Мусор как товар

Мы будем по уши в мусоре, пока он не станет товаром, считает Леонид Вайсберг

Инновационный проект ОАО "Механобр-Техника" "Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции" петербургской компании стал победителем открытого конкурса Минпромнауки и технологий РФ. 21 октября с компанией был заключен контракт на реализацию проекта, стоимость которого составляет 400 млн рублей. На эти деньги компания должна, в сущности, запустить в России новый массовый рынок - переработки твердых отходов. Генеральный директор ОАО "Механобр-Техника" профессор Леонид Вайсберг, подписавший контракт со стороны компании, дал в связи с этим интервью корреспонденту журнала "Эксперт С-З".

- Зачем правительство проводило этот конкурс? Как оно собирается использовать ваши разработки?

- На заседании Президентского совета по науке было решено выбрать несколько крупнейших инновационных проектов, реализация которых, как локомотив, потащила бы всю экономику страны. Минпромнауки отобрало 15 из примерно 450 проектов. А потом по каждому из них проводило конкурс для определения головного исполнителя. Наш проект получил порядковый номер 12. Победив в конкурсе, "Механобр-Техника" стала также и головным исполнителем.

Переработка отходов представляет сейчас в России колоссальную проблему. Многие десятилетия мы по-настоящему не заботились об утилизации отходов, а просто складировали их, оставляя эту проблему будущим поколениям. В результате в стране скопилось колоссальное количество так называемого техногенного сырья. Но дальше так продолжаться не может - с ним надо что-то делать. В то же время во всем мире переработка отходов - довольно выгодный бизнес. По нашей оценке, годовой оборот этого бизнеса в сегодняшней России может составлять 5-6 млрд долларов.

Возьмем, к примеру, брошенный на улице автомобиль. Стоимость его нулевая, он самортизирован, он никому не нужен. Но из него можно получить вторичное сырье, готовое для использования - сталь, пластик, резину, медь, стекло. И чем глубже переработка, тем больше добавленная стоимость, а значит и норма прибыли для переработчика. Я считаю, что этим вполне могут заниматься крупные муниципальные мусороперерабатывающие предприятия. Они в состоянии производить сырье в процессе сортировки и первичной переработки городских отходов. В некоторых случаях процесс переработки отходов и создания новой товарной продукции может составлять единую технологическую цепочку. А в других это будет задачей малого и среднего бизнеса.

- Вы говорите о промышленных отходах?

- Любых - и промышленных, и бытовых. Например, сегодня выбрасываются миллионы пластиковых бутылок. Но это же источник очень ценного сырья. Если бутылки раздробить в зерна, так называемые "флексы", получится товар, который стоит на рынке до 500 долларов за тонну. Продать его просто - в Интернете есть биржа вторичного сырья. Так что мусороперерабатывающие заводы могут неплохо на этом зарабатывать. А рядом можно построить линию по превращению этого сырья во вторичный продукт, скажем - в пластиковую черепицу. Это очень подходящее занятие для малого и среднего бизнеса. Вот вкратце суть комплексного подхода к проблеме утилизации отходов.

Еще задолго до тендера мы подготовили соответствующую концепцию. Я докладывал ее в Госдуме и на коллегии Министерства промышленности, науки и технологии. Основную мысль моих выступлений можно сформулировать так: мы будем по уши в мусоре, пока он не станет товаром. Чтобы очистить страну, надо запустить в эту сферу малый и средний бизнес.

- Почему бизнес не занимается этим по собственной инициативе?

- Во-первых, потому что эта деятельность очень плохо регулируется на законодательном уровне, нет необходимых нормальных документов об обращении отходов, предприниматели не знают, где им брать отходы для переработки. Можно построить в Петербурге линию по переработке автомобильных шин - деньги на это найти не проблема (на Западе это очень выгодный бизнес), как и покупателей на вторичное сырье. Но где брать сами покрышки для безостановочной работы линии? Для торжественного открытия, под телекамеру, мы еще насобираем по помойкам или КАСам (коллективные автостоянки. - "Эксперт С-З") два грузовика. А дальше - стоп. В стране должна быть нормальная система сбора старых покрышек. Для этого нужен закон, хотя бы местного уровня, запрещающий выбрасывать покрышки на помойки, штрафующий за это КАСы и обязывающий их сдавать покрышки в пункты приема.

- Но ведь по цветным металлам такого закона нет, тем не менее тут никого принуждать не надо. И с бумагой вроде тоже. Стоило "бумажникам" начать прием макулатуры на переработку по выгодным ценам, как множество людей в Петербурге добровольно стали заниматься ее сбором...

- Есть еще вторая проблема - технологии. До сих пор не было эффективных технологий для переработки отходов. Негде купить оборудование, нет фирм, которые могли бы смонтировать его "под ключ". И вот эту задачу мы на себя взяли. Мы победили в тендере потому, что не только разработали проект модульного завода по комплексной переработке твердых отходов самых разных видов, но также спроектировали и построили опытные образцы всего необходимого для этого оборудования.

