Искусство благородных инвестиций

Создание сада есть самое добродетельное из известных миру развлечений богатых людей

Искусство садоводства, которое можно было бы назвать элитным департаментом агрикультуры, представляется одним из самых подходящих нравам высшего класса, и более того - одним из самых добродетельных среди всех его забав. Как род культуры оно прививает вкус к невинным и благостным сельскохозяйственным экзерсисам на свежем воздухе; как способ украшения загородных владений оно отвлекает человека от бестолкового и праздного расточительства, которое является частым спутником тугого кошелька. Кроме того, садоводство предоставляет обеспеченным людям еще одно немаловажное преимущество - возможность сочетать красоту городской и сельской жизни. Подобные удовольствия в конечном счете внушают любовь к пребыванию на своей земле, что само по себе уже есть общественное благо.

Как писал французский поэт XVIII века Жак Делиль - "внушив любовь к полям, внушаем добродетель". Деньги, которые могли быть потрачены на никчемные излишества нашей потребительской цивилизации, вкладываются в украшение родного края (пусть даже плоды столь милых капиталовложений в большинстве случаев остаются недоступны всеобщему вниманию). Главное, что эти инвестиции в личное благополучие не только не вредят общественному вкусу, но, напротив, обогащают его, как бы назидательно скучно это ни звучало.

Остерегайтесь подделок!

В современном мире садово-парковое искусство превратилось (а может быть, и всегда было) во вполне доходный вид коммерции, именуемый ландшафтным дизайном. Собственно говоря, не только доходный, но и весьма разумный и адекватный. Спрос на красивый, хорошо продуманный сад так же логичен, как спрос на элегантную и ладно скроенную по эксклюзивному дизайну одежду. На первый взгляд, в ландшафтном дизайне, по сравнению с прочими атрибутами индустрии люкс, риск столкновения с подделкой минимален. Речь идет не только о посадочном материале - тут недобросовестный поставщик под видом экзотического растения легко может всучить какой-нибудь контрафактный экземпляр, который через год увянет, вымерзнет или, напротив, нагло расплодится по всему вашему саду-огороду. Трехлетнюю гарантию на однолетний цветок никто вам не даст (это не утюг), поэтому единственным средством защиты от профанации является наличие собственного садовника, в роли которого может выступать - почему бы и нет? - та же студия ландшафтного дизайна, которой вы доверите устройство загородного эдема.

Как ни странно, наибольшая угроза подделки исходит от вас самих. Наиболее распространенный вариант - страстное желание кардинальным образом изменить ландшафт вопреки древним правилам агрикультуры и советам грамотного дизайнера. Например, искромсать равнинный пейзаж всевозможными террасами, склонами и горками. Природу не обмануть, и в данном случае она будет медленно, но верно выправлять и выравнивать ваши причуды, стремясь привести в равновесие ландшафт сада с окружающим пейзажем. И наоборот, сколько ни выравнивай свой участок, если он неровен по определению природы, которая веками вырезала в данном месте причудливые балки и пригорки, внутренние силы земли будут из года в год ломать и перекраивать недальновидный замысел, выношенный в отрыве от реальности. Но даже если дизайнерские поползновения заказчика ограничиваются миниатюрными демаршами, риск получить какой-нибудь "ручей-подделку" или "контрафактную" альпийскую горку даже при аккуратной и добросовестной работе дизайнеров исключать нельзя.

"Основная задача при создании сада, - справедливо утверждает менеджер компании " Динос-Парк " Екатерина Андреева, - сохранить существующий ландшафт, если он, конечно, представляет какую-то ценность, то есть если это не картофельное поле. Что не всегда понимают заказчики и практически никогда не понимают строители. Существующий естественный ландшафт и определяет стоимость земельного участка. Поэтому и обращаться в ландшафтные фирмы целесообразно еще до начала строительства - с тем, чтобы рационально разместить строения и сооружения на своем участке, произведя четкое зонирование территории, в частности, чтобы поля фильтрации и септики не оказались в зоне отдыха или на детской площадке".

