Непростой кирпич

Москва, 06.10.2003
«Эксперт Северо-Запад» №37 (146)
Главная задача петербургских производителей кирпича - не увеличение мощностей, а внедрение новых технологий

Строители называют Петербург "кирпичной столицей" России. В городе и Ленинградской области работают шесть кирпичных заводов, которые выпускают вместе до 350 млн штук кирпичей в год. Такой концентрации кирпичного производства нет нигде в стране (на огромном московском строительном рынке ежегодно выпускается не более 70% от производимого в Петербурге кирпича). В последние годы спрос на этот строительный материал стабильно растет. При этом потенциала петербургских предприятий (при сохраняющихся темпах строительства) должно хватить, чтобы удовлетворять потребности рынка еще как минимум 10 лет.

Петербургские исключения

На сегодня петербургский рынок керамического кирпича поделен следующим образом: более 50% всей продукции производят НПО "Керамика"и " Ленстройкерамика", входящие в состав промышленно-строительной группы ЛСР (совокупная мощность этих предприятий - 175 млн кирпичей в год), около 30% рынка приходится на долю основного конкурента ЛСР - компании "Победа Кнауф", производящей 100 млн штук в год. Остальные 20% рынка - продукция небольших петербургских производителей (таких, как принадлежащий компании " ЛенСпецСМУ" завод "Эталон", завод "Петрокерамика" и Ломоносовский кирпичный завод) и, в меньшей степени, производителей из Новгорода и Пскова. Не более 1% приходится на импортный кирпич (в основном облицовочный) из Финляндии и Эстонии. Кроме того, в Ленинградской области работает еще одно кирпичное предприятие - Павловский завод строительных материалов (входит в ПО "Ленстройматериалы"). Но он производит силикатный "белый" кирпич (керамический кирпич изготавливается из глины путем обжигания, а силикатный, состоящий из песка и глины, прессуется), который обычно относят к другому рыночному сегменту.

Подобный расклад - наличие двух сильных игроков - демонстрирует особенности петербургского рынка. Кирпичные заводы есть в большинстве регионов страны, но нигде этот рынок не является столь крупным и конкурентным. Обычно картина иная: есть "главный" завод-лидер, в основном удовлетворяющий региональный спрос, и несколько мелких предприятий в довесок. Кроме того, нигде кирпичное производство пока еще столь явно не вошло в сферу интересов крупных строительных компаний и западного бизнеса. Группа ЛСР, которая последовательно консолидировала два крупнейших региональных кирпичных актива, и немецкий концерн Knauff, инвестировавший за последние шесть лет в петербургский завод "Победа" уже около 50 млн евро, - опять же петербургские исключения из общероссийских правил.

Надежный фундамент

Столь активное развитие питерского кирпичного рынка связано с более активным, чем в других регионах, применением кирпича при строительстве. Большинство возводимых в городе жилых комплексов - это кирпично-монолитные дома, в основе строительства которых лежит принцип соединения жесткого монолитного бетонного каркаса с внешними кирпичными стенами. Доля кирпично-монолитных домов постоянно растет и сейчас достигает 60%. Второе место в структуре нового жилья в последние годы стабильно занимают кирпичные дома (около 25%). В то же время в Москве, например, преобладает другая технология - монолитная (кирпично-монолитные дома и кирпичные дома в столице сейчас найти сложно). Специалисты выделяют несколько причин кардинального различия московского и петербургского рынков. Главная из них в том, что в Петербурге активное строительство (имеется в виду строительство в 90-х годах прошлого века) началось позже, чем в Москве, и удачно совпало с общеевропейской тенденцией кирпично-монолитного домостроения, что и отразилось на городском рынке.

Как утверждает вице-президент группы ЛСР Игорь Левит, "перспективные прогнозы говорят о том, что в дальнейшем доля кирпичного домостроения будет постепенно увеличиваться". Главным образом это произойдет за счет роста строительства элитного жилья и жилья высшего среднего класса - в этих сегментах использование кирпича уже стало нормой. В сознании потребителей кирпич считается престижным строительным материалом. Главное достоинство кирпичных домов - экологичность: кирпич "дышит", а бетонные стены, как известно, таким качеством не обладают. Кроме того, по словам Левита, кирпич более перспективен с архитектурной точки зрения. Современные кирпичные дома, как и кирпично-монолитные, могут принимать любые архитектурные формы. Если силуэт монолитного дома формирует опалубка, то в кирпичном домостроении варьируется форма кирпичной кладки.