- А нельзя все это купить на Западе?

- По целому ряду параметров наши разработки превосходят зарубежные аналоги. Именно поэтому их покупают у нас западные фирмы. Например, наши дробилки используются при переработке автомобилей на муниципальных предприятиях в Филадельфии. Если бы была серьезная конкуренция, то западные линии давно бы уже работали в России. В Москве Четвертый мусороперерабатывающий завод был целиком куплен на Западе, и уже довольно долго мучаются с его запуском. С нашими линиями таких проблем не будет. Кроме того, наши линии гораздо дешевле западных.

- Вы привели пример автомобиля как хорошего объекта для получения вторичного сырья. А у вас разработана соответствующая технологическая линия - чтобы, грубо говоря, с одного конца в нее въезжал автомобиль, а с другого выходили пакеты с готовым вторичным сырьем?

- Да. В проект в том числе входит система утилизации автомобилей, и уже к концу следующего года такая линия будет изготовлена - мы уже начинаем ее проектировать совместно с Кировским заводом. Работать она будет именно так, как вы описали.

Вообще-то многие перерабатывающие машины мы делаем сами на нашем заводе. Но тут случай особый - автомобильная линия очень громоздкая, нам ее не осилить, а по условиям тендера мы должны освоить серийное производство этих машин. Поэтому и привлекли Кировский завод. С ним же мы будем делать линию по утилизации железобетонных изделий (куски панелей, столбы, шпалы и т.д.). По другим линиям с нами будет работать еще один машиностроительный завод - "ОМЗ-Немо", одно из подразделений Ижорских заводов. А вот установки для переработки макулатуры мы будем делать у себя.

Мы готовы строить линии по переработке компьютеров (в том числе мониторов) и другой электроники, причем не только бытовой, но и военной, космической и т.д. Это также входит в нашу программу под названием "утилизация электронного и электротехнического скрапа". У нас уже есть покупатели на такие линии. Это, например, завод "Тэкон" в Петербурге. Он давно занимается переработкой такого рода отходов, но пока без современной технологии. Между прочим, это как раз тот конкретный представитель среднего бизнеса, который резко продвинется вперед за счет того, что получит от нас новые технологии. Именно на такие предприятия и рассчитан наш проект.

- Как относятся к вашим проектам власти Петербурга?

- Мы победили в тендере помимо прочего еще и потому, что представили письма частных фирм, готовых закупать наши машины, а также получили поддержку администрации города. Директор "МПБО-2" тоже поддержал - в своем письме он конкретно указал, какие наши машины хочет установить на своем заводе. Кстати, некоторые из них мы уже монтируем у него и начинаем испытания.

- А кто еще готов участвовать в вашем проекте?

- Проявило заинтересованность правительство Москвы. Всю мусоропереработку в Москве держит в руках "Экотехпром" - государственное предприятие московской мэрии. Там был проведен технический совет, который отметил высокую эффективность, экологичность нашего оборудования и подтвердил заинтересованность в использовании его для комплекса городского хозяйства Москвы. Руководство "Экотехпрома" также поддержало нас и обещало вложить в строительство сортировочных комплексов по технологии "Механобр-Техники" 150-200 млн рублей.

Помимо властей желание участвовать в проекте выразил Промышленно-строительный банк. Он будет нашим основным финансовым и лизинговым партнером, что очень важно для малого и среднего бизнеса, ведь мы предусматриваем лизинговые схемы поставки оборудования. Холдинговая компания "Кареллеспром" обращается к нам с просьбой принять участие в строительстве и испытании опытной установки для переработки древесных отходов. Они предоставят для этого производственные площади и организуют снабжение установки сырьем и энергией. По древесным отходам с нами выразила желание работать также одна финская компания, работающая в России. "Пластполимер"хочет работать с нами по пластикам. Завод "Комсомольская правда" пишет, что примет участие в строительстве и испытании опытной установки для переработки отходов пластмассы. И каждый из них готов выделить на опытные работы с нами довольно приличные деньги (по нескольку миллионов рублей) из своих бюджетов.

- Они не боятся рисковать?

- Не боятся, потому что изучили рынок и знают, что спрос будет. И потом, риск невелик (хотя и существует, как в любом бизнесе). Ведь основные средства для организации массового производства линий даем мы из тех 400 млн, которые нам предоставило правительство. Скажем, те 4-5 млн рублей, которые вложит Кировский завод в производство линий по переработке автомобилей, окупятся уже после двух-трех продаж - такая линия будет стоить 25-28 млн рублей.

- Вы уверены, что будет спрос на вторичное сырье?

