Петербург в реальном мире

Интересы города зачастую не совпадают с интересами других российских регионов

Перспективы развития Санкт-Петербурга в значительной мере предопределены факторами, формирующимися вне города. Этот очевидный факт необходимо, однако, адекватно учитывать при разработке документов долгосрочного планирования. Важно правильно выявить те факторы внешней среды, от состояния которых наиболее сильно зависит развитие города. Знание этих факторов может серьезно помочь как при разработке рациональной социально-экономической политики администрации, так и для оперативной корректировки курса в случае изменения внешних условий.

Интересующие нас факторы разумно разделить на два вида. К первому относятся чисто экономические факторы. Это конъюнктура цен на определенных мировых и российских рынках, важных для Петербурга. Факторы второго вида связаны с политикой российского правительства, а также с геополитическими и геоэкономическими интересами разных стран (в том числе и России). На конкретные стороны жизни Петербурга факторы обоих видов зачастую воздействуют одновременно.

Разумеется, многие важные для нас мировые и российские факторы действуют на Петербург так же, как и на любой другой российский город и регион, да и страну в целом. Специфика Петербурга приводит, однако, к тому, что некоторые внешние факторы воздействуют на наш город иначе, чем на другие регионы. Либеральные тенденции (как мировые, так и российские) более выгодны Петербургу, чем многим другим российским регионам.

Польза от нефти

Как и на всю страну, мировая нефтяная конъюнктура оказывает весьма заметное влияние и на наш город. Один из каналов такого влияния - федеральный бюджет России, выделяющий значительные средства на самые разные цели на территории Петербурга. Как известно, трансферты регионам, особенно инвестиционного характера, напрямую зависят от дополнительных доходов федерального бюджета. А они в условиях крайне благоприятной нефтяной конъюнктуры на мировых рынках в последние годы, в свою очередь, практически целиком определяются сверхдоходами от нефтяного бизнеса - основных источников наполнения казны (прямые и косвенные поступления от нефтяной отрасли обеспечили в 2001 году 36,7% доходов федерального бюджета, в 2002 году - 40,5%, в 2003 году, по прогнозу Минэкономразвития, - 36,7%).

В последние три года вложения средств федерального бюджета на территории Петербурга неуклонно росли. И это результат не столько подготовки к юбилею, сколько возросших финансовых возможностей федерального центра. Если благоприятная нефтяная конъюнктура сохранится, важнейшие инфраструктурные проекты будут финансироваться за счет федеральных денег и впредь. Это и КАД, и комплекс защитных сооружений (дамба), и реставрация памятников мировой культуры.

Помимо федерального бюджета, нефтедоллары поступают в Петербург и от самих нефтяных компаний - напрямую или через контрагентов. В нашем городе немало предприятий, поставляющих оборудование для нефте- и газодобычи, транспортировки углеводородного сырья. От экспорта нефти и нефтепродуктов получают значительные доходы структуры Морского порта Санкт-Петербурга (ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" в 2002 году стало крупнейшей в порту стивидорной компанией, обеспечивающей 16% общего грузооборота порта).

Помимо этого, как утверждают специалисты по недвижимости, рост доходов российских нефтяников привел к увеличению притока денег на петербургский рынок из сырьевых регионов России. По данным вице-президента компании ЛЭК по сбыту Сергея Сыровойского, доля иногородних покупателей петербургской недвижимости, преимущественно из сырьевых регионов, в конце 2002 - начале 2003 года превысила 35%.

Не упустить шанс

Разумеется, не все отрасли петербургской экономики получают выгоду от роста нефтяной конъюнктуры. Есть и такие, кому этот рост приносит, наоборот, неприятности. Это прежде всего экспортоориентированные предприятия обрабатывающей промышленности. А также те, кто производит импортозамещающую продукцию (надо сказать, что вторых в Петербурге гораздо больше, чем первых). Для них высокая нефтяная конъюнктура ухудшает условия бизнеса. Это связано прежде всего с относительным ростом их издержек в результате укрепления рубля (высокие доходы из нефтяного сектора плохо переливаются в другие секторы).

В то же время для тех секторов экономики, которые производят так называемые non-tradeables (неторгуемые блага), высокие цены на нефть не ухудшают, а, напротив, улучшают ситуацию. Например, базовые стройматериалы (песок, щебень, глину, цемент) никто к нам из-за границы не повезет, а рост доходов населения, в том числе и за счет нефтяной конъюнктуры, повышает спрос на строительном рынке.

Из наиболее значимых для города отраслей большое влияние мировая конъюнктура оказывает на петербургское энергетическое машиностроение. И здесь у нас есть очень хорошие перспективы. Согласно последнему прогнозу Международного энергетического агентства, в период до 2030 года в мире потребуется около 4,2 трлн долларов инвестиций в новые энергопроизводящие мощности. Прежде всего - в расширение инфраструктуры энергетической системы Китая.

