лишние и отнюдь не украшают ваш сад, привнося в него ненужный хаос. Любое здание или постройка - а они считаются наибольшей роскошью в садах и предметом особого хвастовства - годами будут торчать немым укором и неувядающей насмешкой над вашими стараниями, если им не найдется применения.

Такими же смехотворными выглядят порой попытки создать на участке искусственные руины. Например, подъемный мост, озаглавленный каменными башенками с бойницами, которые вы будете притворно залеплять декоративными мхами и лишайниками. Нужен мостик через ручей - не вопрос, но при чем здесь бойницы и подъемные механизмы, а также нарочитое подражание старине? Пройдет пара сотен лет, и ветры с дождями естественным образом облагородят ваши строения, если они, конечно, не были игрушечными. Вывод: время есть лучший художник в вашем саду. Если "холст" был грамотно загрунтован, то время найдет нужные краски, чтобы сделать искомый ландшафт столь же живописным, как пейзажи Пуссена и Лоррена. Впрочем, любоваться им будут уже благодарные потомки.

Гармония против симметрии

Сады, как известно, бывают регулярными и нерегулярными. Первый тип олицетворяет французский сад, основоположником которого считается французский "ландшафтный дизайнер" гениальный Андре Ленотр, создавший парки Версаля, Тюильри и Сен-Клу под Парижем. Современная школа ландшафтного дизайна имеет мало общего с принципами регулярного сада, для которого характерны строгая осевая симметрия, помпезность и театральность. Такой сад с его геометричеcкими фигурами тополей, пышными орнаментальными цветниками и разграфленной по линейке системой аллей лишен очарования живой природы, противящейся, как известно, всякой упорядоченности. Как гласит древняя максима - когда человека покидает чувство гармонии, он обращается к симметрии. Регулярный подобно тому, как восхищает красивая и правильная речь искусного оратора. Однако всякий нормальный человек предпочтет ей неровную и сбивчивую, но теплую и искреннюю беседу с другом.

Таков иррегулярный сад, который исторически ассоциируют с английским парком.

Основной принцип такого сада - преклонение перед естественным ландшафтом и иррациональное сочетание больших и малых форм, например раскидистых дубов и маленьких кустарничков, узенького, извилистого ручейка и больших, величественных валунов. К этому же типу относят обыкновенно и русский приусадебный сад.

Последний в истории мирового садоводства стоит особняком. Вся прелесть классического русского сада при усадьбе заключалась в сочетании регулярного и нерегулярного стилей. С одной стороны, такой сад разбивался довольно строго по оси, но, как правило, на склоне, перпендикулярно реке или ручью, из-за чего часто располагался террасами, которые могли объединяться величественной липовой аллеей или системой "случайных" дорожек и тропинок. А перед фасадом усадьбы обычно разбивался регулярного вида цветник во французском стиле, вокруг которого к подъезду усадьбы вели широкие полукруглые дорожки. Регулярная стилистика иногда распространялась и на прилегающие к усадьбе территории, однако она была сродни скорее итальянской вилле с террасами, хозяйственными постройками, беседками, скульптурами и гротами, нежели упорядоченному французскому парку, в котором вряд ли нашлось бы место чеховскому вишневому саду.

Главная особенность и достоинство русского сада такое же, как и у русского языка, - синтетичность, то есть способность сочетать все что угодно, придумывая и наслаивая новое, которое органично вписывается в рамки старого и общепринятого. Как ни странно, но сегодня в мировом садоводстве начинает преобладать именно такая, синтетическая модель ландшафтного дизайна.

Природа в миниатюре

Современное садоводство активно эксплуатирует традиции японского сада, так как сегодня дизайнерам приходится оперировать более ограниченными пространствами, нежели великим зодчим эпохи классицизма. Японскому саду чужды и естественность, и регулярность. Он копирует природу в миниатюре, отсюда все эти зонтичные сосенки и карликовые деревца, иероглифами склоняющиеся над блюдцами крошечных водоемов, причудливые дорожки, извивающиеся, как горные хребты или каменные реки... Все есть имитация природы в японском саду, но имитация эстетическая, хотя и вынужденная, клаустрофобическая - земля в Японии дорогая, на всех не хватает, вот и пытаются тамошние садоводы создать иллюзию пространственной глубины посредством необычных пропорций и сложных декоративных решений.

