Незваные гости

Проблемы взаимодействия турфирм и музеев решатся только в том случае, если все участники туристического рынка будут действовать в рамках единой государственной программы

В последнее время привлекательность Санкт-Петербурга как мирового центра туризма резко возросла (отчасти этому способствовала юбилейная "раскрутка" города). Сегодня, по данным World Tourism Organization ( WTO), Санкт-Петербург занимает восьмое место в рейтинге самых популярных с туристической точки зрения городов мира. Однако из-за неразвитости городской инфраструктуры туризма мы не можем принять больше 2 млн человек в год (для сравнения - маленькая Прага принимает в три раза больше). Неудивительно, что 90% из 1200 туристических компаний Петербурга предпочитают заниматься отправкой, а не приемом туристов, хотя прием - более доходный бизнес как для турфирмы, так и для города, да и для государства в целом.

Как утверждают специалисты, одной из важнейших проблем, тормозящих развитие туризма в Петербурге, является неотрегулированная система взаимоотношений между турфирмами и городскими музеями. Поскольку основным видом туризма в Санкт-Петербурге является так называемый "культурный", главным образом связанный с посещением музеев, возможности города по приему гостей напрямую зависят от эффективности сотрудничества с музеями. Между тем, как показали события юбилея, схема их взаимодействия не отлажена и оставляет желать лучшего.

Поиску решения проблемы было посвящено специальное заседание комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии ( СЗРО РСТ). Во время заседания представители турфирм предъявили ряд претензий музеям и сформулировали конкретные предложения по улучшению ситуации. Однако обсуждение показало, что в основе конфликта - существенное различие интересов сторон, которое вряд ли можно преодолеть путем переговоров. Сдвинуть вопрос с мертвой точки удастся лишь в том случае, если и музеи, и турфирмы будут действовать в рамках единой государственной (или городской) программы, подкрепленной соответствующими законодательными актами.

Эффект качелей

Одно из предложений турфирм, высказанное на последнем заседании СЗРО РСТ по въездному туризму, состояло в том, чтобы перенести сроки подписания договоров о сотрудничестве с музеями на июнь-июль. Пока в большинстве случаев эти договоры подписываются не раньше ноября, что существенно осложняет жизнь туроператору, который находится в условиях рынка с довольно жесткой конкуренцией. "В ноябре подписывать договор поздно, - утверждает Валерий Фридман, директор туристической компании " Мир ". - Зарубежному партнеру, который в августе готовит свои каталоги на продажу следующего сезона, мы уже в июле должны дать цены будущего года". Не имея договоров с музеями, цифры приходится брать "с потолка". При этом если какой-нибудь музей внезапно повысит цены, разница компенсируется за счет принимающей фирмы. "Я не могу диктовать иностранному партнеру свои условия в декабре, когда у него уже полностью распечатана стоимость тура", - объясняет Валерий Фридман.

Неграмотная ценовая политика всех звеньев городской туристической инфраструктуры имеет самые серьезные последствия для города, лишая его конкурентных преимуществ на международном рынке туризма. Так, в преддверии юбилея многие гостиницы и музеи повысили (хотя и незначительно) цены на свои услуги. В результате средняя стоимость недельного посещения Санкт-Петербурга оказалась на 500 долларов выше, чем аналогичная по уровню программа по маршруту Прага - Вена - Будапешт. По словам вице-президента РСТ, директора СЗРО РСТ Сергея Корнеева, похожая картина сложилась в 2000 году, очень благоприятном для въездного туризма. В результате всеобщего повышения цен поток туристов в следующем, 2001 году, резко сократился. "Мы, таким образом, имеем эффект качелей, - говорит Корнеев. - Это происходит потому, что участники рынка (в том числе и директора музеев) не знают объективной статистики. Единственное, что здесь можно сделать, - наладить четкую поставку информации и маркетинг, чтобы все участники рынка видели, как их ценовая политика может отразиться на следующем сезоне".

Интересно отметить, что частные структуры, например гостиницы, стали прислушиваться к требованиям рынка гораздо раньше государственных музеев. "Уже в июле от всех гостиниц Петербурга, с которыми мы работаем, начинают поступать ценовые предложения на следующий год", - рассказывает Валерий Фридман.

Что касается ценовой политики музеев, то этот вопрос, по словам одного из собеседников корреспондента "Эксперта С-З", в целом остается нерешенным, хотя существуют и отдельные исключения из общего правила. Так, хорошим примером стало Царское Село, директор которого подписывает договоры с турфирмами на три года, обязуясь в течение этого периода не повышать цены.

Пропускная неспособность

Особой проблемой в работе турфирм с музеями является низкая пропускная способность последних. В пик сезона спрос намного превышает предложение. "Порой мы не можем принять всех желающих", - утверждает начальник отдела туризма и спецпрограмм Эрмитажа Ольга Архипова. Вместе с тем представители турфирм уверены, что потенциал большинства музеев далеко не исчерпан.