Рост спроса на кирпич на петербургском строительном рынке уже второй год составляет около 15%. Наибольшим спросом пользуются "поризованный камень" (кирпич с повышенными теплосберегающими характеристиками), пустотелый кирпич и лицевой кирпич. Именно в этих сегментах заметна наиболее активная конкуренция. Кто-то выпускает на рынок полнотелый кирпич "особой, повышенной прочности", кто-то анонсирует "особый вид цветного лицевого кирпича" и т.д. До недавнего времени заметная конкурентная борьба шла только между ЛСР и "Победой Кнауф". "Победа" на немецкие деньги первой модернизировала еще советскую производственную базу. Ее продукция в результате оказалась в верхнем ценовом сегменте. Кирпичи НПО "Керамика" и "Ленстройкерамики" какое-то время находились в средней ценовой нише. Но постепенно ситуация нивелировалась: ЛСР тоже модернизировала производство и активизировала маркетинговую политику на кирпичном рынке.

Кирпичом по голове

В этом году конкуренция неожиданно переместилась в сегмент дешевого строительного кирпича и даже вылилась в громкий скандал. Его главными героями стали новгородские и псковские кирпичные заводы. Весной этого года Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей сделала закупку псковских и новгородских кирпичей и привлекла к проверке их качества две петербургские специализированные лаборатории - Лабораторию испытаний строительных материалов ПКТБ и испытательный центр "Прочность".

Экспертизы лабораторий показали, что "по пределу прочности на изгибе, морозостойкости и геометрическим параметрам" псковские и новгородские кирпичи не соответствуют требованиям ГОСТа. Кроме того, "в закупленных партиях кирпичи были пережженные, неодинакового и нестандартного размера, в трещинах и сколах". По следам экспертиз в городских СМИ появилось несколько публикаций, в которых говорилось о необходимости ввести жесткие меры для ужесточения контроля за качеством стройматериалов, поступающих в Санкт-Петербург из других регионов. В числе первоочередных мер, например, назывался запрет на поставки в Петербург кирпича псковского и новгородского производства как не-соответствующего ГОСТу, а тем строительным организациям, которые продолжат использовать псковский и новгородский кирпич, предлагалось приостановить действие лицензий.

Генеральный директор единственного новгородского производителя кирпича - Комбината строительных материалов Борис Бабаджанов не верит в честность экспертиз и называет все происходящее "наездом питерских конкурентов": "Причем непонятно, в чем его смысл. Мы поставляем в год в Петербург ничтожно малую часть кирпича (всего 10 млн штук) по сравнению с тем количеством, которое выпускают петербургские предприятия. Наша продукция в основном используется "на вторых ролях" - для забутовки, устройства пристроек или подвальных помещений. Наше главное конкурентное преимущество - низкие цены (петербургский кирпич стоит 8 рублей, а новгородский - 4-5 рублей). Однако низкая стоимость нашей продукции обусловлена в первую очередь тем, что мы используем при производстве глину из собственного карьера, поэтому сырье у нас дешевле, чем на других заводах, несущих высокие транспортные издержки на его доставку".

Нельзя исключать, что косвенными инициаторами этого скандала были лидеры петербургского кирпичного рынка. По крайней мере своего недовольства наличием "непитерских" конкурентов они не скрывают и не раз заявляли, что озабочены экспансией на городской рынок стройматериалов низкокачественного кирпича из Новгорода, Пскова и Великих Лук. "Некоторые строительные фирмы Санкт-Петербурга для снижения себестоимости работ возводят стены из "смеси" качественного и некачественного кирпича. В результате стены в новых домах по характеристикам прочности и теплоизоляции не соответствуют ГОСТам. Доля некачественного кирпича на рынке города уже приближается к 10%", - говорит Игорь Левит. С ним согласен маркетинг-директор компании "Победа Кнауф" Александр Бабкин: "Кирпич из Новгорода и Пскова не является высокотехнологичным продуктом. Строители используют его в основном с целью экономии средств, а не для улучшения потребительских характеристик возводимого жилья".