Прагматизм идиллии

Идеальный сад рождается не на бумаге и требует не столько финансовых затрат, сколько внимательного и вдумчивого отношения к природе. Прежде всего нужно отказаться от честолюбивых планов поразить грядущим великолепием своих друзей и соседей. В вашем саду должно быть хорошо вам, а не соседям и даже не дизайнеру, который в русле творческого эксперимента может увлечься реализацией своих психоделических фантазмов. Например, если вы никогда не задерживаетесь в Эрмитаже в залах античной скульптуры более четверти часа, то с чего вы взяли, что будете любоваться жалкими копиями в своем саду? Вместо того чтобы городить вдоль дорожек манерные статуи, не честнее ли засадить сад роскошной капустой и импозантными тыквами, мило огородив их ивовым плетнем или невысокой каменной оградой? Помимо естественного эстетического удовольствия они принесут вам и практическую пользу.

Кому-то это покажется спорным, но сад вообще должен быть практичным пространством. Если вы строите три беседки и они все время пустуют, поверьте - как минимум две из них лишние и отнюдь не украшают ваш сад, привнося в него ненужный хаос. Любое здание или постройка - а они считаются наибольшей роскошью в садах и предметом особого хвастовства - годами будут торчать немым укором и неувядающей насмешкой над вашими стараниями, если им не найдется применения.

Такими же смехотворными выглядят порой попытки создать на участке искусственные руины. Например, подъемный мост, озаглавленный каменными башенками с бойницами, которые вы будете притворно залеплять декоративными мхами и лишайниками. Нужен мостик через ручей - не вопрос, но при чем здесь бойницы и подъемные механизмы, а также нарочитое подражание старине? Пройдет пара сотен лет, и ветры с дождями естественным образом облагородят ваши строения, если они, конечно, не были игрушечными. Вывод: время есть лучший художник в вашем саду. Если "холст" был грамотно загрунтован, то время найдет нужные краски, чтобы сделать искомый ландшафт столь же живописным, как пейзажи Пуссена и Лоррена. Впрочем, любоваться им будут уже благодарные потомки.

Гармония против симметрии

Сады, как известно, бывают регулярными и нерегулярными. Первый тип олицетворяет французский сад, основоположником которого считается французский "ландшафтный дизайнер" гениальный Андре Ленотр, создавший парки Версаля, Тюильри и Сен-Клу под Парижем. Современная школа ландшафтного дизайна имеет мало общего с принципами регулярного сада, для которого характерны строгая осевая симметрия, помпезность и театральность. Такой сад с его геометричеcкими фигурами тополей, пышными орнаментальными цветниками и разграфленной по линейке системой аллей лишен очарования живой природы, противящейся, как известно, всякой упорядоченности. Как гласит древняя максима - когда человека покидает чувство гармонии, он обращается к симметрии. Регулярный подобно тому, как восхищает красивая и правильная речь искусного оратора. Однако всякий нормальный человек предпочтет ей неровную и сбивчивую, но теплую и искреннюю беседу с другом.

Таков иррегулярный сад, который исторически ассоциируют с английским парком.

Основной принцип такого сада - преклонение перед естественным ландшафтом и иррациональное сочетание больших и малых форм, например раскидистых дубов и маленьких кустарничков, узенького, извилистого ручейка и больших, величественных валунов. К этому же типу относят обыкновенно и русский приусадебный сад.

Последний в истории мирового садоводства стоит особняком. Вся прелесть классического русского сада при усадьбе заключалась в сочетании регулярного и нерегулярного стилей. С одной стороны, такой сад разбивался довольно строго по оси, но, как правило, на склоне, перпендикулярно реке или ручью, из-за чего часто располагался террасами, которые могли объединяться величественной липовой аллеей или системой "случайных" дорожек и тропинок. А перед фасадом усадьбы обычно разбивался регулярного вида цветник во французском стиле, вокруг которого к подъезду усадьбы вели широкие полукруглые дорожки. Регулярная стилистика иногда распространялась и на прилегающие к усадьбе территории, однако она была сродни скорее итальянской вилле с террасами, хозяйственными постройками, беседками, скульптурами и гротами, нежели упорядоченному французскому парку, в котором вряд ли нашлось бы место чеховскому вишневому саду.

Главная особенность и достоинство русского сада такое же, как и у русского языка, - синтетичность, то есть способность сочетать все что угодно, придумывая и наслаивая новое, которое органично вписывается в рамки старого и общепринятого. Как ни странно, но сегодня в мировом садоводстве начинает преобладать именно такая, синтетическая модель ландшафтного дизайна.