- Уверен. Он уже сегодня есть, и довольно большой. Потому что наши технологии обеспечивают очень высокое качество вторичного сырья, даже в случае сложной переработки, например - электронного и электротехнического скрапа. Некоторые предприятия хотят перерабатывать блоки военной электроники. Например, тот же "Тэкон", который с 1994 года занимается сбором и первичной переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. У него есть все необходимые лицензии и разрешения, в том числе от Минобороны. Хочет работать с нами также аналогичная организация "Росконтакт", которая близка к Московскому военному округу. Ряд металлургических заводов уже выразили готовность покупать металлические концентраты, которые "Тэкон" и "Росконтакт" будут получать по нашей технологии. Мы потому и выиграли тендер, что показали, что владеем рынком.

- Почему все-таки все это произошло только сейчас? Столько желающих, судя по письмам, заняться переработкой отходов, но до сих пор никто это не организовал...

- Мы шли туда, куда нас заталкивала советская система. Москва до сегодняшнего дня строила мусоросжигательные заводы, что довольно дорого и с экологической точки зрения является весьма проблемным решением...

- Да и губернатор Яковлев носился с этой идеей целый год...

- Слава Богу, что от нее отошли. Владимир Анатольевич - вменяемый человек. Он был в "Механобре" и сказал, что сжигать мусор, как мы предполагали, на 100% - не будем. Кстати, мусоропереработке без сжигания не обойтись. Но надо грамотно жечь, надо жечь только ту часть, которую нельзя не сжигать: сырую органическую массу, пищевые отходы с тяжелыми металлами, которые невозможно использовать для приготовления компоста. Даже для сжигания такой массы надо ее предварительно специально обрабатывать. Но ее не более 30% от всего объема бытовых отходов. Для этого достаточно построить небольшие сжигательные модули на тех же мусороперерабатывающих заводах.

- А как выделить из бытовых отходов органическую массу? Заставлять это делать население с помощью баков разного цвета, как в некоторых западных странах?

- Нет. Это утопия.

- Но ведь многие страны этим занимаются...

- Система раздельного сбора, которая существует на Западе, в значительной мере деградирует. Я слышал от бургомистров некоторых западноевропейских городов, что в связи с изменением демографического состава населения все запуталось. Сейчас там степень перемешивания отходов в бачках доходит до 40%. Я убежден, что и в России это не получится.

Заставить население сортировать мусор можно только одним способом - если людям платить за это. Ведь, когда мы хотим, чтобы в бачки попало уже отсортированное, по сути мы хотим заставить жильцов бесплатно работать на мусоропереработку. Мы создаем добавленную стоимость, но нам за это мусороперерабатывающий завод не платит. Вот когда нам скажут: "Принеси баночки, бутылки или макулатуру, и мы тебе за это заплатим", - с удовольствием понесем. Или выставим аккуратно на улицу, бомжи соберут и отнесут, потому что они знают, что это товар. Вот тогда сортировка пойдет нормально.

В Москве, кстати, это уже начали делать. Там строят первые 20 павильонов, где, пожалуйста - принеси стеклянную тару, принеси оконное стекло, и мы тебе заплатим. Не хочешь - позвони и скажи, где во дворе выброшенные окна, мы пришлем машину, разделаем и заберем стекло. Они сейчас у нас покупают партию небольших дробилочек, чтобы сделать первичную переработку, наработать сырьевой продукт и отдать на дальнейшую переработку.

- Как вы будете отчитываться перед Минпромнауки?

- По условиям тендера, мы за три года разработаем 11 комплектных технологических линий, организуем их серийное производство, выпустим информационные альбомы по каждой линии для потенциальных инвесторов. Мы сами не будем перерабатывать отходы, мы готовы технологически вооружить тех, кто будет этим заниматься. Дадим им технологию, дадим готовый бизнес-план, поможем купить оборудование, подскажем, где получить кредиты, покажем рынки сбыта. Формой нашего отчета будет предоставление документов о продаже линий на общую сумму, превышающую бюджетные вложения.

- Получается, вы создаете инфраструктуру российского рынка переработки отходов и даете начальный толчок развитию этого рынка. То есть играете роль государства...

- По существу, можно сказать, что здесь нам государство поручило одну из своих функций.

- Вы считаете правильным такой подход государства к решению подобного рода проблем?

- Скажите, пожалуйста, а какой у государства сейчас выбор? Другого варианта я не вижу. Наш проект потому и называется инновационным, что его задача - запустить невидимую руку рынка, которая заработала бы. И мы должны включить всю нашу научную сообразительность, наши конструкторские возможности, наше понимание, как эту ситуацию разрулить, чтобы все это начало двигаться. И вот когда это задвигается, тогда, кстати сказать, попутно будут решены экологические проблемы. Снизится нагрузка на бюджет. Сегодня тратятся колоссальные деньги на экологию, но видите ли вы серьезные изменения в экологии вокруг себя? А почему? Потому что нынешний подход абсолютно неэффективен. Вот когда мусор станет товаром - эта проблема исчезнет. В Нью-Йорке мусоропереработчики рвут мусор друг у друга. И у нас скоро так будет.

Санкт-Петербург