Полностью переносить японские принципы на русские раздолья нелепо, тем более что их орхидеи и сакуры на Карельском перешейке все равно перемерзнут, однако опыт японцев может оказаться незаменимым в условиях небольшого участка. На небольших же участках вполне легитимным может оказаться вариант японского уголка, "спрятанного" где-нибудь за речкой или в рощице в паре сотен метров от дома. При удачной работе дизайнера он столь же органично, сколь и незаметно, впишется в общий ландшафт, образуя самостоятельный элемент всего сада или парка. Кстати, игра с ограниченным пространством крайне просто решается и в голландском типе сада: аккуратный газон-лужайка, линейка тюльпанов и перевернутая тачка у дорожки - очарование экологической скупости...

Увлечению восточными традициями у нас сопутствовала мода на прагматичный американский модерн, для которого сад есть функциональный придаток дома с бассейном и теннисным кортом. По известным климатическим причинам менее популярен колониальный стиль, который весь - коллекция пиратских откровений. Деревянные статуи африканских божков соседствуют с перголами, увитыми лианами и яркими цветами, за лужайкой с мангалом и плетеными креслами красуется гамак, дорожки вымощены здоровенными плитами, а кустарнички подстрижены в форме жирафов и слонов. Проблема в том, что лианы у нас на севере мрут, как кактусы и орхидеи, да и специалистов по фигурной стрижке кустарников найдется пока немного. Так что скопировать колониальный стиль в чистом виде где-нибудь в Токсово или Репино все равно не удастся.

Ужасы нашего городка

Самая острая, хотя и не столь очевидная на первый взгляд проблема, с которой сталкивается у нас ландшафтный дизайнер, - отнюдь не капризы заказчиков. Самое ужасное - отсутствие продуманного проектирования земельных участков и варварские методы строительства домов. Трудно понять, чем руководствуются люди, которые за это отвечают, поскольку они буквально кромсают землю на куски, совершенно не заботясь о ландшафте. Такое ощущение, что в комитетах по архитектуре и строительству просто расчерчивают все по линейке на аккуратные прямоугольники и таким образом варварски уродуют природу. "Режут буквально по живому, - сетует генеральный директор фирмы " СпецПаркДизайн " Юрий Скибин. - О красоте никто и не задумывается. Поселки и план разбивки земельных участков проектируют, абсолютно не учитывая особенности рельефа. Есть холм, нет холма - никакой разницы. Все срезается подчистую. Обидно, потому что, объективно говоря, многие красивые ландшафты под Петербургом сегодня просто уничтожаются".

В результате получается, что ландшафтным дизайнерам зачастую приходится начинать работать в заведомо некорректных условиях. "Иногда диву даешься, как человек вообще мог купить такой некрасивый участок, - делится впечатлениями Наталия Бендер, заместитель генерального директора студии " Артизан ". - Природа у нас и без того скудная, но люди умудряются купить гектар болота, а потом просят превратить эту трясину в цветущий сад, какой они видели на южных курортах, совершенно не понимая, что вся эта флора у нас расти не будет".

"Высоту заборов нужно устанавливать законодательно, как это делается в других странах, - считает Юрий Скибин. - Представьте себе поселок, весь поделенный на секции, огороженные глухими трехметровыми стенами. Все достоинства местного рельефа убиваются на корню сразу и навсегда. О ландшафтном единстве данной среды обитания приходится забыть. Такие поселки мы в шутку называем мизантрополисами".

Получается, что люди строят себе персональные "тюремные" зоны, внутри которых они пытаются создать отдельный мир, никак не сообразующийся с окружающей природой. И даже если талантливый дизайнер создаст внутри такой зоны красивое и комфортное пространство, внешне сам поселок останется непривлекателен. Самое смешное, что проблем безопасности высокий и глухой забор не решает, если на участке отсутствует сложная и разветвленная система видеонаблюдения со службой охраны. Ведь грабителю гораздо комфортнее "работать", когда его не видно с соседних участков.