Природа в миниатюре

Современное садоводство активно эксплуатирует традиции японского сада, так как сегодня дизайнерам приходится оперировать более ограниченными пространствами, нежели великим зодчим эпохи классицизма. Японскому саду чужды и естественность, и регулярность. Он копирует природу в миниатюре, отсюда все эти зонтичные сосенки и карликовые деревца, иероглифами склоняющиеся над блюдцами крошечных водоемов, причудливые дорожки, извивающиеся, как горные хребты или каменные реки... Все есть имитация природы в японском саду, но имитация эстетическая, хотя и вынужденная, клаустрофобическая - земля в Японии дорогая, на всех не хватает, вот и пытаются тамошние садоводы создать иллюзию пространственной глубины посредством необычных пропорций и сложных декоративных решений.

Полностью переносить японские принципы на русские раздолья нелепо, тем более что их орхидеи и сакуры на Карельском перешейке все равно перемерзнут, однако опыт японцев может оказаться незаменимым в условиях небольшого участка. На небольших же участках вполне легитимным может оказаться вариант японского уголка, "спрятанного" где-нибудь за речкой или в рощице в паре сотен метров от дома. При удачной работе дизайнера он столь же органично, сколь и незаметно, впишется в общий ландшафт, образуя самостоятельный элемент всего сада или парка. Кстати, игра с ограниченным пространством крайне просто решается и в голландском типе сада: аккуратный газон-лужайка, линейка тюльпанов и перевернутая тачка у дорожки - очарование экологической скупости...

Увлечению восточными традициями у нас сопутствовала мода на прагматичный американский модерн, для которого сад есть функциональный придаток дома с бассейном и теннисным кортом. По известным климатическим причинам менее популярен колониальный стиль, который весь - коллекция пиратских откровений. Деревянные статуи африканских божков соседствуют с перголами, увитыми лианами и яркими цветами, за лужайкой с мангалом и плетеными креслами красуется гамак, дорожки вымощены здоровенными плитами, а кустарнички подстрижены в форме жирафов и слонов. Проблема в том, что лианы у нас на севере мрут, как кактусы и орхидеи, да и специалистов по фигурной стрижке кустарников найдется пока немного. Так что скопировать колониальный стиль в чистом виде где-нибудь в Токсово или Репино все равно не удастся.

Ужасы нашего городка

Самая острая, хотя и не столь очевидная на первый взгляд проблема, с которой сталкивается у нас ландшафтный дизайнер, - отнюдь не капризы заказчиков. Самое ужасное - отсутствие продуманного проектирования земельных участков и варварские методы строительства домов. Трудно понять, чем руководствуются люди, которые за это отвечают, поскольку они буквально кромсают землю на куски, совершенно не заботясь о ландшафте. Такое ощущение, что в комитетах по архитектуре и строительству просто расчерчивают все по линейке на аккуратные прямоугольники и таким образом варварски уродуют природу. "Режут буквально по живому, - сетует генеральный директор фирмы " СпецПаркДизайн " Юрий Скибин. - О красоте никто и не задумывается. Поселки и план разбивки земельных участков проектируют, абсолютно не учитывая особенности рельефа. Есть холм, нет холма - никакой разницы. Все срезается подчистую. Обидно, потому что, объективно говоря, многие красивые ландшафты под Петербургом сегодня просто уничтожаются".

В результате получается, что ландшафтным дизайнерам зачастую приходится начинать работать в заведомо некорректных условиях. "Иногда диву даешься, как человек вообще мог купить такой некрасивый участок, - делится впечатлениями Наталия Бендер, заместитель генерального директора студии " Артизан ". - Природа у нас и без того скудная, но люди умудряются купить гектар болота, а потом просят превратить эту трясину в цветущий сад, какой они видели на южных курортах, совершенно не понимая, что вся эта флора у нас расти не будет".

"Высоту заборов нужно устанавливать законодательно, как это делается в других странах, - считает Юрий Скибин. - Представьте себе поселок, весь поделенный на секции, огороженные глухими трехметровыми стенами. Все достоинства местного рельефа убиваются на корню сразу и навсегда. О ландшафтном единстве данной среды обитания приходится забыть. Такие поселки мы в шутку называем мизантрополисами".

Получается, что люди строят себе персональные "тюремные" зоны, внутри которых они пытаются создать отдельный мир, никак не сообразующийся с окружающей природой. И даже если талантливый дизайнер создаст внутри такой зоны красивое и комфортное пространство, внешне сам поселок останется непривлекателен. Самое смешное, что проблем безопасности высокий и глухой забор не решает, если на участке отсутствует сложная и разветвленная система видеонаблюдения со службой охраны. Ведь грабителю гораздо комфортнее "работать", когда его не видно с соседних участков.

