Глобализм по наитию

Очень хорошо помню свое первое посещение "Идеальной чашки". Восемь утра, нежный запах кофе, заворачиваешь и попадаешь в "густую" атмосферу кофейни, почему-то заказываешь чай с молоком, берешь со стойки свежую газету и через полчаса с удовольствием идешь на работу. Тогда никто и не знал, что это - сеть кофеен. Я почему-то думал, что сетью кофеен должна заведовать солидная дама и, надо сказать, был приятно удивлен, когда обнаружил за директорским столом совсем еще юную леди. На визитке никакого отчества - просто Анна Матвеева. Хорошо, подумал я, что мы не столкнулись в коридоре офиса - ничем от своих сотрудников внешне она не отличается, и не только от сотрудников, но и от тех, кто приходит выпить кофе в "Идеальную чашку", и Анна, похоже, весьма этим довольна. По тому же принципу действовал когда-то Генри Форд, так же ведет себя на работе Билл Гейтс. Это не просто демократизм, это в чистом виде глобализм, причем интуитивный, потому что глобализм в конечном счете - это стирание границ, мешающих бизнесу. Это актуальное словечко так и вертелось у меня на языке, в чем я Анне сразу честно признался. Наверное, поэтому мы и начали с этого разговор.
Анна Матвеева

- "Идеальную чашку" можно уверенно назвать ярким примером глобализма, потому что организация у нас сети кофеен, построенной, как мне кажется, по американскому принципу, - это ли не глобализм?

- Это скорее не американские принципы, а их адаптация. Американцы ориентированы на fast, то есть на быстроту и выбор, и едят на бегу из пластиковых стаканчиков. Поэтому там у кофеен несколько другой формат - они меньше по площади, в них мало посадочных мест и все "на вынос", нет необходимости в "атмосфере". Мы же предлагаем соединение быстрого формата, который подразумевает отсутствие долгого ожидания и большого чека, и такого вида кофейни, в которой можно посидеть, отдохнуть и расслабиться. В России существуют традиции длительных чаепитий, или, если хотите, "кофепитий", и наша сеть - такой своеобразный mix, возможность уютно посидеть за чашкой чая или кофе, не теряя время на длительное ожидание и не тратя огромную сумму денег. Первое свое кафе я делала под себя. Я просто подумала, каким должно быть кафе, в которое я бы сама ходила с удовольствием, какой должны быть атмосфера и интерьер, посуда и рецепты, официанты и люди за соседними столиками, с которыми мне было бы приятно выпить чашку

- То есть вы создавали "Чашку" интуитивно, не особенно задумываясь, как сделать ее отличной от европейских и московских кофеен?

- Было незачем об этом думать, мы были первыми в России - и в Петербурге и в Москве ничего похожего не было, этим мы уже отличались. Мы - это мы. А вот от Европы... Нам не хотелось делать абсолютно европейское кафе. Такие кафе, как в Европе, у нас еще не востребованы: слишком пафосно; хотелось сделать что-нибудь более демократичное, знаете, такую гостиную, гостиную города, чтобы не на кухне чай пить, а в "Идеальной чашке".

- У вас такой вполне романтичный бизнес...

- Женский...

- Ну, не знаю, во всяком случае - не макаронная фабрика. Вы считаете, что это реализация вашей мечты?

- Не могу сказать, что всю жизнь мечтала открыть сеть кофеен, просто, знаете, судьба... так сложилась жизнь, что в определенный момент времени я этим занялась. А вообще, как любая нормальная женщина, я хотела получить образование, хорошую стабильную работу, мужа, детей, уютный дом, и чтобы просто все было хорошо.

- То есть это все-таки могла быть и макаронная фабрика?

- Нет, наверное, я бы не стала ее открывать. Так получилась, что я вошла в бизнес именно через эту отрасль. Теперь, став значительно более профессиональным менеджером, я могу рассматривать бизнес как бизнес, видеть определенную прелесть, красоту и в макаронной фабрике, потому что для меня важен теперь не продукт, то есть собственно макароны, а система, позволяющая его производить, и мои интересы лежат в области создания такой системы. А когда я начинала заниматься бизнесом, для меня важен был как раз продукт, эта вот чашечка кофе, общение и тому подобное.

- Макаронная фабрика, наверное, приносит большую прибыль?

- Может, и приносит, но и вложений требует больших.

- Хорошо, но вам-то хотелось сделать что-нибудь красивое, изящное?

- Конечно. Еще хотелось сделать то, что будет востребовано. Востребованность - это вообще очень важное понятие для бизнеса.

- А что интереснее - владеть бизнесом или управлять им?

