Одна из старейших инвестиционных компаний Петербурга "Нева-Инвест" в этом году отметила свое 10-летие. Костяк команды "Невы-Инвеста" составляют люди с техническим образованием, получившие дополнительные знания в области финансов и управления. Учитывая этот факт, тяготение компании к научным изысканиям и технологическим новациям кажется вполне закономерным. "Рынок, на котором мы работаем, в принципе предрасположен к постоянному повышению градуса технологической оснащенности, - говорит генеральный директор инвестиционной компании "Нева-Инвест" Яков Марков. - Но мы стараемся не просто идти в ногу с прогрессом, но и быть впереди других".
Яков Марков
Когда интервью с Марковым закончилось, он повел меня к своему компьютеру, чтобы продемонстрировать систему математического прогнозирования, о которой мы подробно беседовали за несколько минут до этого. Я механически кивал в ответ на короткие комментарии генерального директора, который выглядел абсолютно увлеченным своими изысканиями. На мониторе мелькали длинные столбцы цифр, бегущие строки каких-то формализованных вычислений и наконец итоговая таблица рекомендаций по покупке-продаже ценных бумаг из заранее заданного набора.
Судя по прошлым, мягко говоря, очень приемлемым результатам управления, разработка "Невы-Инвеста" действительно эффективна. "Теперь осталось ее полностью автоматизировать, - резюмирует Марков. - Получится некий "робот", который сам принимает решения и сам же их реализует". А начиналось интервью с вопроса, который лишь подчеркивает связь "чистой науки" и "голой практики" в деятельности "Невы-Инвеста". Компания располагается в стенах Международного банковского института (МБИ), причем на входе рядом с позолоченным логотипом висят таблички, гласящие, что здесь располагаются "кафедра ценных бумаг" и "кафедра финансового инжиниринга".
- Таблички имеют буквальный смысл?
- Именно. Наша компания очень тесно связана с процессом обучения в Международном банковском институте. В структуре компании существуют две кафедры, а топ-менеджеры и целый набор начальников отделов читают лекции студентам.
Институту это интересно потому, что студентам преподают действующие профессионалы, которые читают лекции о том, чем занимаются в повседневной жизни. То есть процесс обучения построен на реальных примерах, реальных данных и реальной работе. А компании это интересно потому, что таким образом мы решаем для себя очень важную задачу - подбора кадров. Сейчас у нас уже работают несколько выпускников МБИ, и мы ими довольны. Кроме того, чтение лекций само по себе довольно полезно. Когда объясняешь что-то другому, сам начинаешь лучше понимать предмет, которым занимаешься.
- Как сложился ваш союз с МБИ?
- В 1996 году мы специально несколько раз встречались с ректором института господином Вениаминовым и тогда же решили, что тесное взаимодействие было бы очень полезно и интересно обеим сторонам по причинам, которые я озвучил выше. В 1997 году создали две кафедры, и с тех пор через нас прошло уже три или четыре выпуска студентов.
- Как вы начинали работать на рынке ценных бумаг?
- В определенный момент, а это было в самом начале 1990-х, родилось стратегическое понимание того, что рынок ценных бумаг - очень интересная и перспективная вещь. И мы с партнерами начали к нему постепенно поворачиваться. Важным этапом, конечно, был 1992 год, когда стартовала торговля ваучерами. А в 1993-м специально для работы на рынке ценных бумаг была создана инвестиционная компания "Нева-Инвест". Мы и назвали-то ее строго в соответствии с тогдашним законодательством. Компания стала потихоньку развиваться. Потихоньку - потому, что мы во всех начинаниях старались реализовать основной принцип - не участвовать в рискованных операциях.
В 1995 году появились облигации Петербурга, так называемые МКО. Мы начали очень активно работать на этом рынке. Сам рынок нам очень понравился, потому что это были электронные торги. А в 1996-м стали выходить и на рынок акций, но в малых объемах, что в значительной степени спасло нас в момент кризиса 1997 года. Тогда мы в очередной раз убедились, что рынок акций и его поведение надо очень внимательно изучать, и стали значительное внимание уделять техническому анализу, математическим методам, позволяющим хоть в какой-то мере понять, что происходит на рынке. Подобные изыскания сильно выручили нас в августе 98-го. Перед самым кризисом мы сумели вывести свои активы с рынка и переждали шторм в "тихой гавани". Но я имею в виду только наши активы. С клиентскими бумагами все происходило по-разному. Мы всем говорили, что предстоит кризис и лучше выйти из игры. Многие нашим призывам не вняли.
- То есть ваш интерес к математическому прогнозированию рынка ценных бумаг сформировался еще до кризиса?
- Гораздо раньше. Пробовать начали, когда еще работали с ваучерами. Затем пытались применять математические модели на рынке МКО. Но серьезные научные разработки в области рынка ценных бумаг стали проводить где-то в 1996-1997 годах. Хотели понять, как правильно действовать на рынке, существуют ли методы, позволяющие заработать деньги, и можно ли в принципе предсказать, что будет с курсом акций.
Была проделана очень серьезная научно-исследовательская работа. Удалось разработать целый ряд методов, опирающихся на современную математику и позволяющих понять, в каких пределах возможно прогнозирование на рынке. Это очень важный момент, поскольку математика дает на поставленный вопрос очень четкий ответ. В целом он таков: прогнозирование с высокой степенью точности возможно на один период наблюдений вперед.
- Что значит "период"?
- Если вы следите за рынком каждый день, то можете прогнозировать на день вперед; если следите за рынком каждый час, можете загадывать на час. И так далее - неделя, месяц. В общем, появилась некая база для дальнейшего развития методов научной работы на рынке ценных бумаг.