Кроме того, неплохим спросом (при благоприятной конъюнктуре) пользуется продукция питерского судостроения. Оно ориентировано в основном на создание военных судов, и наши судостроители получают неплохие заказы от Индии, Китая, Греции. Здесь на нас работает также и геополитический фактор: Китай является геостратегическим противником США, так что военные суда большинство развитых стран - конкурентов России (по военному судостроению) Китаю не поставляют. Так что, хотя Китай потихоньку налаживает собственное военное судостроение (пока - лишь вспомогательные суда), вряд ли в обозримом будущем он прекратит давать нам заказы.

Мировая конъюнктура весьма благоприятна и в других нишах петербургского судостроения. Это относится главным образом к экологически безопасным нефтеналивным танкерам, криогенным танкерам для перевозки сжиженного газа. Мировая потребность в транспорте, в основном для доставки нефти, согласно прогнозу Международного энергетического агентства, будет расти на 2,1% ежегодно вплоть до 2030 года. При этом правительства Скандинавских стран в марте этого года направили запрос в Международную морскую организацию (IMO) о возможности объявить все Балтийское море, а также датские проливы, акваториями, которые особо чувствительны к разливам нефти. Последствия - запрет на плавание старых однокорпусных танкеров. А директор департамента Еврокомиссии по транспорту и энергетике заявил, что к 2010 году в водах Европейского союза не появится ни один танкер старше 15 лет. Между тем петербургские судостроители уже давно освоили технологию строительства двухкорпусных танкеров. Хотя себестоимость наших танкеров пока выше, чем китайских и корейских (у нас нет мощностей для их массового производства), инвестиционные вливания могут решить эту проблему.

"Долой протекционизм!"

Набивший оскомину лейбл Петербурга как "окна в Европу" имеет, однако, вполне реальное экономическое содержание - интересы нашего города (в отличие от многих других российских регионов) во многом совпадают с европейскими и вообще с интересами развитых стран мира. Петербургу выгодна глобализация мировой экономики, в частности вступление в Евросоюз в следующем году наших соседей по Балтийскому региону - Польши и стран Балтии. Доступ товаров на рынки присоединяющихся стран станет регулироваться Соглашением о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, следовательно, в этих странах снизятся средние ставки на импортируемые из Петербурга товары, а значит, возрастет участие города в международной торговле.

Петербургу в целом выгодны вступление России в ВТО, либерализация внешней торговли, общий подъем мировой экономики. У нас в основном сосредоточены отрасли, ориентированные на открытую экономику. Петербург - торгово-транспортный узел мировой торговли, так что чем свободнее торговля, тем шире поток товаров, а значит, тем богаче и наш город.

Рост экспорта традиционных российских продуктов первичной переработки сырья (металлов, минеральных удобрений и иных химических продуктов), а также пищевой продукции сдерживается сейчас главным образом различными торговыми ограничениями, принятыми в ЕС и США. Отмена этих ограничений после вступления в ВТО, даже при условии роста тарифов на энергоносители, приведет к увеличению их экспорта, в том числе через петербургскую транспортную систему (порт, железная дорога, автотранспорт). Например, ведущую роль в структуре грузооборота порта Санкт-Петербурга играют такие экспортные грузы (данные за 2002 год), как нефтепродукты (26%), металлы (22%), химическая продукция (10%). Рост ввозимых импортных товаров и отмена дискриминационных мер в отношении российских товаров (металлы, минеральные удобрения, пищевая продукция и пр.) приведут к росту экспортно-импортных поставок, проходящих через транспортную систему Санкт-Петербурга. Что касается самого больного вопроса - требования ряда стран поднять до европейского уровня российские энерготарифы, то Россия вполне может выторговать здесь для себя привилегию. Так поступают многие страны, вступающие в ВТО.

Экономика Петербурга в целом заинтересована в снятии импортных барьеров. Многие импортозамещающие отрасли, такие как пищевая промышленность, уже настолько окрепли, что не нуждаются в примитивном таможенном протекционизме. Зачастую отмена пошлин, например на комплектующие в швейной или мебельной промышленности, способна, наоборот, повысить их конкурентоспособность. Так что лозунг Петербурга - "долой протекционизм!". В этом интересы нашего города заметно отличаются от интересов некоторых других российских регионов.

Так, Волгоград заинтересован в квотах на украинские трубы, Курская и Белгородская области - в высоких пошлинах на украинский сахар и сахарную свеклу, Тольятти - в запретительных пошлинах на иномарки, Казань, Ульяновск, Воронеж - в барьерах на импорт и аренду американских "Боингов" и европейских аэробусов. Интерес же Петербурга в том, чтобы этих внешнеторговых барьеров не было. Возьмем проблему иномарок. Представим, что они ввозятся в страну с минимальными пошлинами. Тогда в городе начнут бурно развиваться торговые представительства ведущих зарубежных производителей, станции обслуживания. Значит, появятся новые высокооплачиваемые рабочие места. Выигрыш покупателей из числа горожан очевиден.

Нужны реформы и слабый рубль

Существенно отличает Петербург (правда, как и другие крупные города) от многих российских регионов сильная зависимость от миграционной политики федерального правительства.