Конечно, подобные нелепости и уродства, носящие во многом системный характер, несколько сглаживаются, когда речь заходит о больших участках площадью в несколько гектаров. Соответствующие пространства в отдельных случаях могут претендовать на статус обособленного микроландшафта, но владеть и осваивать такие угодья может и хочет весьма ограниченное число людей. Как правило, ландшафтным дизайнерам приходится иметь дело с участками размером в гектар или того меньше, а это на самом деле не так уж и много - подобное пространство можно окинуть одним взглядом.

Торжество эклектики

Все лучшие сады мира являются, по сути, квинтэссенцией местной природы, всех ее самых привлекательных особенностей в данном конкретном месте. Никогда и нигде агрессивный импорт чужеземной флоры и экзотической стилистики не давал эстетически интересных и ценных результатов. И если в ваши планы не входит создание нового Ботанического сада, то лучше всего хорошенько вглядеться в родную природу и понять, что вам в ней нравится больше всего, а что совсем даже и не нравится. И уже исходя из своих личных отношений с местным ландшафтом можно начинать разрабатывать концепцию будущего сада - то, насколько он будет регулярным, естественным, функциональным, в какой пропорции в нем будут сосуществовать его основные элементы (цветы, фруктовые деревья, лес, водоемы), как будут размещаться хозяйственные и декоративные постройки и т.д.

Но главное условие, как, собственно, и при строительстве загородного дома, которое нужно принять во внимание, - это адекватность среде. Любой сад, пусть даже и красивый, который не будет гармонировать с ландшафтом, начинающимся за оградой, будет выглядеть нежизнеспособно и чужеродно. И не надо бояться, что ваш сад будет походить на соседский. Просто найдите хорошего дизайнера, и он больше вашего будет заинтересован в том, чтобы его проект отличался оригинальностью. В конце концов, если обращаться к опыту истории, понятно, что все русские усадьбы или все итальянские виллы имеют общие черты, но каждая из них прекрасна по-своему.

Разумеется, единой национальной стилистики в садовом дизайне не осталось, пожалуй, нигде в мире. Как и везде, петербургским ландшафтным дизайнерам приходится в основном решать мелкие функциональные задачи на средних по размеру участках. "Есть две основные тенденции, - считает Наталия Бендер. - Никто не хочет регулярный парк, и никто не хочет фруктовый сад, но все хотят, чтобы проект был осуществлен таким образом, чтобы за садом уже не нужно было ухаживать. И очень трудно объяснить, что так не бывает. Хуже всего, когда муж мечтает о красивой рощице, жена требует море цветов, их дети хотят, чтобы было, как на вилле у друзей в Майами, а их пожилые родители просят огородик с теплицами... Отсюда и происходит вся эта эклектика".

"Мы бы с удовольствием воссоздавали, например, стиль русской усадьбы, - говорит Юрий Скибин, - но желающих это делать, прямо скажем, немного. Как правило, людям нужен газончик, чтобы жарить шашлыки, клумба под окном, небольшой пруд и беседка. И это общемировой тренд. Сегодня главное требование у всех людей - комфорт и уют. А стилистика уже складывается из индивидуальных предпочтений, поэтому национальная эстетика и торжество чистого стиля остались безвозвратно в прошлом".

В идеале ландшафтный дизайнер должен начинать работать вместе с архитектором будущего дома и желательно также с дизайнером интерьеров. Понятно, что только в этом случае можно гарантировать единство всех стилевых решений. Одна сотка обойдется в среднем в тысячу долларов, но еще по крайней мере в течение последующих двух-трех лет вам понадобится помощь профессионалов, которые должны будут поддерживать созданный сад в надлежащем состоянии. В одиночку, особенно если речь идет о больших площадях, здесь не справиться, так что, создавая свой сад, неплохо обзавестись и садовником, чьи функции может с удовольствием взять на себя та же фирма, которая будет заниматься и его дизайном. А потом уже, на досуге, сидя в любимой беседке и попивая имбирный чай, можно с удовольствием перечитать "Потерянный рай" Джона Мильтона и еще раз помечтать о тех райских садах, которые мы потеряли.