Ничейная земля

Стабильность бизнеса любой страховой компании зависит от сбалансированности ее портфеля, а значит, от наличия в нем договоров страхования физических лиц

Если рынок страхования юридических лиц более или менее освоен, то страхование физических лиц - поле практически непаханое. И это несмотря на то, что о необходимости развития и продвижения услуг страхования частным клиентам компании говорят уже несколько лет. Впрочем, именно сейчас, с началом действия Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, страховщики столкнутся с массой физических лиц непосредственно, а следовательно, именно сейчас рынок может получить долгожданное развитие. О состоянии и перспективах рынка страхования физических лиц корреспондент журнала "Эксперт С-З" беседует с директором петербургского филиала страховой компании РОСНО Юрием Ламоткиным.
Юрий Ламоткин

- Как бы вы оценили на сегодняшний день потенциал рынка страхования физлиц в Петербурге?

- С очень большой натяжкой я бы сказал, что около 20% работающего населения могут стать клиентами страховщиков. По сути, это тот самый средний класс - основа благосостояния как общества в целом, так и страховщиков в частности. Любая разумно мыслящая страховая компания понимает, что стабильность бизнеса существенно зависит от сбалансированности портфеля и в немалой степени - от наличия в нем договоров страхования физических лиц. Если портфель компании состоит только из крупных корпоративных клиентов, то потеря каждого весьма заметна. А сейчас доля премий от физических лиц в портфелях крупных страховщиков очень небольшая.

Рынок страхования физических лиц не имеет явных лидеров, по сути, страховщики только выходят на него. Если мы не будем учитывать страхование автогражданской ответственности, то получится, что суммы, собранные по страхованию физических лиц, не являются определяющими у большинства страховых компаний.

- Какие виды страхования пользуются наибольшим спросом со стороны частных клиентов?

- Достаточно высок спрос, который продолжает расти, на страхование транспорта и имущества (квартиры, дачи) физических лиц. Меньшая доля в портфеле физических лиц приходится на добровольное медицинское страхование и страхование от несчастного случая. Капля в море - страхование жизни (за исключением специализированных компаний).

-Что нового предлагают сами страховщики - ведутся ли разработки "свежих" страховых продуктов?

- Страховщики достаточно быстро реагируют на появление новых рынков. Например, появление ипотечного кредитования стимулировало предложение соответствующих страховых продуктов. Другое дело, что дальнейшее развитие этого направления, естественно, зависит от того, как будут развиваться программы ипотечного кредитования.

- Изменится ли распределение сил на рынке страхования физлиц? Появились ли в последнее время новые лидеры?

- Существенного прорыва каких-либо компаний или перераспределения сил на рынке физических лиц не было. Если мы сравним рейтинги 2002 и 2001 годов, то ротация происходила в первой двадцатке участников. Кто был первым - мог стать вторым, пятый - третьим и т.д. Тем более что, как я уже говорил, доля физических лиц слишком незначительна в общем объеме собранных страховых премий. Рынок находится в начальной стадии развития, и явных лидеров здесь пока просто нет.

- Наблюдаете ли вы положительные сдвиги на рынке за последние годы?

- Очевидно, что число застрахованных физических лиц все-таки увеличивается. Кроме того, тот, кто три года назад страховал только свой автомобиль, теперь страхует квартиру, дачу, здоровье. Доверие со стороны клиентов растет, а рынок развивается.

- По утверждению большинства страховщиков, для них основным стимулом поддержки идеи обязательной "автогражданки" являлся тот факт, что ОСАГО будет побуждать клиентов покупать другие виды страховых полисов. Вы согласны с этой точкой зрения? Насколько эффективно, по-вашему, сработает этот механизм?

- Все крупные страховые компании знают, что на сегодняшний день чем больше договоров страхования автогражданской ответственности они заключают, тем больше убытков грозит им в будущем. Тем не менее, многие все равно стремятся страховать больше и больше, сознавая, что это выход на физическое лицо.

Не секрет, что значительная часть населения негативно относится к введению ОСАГО. Однако от негатива до позитива - один шаг. Если за время действия договора страхования автогражданской ответственности с клиентом, его близким или знакомым произойдет страховой случай и страховая компания выполнит свои обязательства должным образом, клиент может стать лояльно настроенным к страхованию в целом и задуматься о приобретении других страховых продуктов.