Конечно, подобные нелепости и уродства, носящие во многом системный характер, несколько сглаживаются, когда речь заходит о больших участках площадью в несколько гектаров. Соответствующие пространства в отдельных случаях могут претендовать на статус обособленного микроландшафта, но владеть и осваивать такие угодья может и хочет весьма ограниченное число людей. Как правило, ландшафтным дизайнерам приходится иметь дело с участками размером в гектар или того меньше, а это на самом деле не так уж и много - подобное пространство можно окинуть одним взглядом.

Торжество эклектики

Все лучшие сады мира являются, по сути, квинтэссенцией местной природы, всех ее самых привлекательных особенностей в данном конкретном месте. Никогда и нигде агрессивный импорт чужеземной флоры и экзотической стилистики не давал эстетически интересных и ценных результатов. И если в ваши планы не входит создание нового Ботанического сада, то лучше всего хорошенько вглядеться в родную природу и понять, что вам в ней нравится больше всего, а что совсем даже и не нравится. И уже исходя из своих личных отношений с местным ландшафтом можно начинать разрабатывать концепцию будущего сада - то, насколько он будет регулярным, естественным, функциональным, в какой пропорции в нем будут сосуществовать его основные элементы (цветы, фруктовые деревья, лес, водоемы), как будут размещаться хозяйственные и декоративные постройки и т.д.

Но главное условие, как, собственно, и при строительстве загородного дома, которое нужно принять во внимание, - это адекватность среде. Любой сад, пусть даже и красивый, который не будет гармонировать с ландшафтом, начинающимся за оградой, будет выглядеть нежизнеспособно и чужеродно. И не надо бояться, что ваш сад будет походить на соседский. Просто найдите хорошего дизайнера, и он больше вашего будет заинтересован в том, чтобы его проект отличался оригинальностью. В конце концов, если обращаться к опыту истории, понятно, что все русские усадьбы или все итальянские виллы имеют общие черты, но каждая из них прекрасна по-своему.

Разумеется, единой национальной стилистики в садовом дизайне не осталось, пожалуй, нигде в мире. Как и везде, петербургским ландшафтным дизайнерам приходится в основном решать мелкие функциональные задачи на средних по размеру участках. "Есть две основные тенденции, - считает Наталия Бендер. - Никто не хочет регулярный парк, и никто не хочет фруктовый сад, но все хотят, чтобы проект был осуществлен таким образом, чтобы за садом уже не нужно было ухаживать. И очень трудно объяснить, что так не бывает. Хуже всего, когда муж мечтает о красивой рощице, жена требует море цветов, их дети хотят, чтобы было, как на вилле у друзей в Майами, а их пожилые родители просят огородик с теплицами... Отсюда и происходит вся эта эклектика".

"Мы бы с удовольствием воссоздавали, например, стиль русской усадьбы, - говорит Юрий Скибин, - но желающих это делать, прямо скажем, немного. Как правило, людям нужен газончик, чтобы жарить шашлыки, клумба под окном, небольшой пруд и беседка. И это общемировой тренд. Сегодня главное требование у всех людей - комфорт и уют. А стилистика уже складывается из индивидуальных предпочтений, поэтому национальная эстетика и торжество чистого стиля остались безвозвратно в прошлом".

В идеале ландшафтный дизайнер должен начинать работать вместе с архитектором будущего дома и желательно также с дизайнером интерьеров. Понятно, что только в этом случае можно гарантировать единство всех стилевых решений. Одна сотка обойдется в среднем в тысячу долларов, но еще по крайней мере в течение последующих двух-трех лет вам понадобится помощь профессионалов, которые должны будут поддерживать созданный сад в надлежащем состоянии. В одиночку, особенно если речь идет о больших площадях, здесь не справиться, так что, создавая свой сад, неплохо обзавестись и садовником, чьи функции может с удовольствием взять на себя та же фирма, которая будет заниматься и его дизайном. А потом уже, на досуге, сидя в любимой беседке и попивая имбирный чай, можно с удовольствием перечитать "Потерянный рай" Джона Мильтона и еще раз помечтать о тех райских садах, которые мы потеряли.

У партнеров

    Реклама