- Владение - очень сложный процесс. От владельца требуется доверие к людям, способность делегировать полномочия и, конечно, любовь к тому, что ты делаешь, потому что без любви очень сложно владеть. Владение - это точно такой же рабочий процесс, он занимает много времени, и от управления своим бизнесом люди отходят, как правило, умудренные опытом, имеющие уже некий философский подход к бизнесу вообще.

- А вам пока интереснее управлять, чем смотреть на все это сверху?

- Безусловно.

- Скажите, на ваш взгляд, существуют ли различия между петербургской и московской деловыми элитами, существует ли вообще такая проблема?

- Я бы не назвала это проблемой, но различия, безусловно, есть. Сейчас мы как раз подписали контракт - будем в октябре открывать "Идеальную чашку" в Москве, и, конечно, разница чувствуется и в менталитете, и в стиле общения, и во многом другом.

Там другой ритм жизни и, может быть, оттого, что быстрее меняется картинка, ты не успеваешь вникнуть, понять человека. Я была на одном приеме в Москве - там некий работающий и живущий теперь в Москве петербуржец сказал: "Сразу видно, что ты из Петербурга: у тебя взгляд глубже, и потом, в Москве так в глаза не смотрят".

- Но ведь к бизнесу это отношения не имеет?

- Почему? Контракты подписываются людьми. Не случайно сделки не осуществляются по Интернету: очень важен личный контакт, часто только при встрече партнеры решают - "да" или "нет".

- Может быть, так легче делать бизнес, не особенно вглядываясь и не очень задумываясь? Ведь они хорошо ведут дела.

- Отлично. А для нас это необычно, непривычно, я бы так не хотела делать бизнес. Дело не в том, что сложно, просто это не доставляет такого удовольствия, какое получаешь от этого процесса в Петербурге. Вообще, мне кажется, очень важно получать удовольствие от того, что ты делаешь, это такое совмещение приятного с полезным.

- Ну, вот, кажется, я отошел от первого шока, надо сказать, очень приятного, когда вместо дамы в деловом костюме увидел барышню в демократичных джинсах. Так было всегда?

- На самом деле, когда я только начинала заниматься бизнесом, хотела ввести некие корпоративные стандарты в этом отношении, но потом поняла, что нет необходимости. У нас работает очень много молодых людей, мы работаем для молодежи и загонять людей в какие-то рамки неправильно. Они будут надевать форму, как в школе, и прощай свобода и креативность: так... пришли, отбарабанили положенные восемь часов и ушли.

- У вас в офисе у всех такой молодежный, демократичный имидж, но ведь вам приходится общаться не только со своими сотрудниками, но и с солидными дядями в галстуках.

- Когда у меня проходят переговоры, я, конечно, стараюсь "соответствовать", хотя надо сказать, что классический стиль - это не мой стиль. Я никогда не ношу пиджаков, просто меняю джинсы на какие-нибудь брюки или юбку, а топ - на блузку, и все.

- Ну а вдруг кто-то пришел посреди рабочего дня?

- Вдруг? Нет, такого не бывает. Ну а если пришел, то это его проблемы.

- То есть вы, ломая стереотипы, навязываете свой стиль окружающим?

- Нет, это, на самом деле, еще одна из особенностей Петербурга. У нас люди, занимающиеся малым бизнесом, одеваются достаточно свободно, то есть такого уровня консерватизма, "брючности" и "галстучности" у нас меньше, чем в Москве.

- Нельзя сказать, что у вас малый бизнес, у вас сеть кофеен, а не одно маленькое кафе. Это же как минимум средний бизнес?

- Возможно, и средний, но что говорить про меня - владельца пусть даже сети кофеен, если такой монстр бизнеса, как Билл Гейтс, ходит на работу в футболке и кроссовках.

- Первые крупные капиталисты в свое время сменили сюртуки на пиджаки, чтобы больше походить на своих служащих и отличаться от людей, ведущих праздную жизнь. Может, и теперь будет так - в пиджаках останутся только праздные люди?

- Вообще, я считаю, главное - себя чувствовать комфортно. У нас есть сотрудник, который привык работать в костюме, приучен со школы - всегда в костюме и галстуке, ему так удобно. Вряд ли стоит его заставлять одеваться как-то иначе. Я же не ношу пиджаков, некомфортно мне в них...

- Попробую угадать ваши пристрастия. Вы любите музыку и путешествия, причем по городам, а не по джунглям. Верно?