И все же прямых инициаторов скандала, скорее всего, нужно искать среди петербургских игроков второго ряда, которые больше, чем "гиганты", заинтересованы в низшем ценовом сегменте рынка.

Последняя мощность

Между тем уже к концу следующего года мелкие непетербургские производители и без скандалов будут вытеснены с городского строительного рынка. Группа ЛСР строит с прошлого года в городе Никольское Тосненского района крупнейший в Европе кирпичный завод. Запустить его планируют в 2004 году. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 млн долларов, из них 30% - собственные деньги ЛСР, остальное - инвестиции зарубежных кредитных банков и лизинговые средства. Завод будет построен рядом с карьером кембрийских глин, который принадлежит группе. Как отметил Игорь Левит, в случае строительства завода на другой площадке - без уже существующего глиняного карьера - инвестиции компании составили бы около 50 млн долларов. Согласно планам ЛСР, завод будет производить как продукцию типовых видов, так и всю гамму облицовочного кирпича. В компании утверждают, что себестоимость продукции, выпускаемой на заводе, будет существенно ниже других отечественных аналогов за счет полной автоматизации производства.

После запуска завода доля ЛСР в производстве кирпича на Северо-Западе может достигнуть 75%. Мощность нового предприятия - 180 млн штук кирпича в год. С учетом потенциала остальных заводов группы это больше, чем необходимо и так уже насыщенному питерскому рынку. По словам Левита, излишки планируется продавать в Москве, где компания в дальнейшем намерена завоевать одну из лидирующих позиций. В столицу ЛСР пойдет вслед за "Победой Кнауф", около 30% продукции которой вот уже несколько лет поставляется в Москву.

Процесс пошел

Если ЛСР реализует свои планы, петербургский рынок кирпича будет окончательно насыщен. После этого городские кирпичные заводы вступят в новую фазу развития - главным для них станет не увеличение мощностей, а внедрение новых технологий производства керамической продукции. По разным оценкам, чтобы идти в ногу с мировыми технологическими тенденциями, петербургским предприятиям придется инвестировать в модернизацию производства не менее 100 млн долларов.

И процесс уже пошел. С 2000 года начали действовать новые нормы по теплозащите домов. Основным производителям кирпича пришлось активно заниматься улучшением его теплоизоляционных свойств. Многие освоили выпуск поризованной керамики. Традиционный кирпич изначально выпускался полнотелым. В поризованном же кирпиче до 45% пустот. А чем больше пор в кирпиче, тем лучше его показатели по теплоизоляции.

Стали появляться кирпичи двойного формата. Больший размер кирпича позволяет увеличить его пустотность, а вместе с ней и теплоизоляцию (в кирпиче двойного формата пустотность повышается до 50%). И, как показывает европейская практика, это не предел. При использовании новых, более дорогих технологий можно производить кирпич, который по способности "работать с теплом" не уступает специализированным.

Улучшение теплоизоляционных свойств кирпича станет главным технологическим направлением кирпичного производства. Другие направления - увеличение прочности кирпича и его адаптация под разные формы строительства. "Уже в этом году мы вышли на рынок с новыми продуктами. Это сверхпоризованный керамический блок, применяемый в кирпично-монолитных домах, который значительно увеличивает потребительские характеристики дома. И цветной ангобированный кирпич, который позволяет возводить дома с керамическими фасадами любых оттенков", - рассказывает Александр Бабкин. НПО "Керамика" выпустило в этом году так называемый "пятирядный" кирпич. Количество пустот в нем увеличено, а размер их уменьшен, что дает примерно 20%-ную экономию раствора при кладке. При этом улучшаются теплотехнические характеристики стены, уменьшается нагрузка на фундамент и снижается себестоимость строительства. Кроме того, компания продвигает на рынке кирпич объемного окрашивания для облицовки зданий.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама