"Крупный вуз обязан заниматься бизнес-образованием"

15 сентября 2003, 00:00
  Северо-Запад

- Какова национальная специфика развития российского бизнес-образования в целом и МВА - в частности? Можно ли сказать, что наше бизнес-образование развивается собственным путем, отличным от западного - европейского или американского?

- Каждая страна в мире имеет свои особенности развития бизнес-образования. Состояние российского бизнес-образования сегодня можно охарактеризовать как раннюю стадию развития. В Европе бизнес-образование возникло после второй мировой войны, когда в США в это время уже существовала эта индустрия. Если Россия стремится стать полноправным участником ВТО, а российские компании конкурентоспособными как на мировых рынках, так и на отечественных как части мировых, то наша страна просто обречена создать систему бизнес-образования, отвечающую (количественно и качественно) современным мировым стандартам.

Основная специфика российского бизнес-образования, включая МВА, - это недостаток общей профессионализации как преподавания, так и организационных форм ведения и развития бизнес-образования. Один из примеров: на Западе у разных, даже рядовых школ бизнеса есть попечительские советы и профессиональные центры карьер - это неотъемлемые элементы школ менеджмента в США и Европе.

- Специалисты отмечают глобальную тенденцию к непрерывному обучению...

- Есть две несколько разные ситуации - в России и в мире. Бизнес-образование имеет узкую и широкую трактовку. По узкой трактовке это обычно программы переподготовки и переквалификации менеджеров, а также программы МВА. Именно это, как правило, и представлено в России, особенно в негосударственных школах бизнеса. В таком виде бизнес-образование соответствует экономике переходного периода.

Ведущие школы бизнеса США и Европы имеют значительно более широкий портфель дипломных программ. Во-первых, это профильная аспирантура в области стратегического управления, организационного поведения, маркетинга, финансов и т.д. К ней, в частности, относятся степени PhD in Business Administration и DBA (последняя представляет собой докторскую степень для бизнесменов). Во-вторых, в крупных государственных университетах школы бизнеса обычно имеют крупные бакалаврские программы в области бизнес-образования. В-третьих, это Executive Education - краткосрочные программы, когда менеджеры высшего звена знакомятся с новейшими бизнес-тенденциями. Наиболее статусными из них, тем не менее, являются уже программы МВА. Если мы посмотрим на такую трактовку, то увидим более сложную, многоступенчатую систему бизнес-образования. И эта система сейчас соответствует тем вызовам, которые стоят перед мировой образовательной системой. В том числе - тенденции непрерывности образования.

- Как российское деловое образование вписывается в эту тенденцию?

- Наша система идет к этому последние 10 лет. Я уверен - российские университеты обречены пойти по западному пути. Российская высшая школа традиционно сосредотачивалась только на двух из трех видов деятельности, которыми занимаются в учебной сфере крупнейшие университеты мира. Наши университеты всегда занимались подготовкой специалистов, то есть основными образовательными программами в рамках первого высшего образования и подготовкой аспирантов и докторантов.

А вот то, что называется вторым высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием (к ним сейчас относятся в том числе и программы МВА), было вне поля нашего зрения. За последнее десятилетие, сначала через формат программ второго высшего образования, а потом через программы МВА, российская высшая школа стала постепенно выходить в новые для себя сферы. И я считаю, что с точки зрения цивилизованного подхода крупный университет обязательно должен заниматься бизнес-образованием с акцентом на программу МВА как программу дополнительного профессионального образования. Для крупного американского университета иметь свою школу бизнеса с масштабной программой МВА - более чем естественное дело. Посмотрите на Беркли, Гарвард, Стенфорд - это университеты, которые имеют ведущие школы бизнеса мира. И ведущим российским университетам тоже придется идти по этому пути.

Записал Петр Биргер

Санкт-Петербург