Флешмоб по-питерски

Flash mob (FLASH mawb) n. A large group of people who gather in a usually predetermined location, perform some brief action, and then quickly disperse. -v., -adj. -flash mobber n. -flash mobbing pp.

www.wordspy.com

Найдется ли еще русский человек, которому надо объяснять, что такое flash mob? Должно быть, нет. Более того, Россия не отстает от остального человечества - несколько акций в этом жанре уже осуществлены и у нас. Так, в середине августа в Москве участники первого русского флешмоба вошли с зонтами в здание Центрального телеграфа и стали спрашивать у сотрудников, сколько стоит отправить телеграмму в Катманду. "Изумленные количеством людей, задающих одинаковый вопрос, работники телеграфа отвечали, что цена телеграммы в Катманду - 9 рублей за слово", - сообщало агентство новостей.

Москва поспешает за Нью-Йорком и Лондоном, Питер пытается догнать Москву. И - получается! Причем флешмоб у нас собственный, оригинальный и, возможно, неповторимый - стратегический. (А может, впрочем, и питерский опыт подлежит мультипликации - "мы ищем решения, которые подходят не только для Санкт-Петербурга, но и те, которые можно растиражировать на всю страну", - отметил депутат петербургского ЗакСа Ананов, участник одного из наших стратегических начинаний.)

Итак, у них телеграммы в Катманду, у нас - стратегии развития. Был такой Стратегический план Санкт-Петербурга. Был и не более. Разрабатывается генеральный план развития города. Но это все не то...

Флешмоб начался с того, что в мае (а может, и раньше) был создан аффилированный с Северо-Западным полпредством "Проектный комитет". О его существовании никто не догадывался, пока комитет не выступил с программой "Семь шагов будущего губернатора", которая была объявлена стратегической. Таким образом, судя по всему, был подан сигнал к флешмобу. Сигнал был услышан: в середине августа выступили, если не ошибаюсь, строители и промышленники. Почти синхронно по почтовым ящикам распространили стратегическую брошюру депутата Госдумы Томчина. Не успел почитать Томчина - и едва не в тот же день девушки в бейсбольных кепках уже забрасывают в автомобиль книжечку со стратегическими соображениями не последнего из кандидатов в губернаторы (фамилию не называю - "...и Карамзин сказал: "Законы осуждают""). Вставили свое слово в общий хор специалисты по образованию. От них не отстали медики.

Чем не флешмоб? Все говорит в пользу сравнения. Тут и характерная массовая синхронность. И тайный сигнал (в этом всем есть элемент секретности, что очень привлекательно для людей, объяснял американец, участвовавший в первом, нью-йоркском флэш-мобе). И анонимность (весь кайф в том, что ты не знаешь, кто все это организует и кто еще будет участвовать, говорит тот же американец). И очевидная абсурдность: почему стратегии - не тактики! - и так вдруг? Наконец, мы имеем дело с процессом, полезным во время выборов и, в сущности, никого ни к чему не обязывающим после их завершения (американец: это весело, и совершенно не должно угрожать кому-либо).

Теперь по существу дела. Нам уже приходилось высказываться по поводу "Семи шагов" - собственно, шагов-то мы в том документе и не нашли. Но вот восьмой (или первый?) шаг избирательного штаба одного из кандидатов - одновременно разрабатывать концепцию социально-экономического развития Петербурга до 2015 года (силами КЭРППиТ и Леонтьевского центра) и устроить наш флешмоб представляется вполне здравым. Так или иначе, кандидат рассчитывает победить. И он использует глубоко свойственную русским идею хадатайствовать перед начальством для сбора информации. То, что потенциальный губернатор задает вопросы не вчерашним яковлевским чиновникам, а участникам рынков, можно только приветствовать. Как и то, что участники рынков задумались, по тем или иным мотивам, о перспективах развития огромного города. Отдельный вопрос - чего здесь больше? Петербургского патриотизма, надежды, что новый начальник будет лучше, чем старый? Известного расчета - если ковать железо, то пока оно горячо? Думаю, всего по чуть-чуть.

Еще одна диковинка. В акции приняли участие не все, кто, по идее, должен был. Это лишний раз подчеркивает ущербность нашего политического уклада. Где голоса партий и движений, независимых кандидатов? Где их программы? Корреспондент "Эксперта С-З" готовил статью о выборах, обзванивал штабы кандидатов, спрашивал насчет стратегий. Ответы поразительные: "не скажем", "будет готова к 21 сентября", "читайте наши газеты". Предлагал знакомому - давай анонимно. В ответ: смерти моей хочешь?

Чем все закончится? Знаете, мне уже приходилось однажды своими глазами наблюдать подобный энтузиазм. Дело было в Калининграде, вскоре после того, как федеральный центр удалил руконеподаваемого губернатора Горбенко, продвинул очаровательного в своем роде, но глубоко на тот момент невежественного в региональных делах адмирала Егорова, а затем укрепил позиции заместителем полпреда Степановым. Тамошние элиты многого ожидали от Степанова (естественно, ожидали чего-то сокровенно своего). Как аплодировали! Как слушали! И, как кажется, так ничего и не дождались...

А после выборов? - спросите вы. Будут ли еще стратегии? ...and then quickly disperse (см. эпиграф). Что успели, то успели.