Одной из своих самых больших проблем менеджеры петербургских предприятий, как известно, называют дефицит рабочей силы. Согласно расчетам, для поддержания высоких темпов экономического роста Петербургу до 2025 года необходимо увеличить численность рабочей силы почти на миллион человек (темпы роста, необходимые для реализации оптимистического сценария развития города, не могут быть обеспечены только за счет роста производительности труда и капитала). Между тем, согласно демографическому прогнозу, население города к 2025 году сможет достичь требуемой численности в 4756,4 тыс. человек только при условии миграции 905,7 тыс. человек. При этом интенсивность внутренней миграции в России в три раза ниже, чем в бывшем СССР, и она явно не способна обеспечить необходимое увеличение рабочей силы.

В такой ситуации предприятия заинтересованы в притоке мигрантов (главным образом квалифицированных рабочих) из стран ближнего зарубежья. Однако современное российское законодательство ставит этому серьезные барьеры. Для снижения негативного влияния сложной демографической обстановки ежегодный миграционный прирост в Санкт-Петербурге должен увеличиться с нынешних 9-11 тыс. человек (2000-2002 годы) до не менее чем 30-35 тыс. человек. Однако на 2003 год на весь Северо-Западный федеральный округ установлена квота в 41.454 человека. При таких темпах миграция не восполнит дефицита рабочей силы.

В действительности миграция из стран ближнего зарубежья происходит сверх установленных квот. Но она нелегальная. А надо помнить, что легальная миграция обеспечивает приток более квалифицированной рабочей силы, чем нелегальная.

Среди экономических факторов российского происхождения наибольшее влияние на Петербург оказывают те же факторы, что и на другие регионы: уровень инфляции, динамика реального курса рубля по отношению к СКВ, государственная тарифная политика в сфере инфраструктурных монополий. Прогнозируемое Минэкономразвития РФ постепенное снижение уровня инфляции (с 12% в 2003 году до 6-8% к 2006-му) будет способствовать развитию Петербурга, как и других регионов страны. Что же касается валютного курса, то тут наш город имеет специфический интерес.

Укрепление рубля оказывает двойственное влияние на социально-экономическое развитие. С одной стороны, оно приводит к росту уровня жизни населения, для которого более доступными становятся качественные импортные товары и услуги. С другой стороны, снижается конкурентоспособность российских производителей. Для экономики Петербурга, где велика доля производств с высокой добавленной стоимостью и существенной стоимостью промежуточного потребления, замедление темпов укрепления рубля будет иметь положительное значение. Улучшатся позиции петербургских производителей на мировых и российских рынках. То есть нам, в отличие от некоторых других регионов, выгоден слабый рубль.

Возможно, несколько большее влияние на развитие Петербурга, по сравнению с другими регионами, способны оказать институциональные реформы. Модернизация ЖКХ позволит увеличить объемы реконструкции, капитального ремонта нашего чрезвычайно запущенного жилищного фонда и повысить качество его обслуживания. Развитие конкурентных отношений в электроэнергетике, газовой отрасли и на железнодорожном транспорте позволит предприятиям города оптимизировать затраты. А неблагоприятные климатические условия, значительное число энергоемких промышленных предприятий и большой жилищный фонд делают Петербург особо заинтересованным в сдерживании роста тарифов на услуги естественных монополий (в том числе при вступлении России в ВТО).

В нашем городе находится большое число предприятий ОПК, занимающих практически монопольное положение (в России) в сфере проектных и конструкторских разработок для военного судостроения, а также изготовления отдельных типов военных кораблей и подводных лодок. В городе выпускаются важнейшие типы комплектующих изделий для военной техники: авиационная электроника (системы бортового радиоэлектронного оборудования), оптические системы наблюдения и наведения на цель, системы ПВО, орудия, ракетно-космическая техника. Понятно, что работа этих предприятий сильно зависит от государственного оборонного заказа и регулирования военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

В последние годы значительная доля экспорта российского оружия, производимого петербургскими предприятиями или при их участии, приходится на Китай и Индию. Эти страны в той или иной степени подпадают под политические ограничения на поставки новейших вооружений из стран Запада. Из-за недовольства действиями США в Ираке и отказа закупать американские вооружения рядом стран Азии, петербургский ОПК получает дополнительные возможности для выхода на новые рынки.

В перспективе многое в мире, да и в стране, изменится, и самым неожиданным образом. Хорошо, что Петербург расположен вдали от горячих точек, в одном из самых спокойных регионов мира. Однако в сценарных условиях нельзя исключать и серьезных локальных конфликтов. Большинство из них воздействуют на город через мировые цены, изменения туристических и транспортных потоков. При этом нам не стоит искать краткосрочных выгод, например от обострения противостояния на международной арене. Ведь даже высокие цены на нефть имеют негативную сторону. И это не только пресловутая "голландская болезнь". Это еще и общая неторопливость в проведении столь насущных институциональных реформ.

Пока нефть стоит более 20 долларов за баррель, решительных институциональных изменений ждать не приходится. Политики имеют возможность бесконечно откладывать решительные действия, время от времени подкидывая деньжат на латание самых очевидных дыр и поддерживая неэффективную социальную политику. Более всего от этого страдают большие города России, в том числе, конечно, и Петербург.

Санкт-Петербург