Можно делать прогнозы по любым ликвидным акциям или фондовым индексам. У нас на сайте можно увидеть ежедневные прогнозы по двум бумагам - РАО ЕЭС и "Сургутнефтегаза". Основной массив анализа доступен лишь нашим клиентам.
Кстати, если продолжать о сайте, то мы довольно интенсивно развиваем различные интернет-услуги. Например, предлагаем бесплатную рассылку на мобильные телефоны последних котировок при помощи SMS-сообщений с периодичностью, заданной самим клиентом именно на сайте (и это пользуется большой популярностью). Есть также WAP-сервис, позволяющий в режиме реального времени интересоваться курсами акций и выводить на экран "мобильника" актуальную графическую информацию. Также создали программу по приему заявок на совершение сделок при помощи WAP-сервиса, однако возникли определенные организационные сложности. Впрочем, один из сотовых операторов очень заинтересовался такой возможностью, так что работа продолжается.
- Кто занимается изысканиями?
- Программисты, работающие в нашей компании, под моим руководством.
- Как вам удается во всем этом разбираться?
- У меня, по большому счету, два "профильных" высших образования: я окончил Военмех и Матмех. Так что с математикой я в довольно близких отношениях. Причем в свое время я занимался военной математикой, прогнозированием определенных процессов, связанных с летательными аппаратами. В конечном итоге получилась система, позволяющая принимать решения по управлению портфелем ценных бумаг (различные комбинации из 14 наименований российских "голубых фишек") без вмешательства человека.
- Что же она собой представляет?
- Если коротко - это такая программка. Опыт многолетних исследований привел нас к следующему: прогнозирование само по себе не является панацеей хотя бы потому, что чаще всего непонятно, как использовать результаты прогнозирования на практике. Например, в каких пропорциях покупать бумаги, поведение которых мы прогнозируем, каков риск. Пришлось все это отдать на откуп математике. Какую задачу мы ставим? Очень простую - "максимально возможный доход при минимальном риске". На математическом языке это называется "задача оптимизации". Решив ее, система сообщает, какие надо купить бумаги, а какие - продать. В настоящее время полным ходом идет ее полная автоматизация, создание некоего "робота", который не только бы выдавал рекомендации, но и сам их реализовывал.
- Как давно появилась эта система?
- Примерно полгода назад. Но создавалась она несколько лет. А о "роботе" мы задумались потому, что трейдеры перестали успевать выполнять рекомендации системы. "Робот" отличается тем, что если он увидел ситуацию, то немедленно реагирует, ибо все может мгновенно перемениться. Впрочем, как говорил знаменитый фантаст Айзек Азимов, пока у робота существует кнопка "выключить", он не сможет победить человека окончательно. У нашего "робота" такая кнопка предусмотрена. Пока система пересматривает свою стратегию с определенной периодичностью - раз в неделю. Результаты довольно высокие - до 10% еженедельного прироста.
- Можно предположить, что подобными исследованиями занимаются многие?
- Об опыте серьезных исследований, подобных нашим, особо ничего не известно. Очевидно, что эта область интересна для исследования, но разработчики предпочитают не распространяться на эту тему. Да и мы сами не афишируем свои разработки.
Многие вообще не верят, что такое возможно. Это во многом связано с предубеждениями относительно так называемого технического анализа. А что такое теханализ? Это правила поведения на рынке ценных бумаг для его постоянных участников. Люди как бы договорились, что если вот этот индикатор пришел сюда, то, пожалуй, нужно продавать, а если сюда - покупать. Обычно никаких других обоснований подобные действия не имеют. Поэтому опыт применения технического анализа слишком многих разорил. И люди свое отношение перекладывают на все прочие математические методы. А у нас в программе никаких подобных правил нет. Есть только система прогнозирования, которая и предполагает, что будет.
- На каких принципах основано это прогнозирование?
- На нейронных сетях. Такая сеть сама обучается тому, что происходит на рынке. Здесь есть то, чего нет в техническом анализе. Там вы получаете значение, но никто не говорит о том, каковы риски интерпретации этого значения. Мы же точно представляем себе, каков уровень риска и как его минимизировать.
Когда я смотрю на решения, которые иногда выдает система, меня они просто поражают. И только потом начинаю понимать: "Ух ты, зараза, она же минимизирует риски". Все резкие изменения конъюнктуры, которые на графике похожи на свечу или на яму, система всегда преобразует в плавные кривые. Она создает себе возможности уйти с рынка с минимальными потерями. А с точки зрения обычного инвестора, получается какая-то ерунда.
- А что такое нейронные сети?
- Системы, моделирующие мозг человека.
- Звучит как само собой разумеющееся... Сколько же разработчиков вовлечено в процесс?
- Не очень много. Есть программисты, каждый из которых делает свой участок работы. Эти модули складываются, и получается результат. Никто не имеет понятия о том, как система работает в целом.
- Это дорого?
- Да, мы вложили в разработку довольно много денег.
- Клиентам уже предлагали попробовать?
- Нет, потому что еще не накопили достаточного опыта. Пока мы еще не вышли из стадии эксперимента. Вообще, продуктовая линейка компании сейчас довольно стандартна. Она начинается с простого брокерского обслуживания, продолжается доверительным управлением и заканчивается ведением предприятий на рынке акций и их консультированием с целью защиты от поглощения (или напротив).
- По поводу создания управляющей компании не думали?
- Думали, конечно. И в ближайшее время такая компания будет создана. Мы обычно приходим только туда, где нам уже более-менее ясно, что к чему. Такой здоровый консерватизм во многом и помог компании разменять уже второй десяток.
Санкт-Петербург