ОСАГО: первые итоги

По мнению страховщиков, закон об ОСАГО оказался работоспособным

Несмотря на определенные опасения, которые высказывали специалисты накануне введения обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), все оказалось не так страшно. Уже 1 июля, когда закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в действие, в офисы страховых компаний выстроились небывалые очереди автовладельцев, желавших получить соответствующий полис.

"Людей действительно пришло больше, чем ожидали, но четкая работа сотрудников компании позволила нам справиться с ситуацией", - говорит директор петербургского филиала " Ингосстраха" Галина Максимова.

Страховщиков приятно удивил тот факт, что большинство клиентов с пониманием отнеслись к необходимости приобретения полисов ОСАГО (их в России за первый месяц было продано свыше 1 млн). По словам руководителя отдела маркетинга страховой компании "АСК-Петербург" Татьяны Долининой, "отношение рядового потребителя оказалось гораздо более положительным, чем мы ожидали. Люди не ругались, не обвиняли страховщиков в желании нажиться, не пытались высказывать претензии".

Страховщики среагировали на выросший спрос на страховые услуги открытием дополнительных офисов и пунктов продаж. Так, "Русский мир" сейчас продает полисы ОСАГО в 12 пунктах, а к ноябрю планирует довести их число до 50. Филиал "Ингосстраха" в Петербурге заключил договор о продаже своих полисов через сеть автозаправок Neste, а СО "Регион" - через отделения Сбербанка.

Ложка дегтя

Вместе с тем уже первые дни работы закона выявили и ряд проблем, впрочем, предсказуемых. Прежде всего они были связаны со слабой отработанностью практических процедур. Так, по словам начальника автоуправления петербургского филилиала "Альфа-страхования" Игоря Ясногородского, когда начались первые страховые случаи, страховщики столкнулись с отсутствием извещений у потерпевших, которые, по закону, являются обязательными. Они просто не были напечатаны в срок.

Кроме того, пока отсутствуют нормативные документы, обязывающие сотрудников ГИБДД предоставлять информацию страховым компаниям. Так, по словам первого заместителя генерального директора страховой компании "Росгосстрах Северо-Запад" Татьяны Никитиной, сейчас в протоколе об административных правонарушениях обстоятельства ДТП описываются слишком узко, в частности - с точки зрения страховщика протокол должен содержать более подробное описание аварии. "В нынешних условиях мы не можем сделать вывод, кто виновен в ДТП, кто нарушил какие правила и т.д.", - отмечает Никитина. В этих условиях страховщики вынуждены или принимать решение "с закрытыми глазами", или направлять каждое дело в суд, который уже сможет запросить в ГИБДД более детальную информацию.

Экономия боком

Столкнулись страховые компании и с первыми случаями мошенничества. "На территории страны появились поддельные бланки и наклейки", - отмечает глава отдела автострахования петербургского "Ингосстраха" Юрий Волков. Татьяна Долинина добавляет, что даже сотрудники ГИБДД до сих пор не слишком хорошо знают, чем отличается один полис от другого и как вообще должны выглядеть полисы и наклейки.

О другом виде махинаций рассказал заместитель генерального директора " Росгосстрах Северо-Запад" Олег Киселев: "В непосредственной близости от пунктов регистрации автомобилей некоторые страховщики предлагают полис за 500 рублей, который, безусловно, рвется после регистрации, а страховые бланки, являющиеся документами строгой отчетности, объявляются испорченными". Естественно, что купивший такой полис автолюбитель оказывается без страховой защиты.

Еще один способ снизить стоимость полиса - продать не годовой полис, как того требует закон, а, например, полис на 15 дней. Или занизить срок использования автомобиля, указав, например, что машина ездит только шесть месяцев в году - с апреля по сентябрь. Однако если авария происходит не в срок действия договора, то такая страховка ущерб от нее не покрывает. О другом изобретении желающих сэкономить на страховке рассказал Игорь Ясногородский. По его словам, некоторые застрахованные пытаются расторгнуть договоры страхования после прохождения техосмотра, но в этом случае в страховых компаниях "вежливо объясняют, что так не делается".

Популизм не пройдет

Столкнулись на практике компании и с первыми страховыми случаями. Так, по словам Юрия Волкова, в компании уже зарегистрированы случаи со смертельным исходом. "Две аварии, три трупа, первая выплата по которым произойдет уже на днях", - сообщил он. В СЗРЦ "РЕСО-Гарантия" на конец июля было заявлено 29 страховых событий, выплаты по которым уже составили 500 тыс. рублей. Для "Прогресс-Невы" страховые случаи начались уже 5 июля, когда застрахованный утром того же дня водитель Suzuki вечером не уступил дорогу "Москвичу", пользовавшемуся преимущественным правом движения. В результате размер выплаты владельцу "Москвича" составил 5,5 тыс. рублей.

Фактически первые два месяца действия закона не принесли страховщикам неприятных сюрпризов. По словам Юрия Волкова, технология уже практически отработана, процесс вошел в нормальное русло. Так что теперь повернуть закон вспять можно будет разве что силой другого закона, разговоры о котором в последнее время активно ведутся в Государственной Думе. Впрочем, сами страховщики называют подобные инициативы популистскими предвыборными акциями и говорят, что приостановление закона об ОСАГО или даже его отмена - дело маловероятное.

Санкт-Петербург