- Да, я действительно люблю путешествовать, и именно по городам. То есть я, конечно, люблю море, но мне интереснее на что-нибудь посмотреть, очутиться внутри новой для меня культуры. Просто лежать на пляже - этого я терпеть не могу. Что касается музыки... Не могу сказать, что я страстная поклонница музыки. Музыка для меня - фон, я люблю, когда играет музыка, но не стараюсь запомнить, что это, чтобы послушать ее потом. С удовольствием слушаю классическую музыку, при этом часто иду на концерт, не зная, что буду слушать, доверяя имени исполнителя.

- А города, по которым вы путешествуете, среди них есть любимый?

- Не знаю... Все, что новое, то и любимое. Была недавно в Гамбурге - такой красивый город, я по уши влюбилась в него, он очень зеленый, воды много, и получается такой микст: каналы, как в Венеции, большие площади, как в Париже, озеро огромное, как в Женеве, широкие дороги и нет пробок, размеренная спокойная жизнь, - замечательно. Я там обедала в одном ресторанчике, расположенном на автобусной остановке. Представляете: сидишь, останавливается автобус, из него выходят люди прямо чуть ли не к тебе за столик, и это не вызывает никакого антагонизма, ни они мне, ни я им не мешаю. И потом, важно, с кем ты путешествуешь и какое у тебя настроение. Можно приехать в один и тот же город с разными людьми, и он произведет на тебя разное впечатление.

- Я думал, вы южные города предпочитаете...

- Предпочитаю южные, а люблю, как видите, северные - Петербург, Гамбург... Вообще, у меня много серьезных увлечений, например увлекаюсь живописью.

- Вот это уже неожиданно! Маслом пишете?

- Нет, рисую. Я училась в студии при Академии художеств.

- Вы никогда не думали заняться дизайном, открыть дизайнерскую студию? Нет желания заняться дизайном одежды, например?

- Одежды? Нет, я бы тогда занялась дизайном интерьера. Интерьер - вещь атмосферная, интерьер - это пространство, некий вакуум, в который попадает человек, а одежда и то, как она выглядит, очень зависит от того, кто ее надел.

- То есть одежда для вас не так важна, как более "пространственные вещи"?

- Да, не так важна. Я в этом смысле достаточно демократична, и потом: ужасно не люблю ходить по магазинам. Я выбрала две или три марки, которые мне нравятся, и когда мне надо купить одежду, иду туда, выбираю джинсы и знаю наверняка, что они на меня сядут, не надо будет бегать по другим магазинам, и это счастье.

- А что в окружающей действительности занимает вас, кроме одежды, к которой вы относитесь спокойно?

- То есть на что я готова тратить деньги?

- Ну, например.

- На самом деле мне очень нравятся еда и вино. Я люблю сама готовить, и если иду в ресторан, то замечаю все мелочи, тщательно выбираю блюда и вина. Про вина я прочитала очень много книг, много вин перепробовала, дома у меня целая коллекция аксессуаров для вина - специальных ножей, открывашек... Кроме того, в моей жизни достаточно важное место занимает спорт, причем спорт различный - начиная с бега и заканчивая экстремальными видами. Люблю ролики, сейчас "обкатываю" мотоцикл. Такие вещи, как прыжки с парашютом или дайвинг, конечно, разовые, но я не отказываю себе в этом удовольствии. Недавно в Гамбурге прыгнула с пятиметровой вышки.

- А не страшно?

- Это адреналин, весь бизнес делается на адреналине, когда ты спокоен - нет куража, не хватает стимула.

- Вас бизнес сильно изменил?

- Да, наверно. Я стала более общительна, работа руководителя заставляет быть экстравертом, ведь если ты не умеешь общаться с людьми, возникают огромные трудности. Вот вы, наверно, думаете, что для меня самое главное событие в бизнесе - это открытие первой кофейни. Важное, конечно, событие, но более значимым было осознание, что же такое на самом деле бизнес.

- А семья важнее, чем бизнес?

- Не могу определенно ответить на этот вопрос: у меня, к счастью, пока не было проблемы выбора. Если бы она встала, я бы выбрала семью, наверное... Не знаю... В какой-то ситуации выбрала бы бизнес...

- Спасибо за искренность.

- Знаете, жизнь так многообразна и непредсказуема, мне кажется неправильной сама постановка вопроса. Если он стоит так - семья или бизнес, - значит, что-то неправильно.

- Ну, хорошо, и все-таки - если бы не "Идеальная чашка"?

- Теперь, пройдя определенный отрезок пути, трудно об этом рассуждать, может быть, я и занялась бы серьезно дизайном или стала бы шеф-поваром. Но одно точно знаю: обязательно занялась бы чем-нибудь креативным, чем-то, где результат виден сразу и зависит только от тебя.