Например, билетная система, по которой работают музеи. Многие считают, что она неэффективна и является причиной огромных очередей на входе. "Существуют новые технологии прохода, - рассказывает Сергей Корнеев. - Мы давно уже говорим, что нужно ввести так называемую карточку гостя - электронный проходной билет, как это сделано во многих странах". Но этому, по словам Ольги Архиповой, препятствует федеральное законодательство, в соответствии с которым вход в музеи должен осуществляться строго по билетам. "Мы государственное учреждение, - объясняет Архипова, - и не можем нарушать закон". По данным городского Комитета по туризму и развитию курортов, проект введения карты гостя города (Saint-Petersburg Card) в настоящее время находится на стадии разработки, однако появится такая карта, скорее всего, только к 2005 году.

Некоторые музеи все же пытаются как-то решать проблему повышения пропускной способности. Одна из главных причин торможения туристического потока - перемешивание индивидуальных посетителей и экскурсионных групп. В Эрмитаже, например, для того чтобы их разделить, открыли второй вход. В Петергофе, Павловске, Екатерининском дворце и Петропавловской крепости потоки туристов разводят, определяя очередность посещения той или иной части музея.

Следующее предложение турфирм музеям - продлить рабочий день и на время высокого сезона отказаться от выходных и санитарных дней. Именно так работают крупнейшие музеи мира (Лувр, например, открыт летом с восьми утра до восьми вечера). Однако для многих музеев увеличение рабочей недели связано со значительными проблемами. "Мы не можем работать без выходных, - говорит Ольга Архипова. - Дело в том, что у нас есть своя охрана, - нельзя заставить людей работать без отдыха. Фирмы, которые настаивают на увеличении рабочего дня музея, отказываются оплачивать дополнительный персонал". Впрочем, для крупных турфирм, способных обеспечить большие потоки туристов, делается исключение, хотя и не бесплатно. "Мы добились от музеев более раннего открытия, - говорит Валерий Фридман, - но за это платим дополнительные деньги".

В ряде случаев петербургские музеи соглашаются продлить свой рабочий день для всех посетителей. Так, например, Исаакиевский собор открыт до восьми вечера, а храм Спаса на Крови и Петропавловская крепость пускают туристов до семи часов.

Материя первична

Практика показывает, что, когда руководители музеев всерьез заинтересованы в сотрудничестве с туристическими компаниями, любые проблемы могут быть решены. Однако в силу специфики каждая из сторон по-разному понимает свои задачи. Так, в ответ на утверждение президента туркомпании "Ника" Леонида Флита о том, что все участники рынка туризма "находятся в одной лодке", директор Государственного музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов сказал: "У нас с вами разные цели. Вы для нас - частный случай, хоть и большой, и важный". Противоречие интересов выражается, например, в том, что музеи мало заинтересованы в увеличении числа посетителей. "Сам термин "пропускная способность" абсолютно неприменим к музею, - считает Ольга Архипова. - Нам не нужна пропускная способность, мы не метро".

Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что для некоторых музеев (в отличие от турфирм) туристы - не только не единственный, но зачастую и не главный источник доходов. Помимо бюджетного финансирования хорошо раскрученные российские музеи научились зарабатывать деньги так, как это делается в развитых странах. Они продают альбомы и каталоги своих выставок и экспозиций, размещают на медийных рынках фильмы о себе и т.д. Доходы от такой коммерческой деятельности намного превышают выручку от продажи входных билетов. В результате у руководителей музеев (особенно крупных) исчезает стимул к увеличению числа посетителей, а иногда они вообще не видят пользы от туристических групп. "Зачем нам туристы? Они только полы портят", - наиболее распространенный аргумент работников таких музеев. Но именно эти известные в мире музеи как раз больше всего и привлекают туристов.

Взаимопониманию участников туристического рынка мешает и психология современного туриста, который в большинстве случаев не заинтересован в подробном изучении музеев. Турфирмы, разумеется, учитывают это обстоятельство, а музеи пытаются гнуть свою линию. Так, в Эрмитаже разработали и предложили турфирмам программу, в соответствии с которой посетителям предлагалось в течение трех дней поэтапно ознакомиться с основными фондами музея. "К сожалению, первый блин оказался комом, - рассказывает Валерий Фридман. - Людей, которые три дня хотели бы знакомиться только с Эрмитажем, пока не нашлось. Мы готовы отойти от стандартов, но уговорить на это туристов гораздо сложнее".

Нужна единая политика

В такой ситуации результаты совместной работы музеев и туроператоров напрямую зависят от "человеческого фактора", от того, как складываются отношения между участниками рынка. Представители многих турфирм убеждены в том, что разрешить все противоречия без вмешательства сверху не удастся. "Мы частный бизнес, а они - государственные структуры, - говорит директор компании " Нордик Трэвэл " Любовь Софян. - Пока наши предложения не будут закреплены в конкретной бумаге на уровне государства, ничего не изменится".

Надежды турфирм на государство вполне обоснованны. Опыт развитых стран показывает, что общий экономический эффект от туризма огромен. Доходы некоторых крупных туристических центров (например, Лондона и Парижа) за один сезон иногда превышают годовой бюджет Санкт-Петербурга. В таких странах въездной туризм является одним из направлений экономической политики.

То же самое, по идее, должно произойти и в России. Вопросы развития въездного туризма не могут решаться только между музеями и турфирмами, у которых к тому же разные цели. Если государство (а особенно местные власти, поскольку регион наряду с турфирмами получает наибольшую выгоду от туризма) хочет развивать эту сферу, ему следует четко обозначить свои интересы на уровне правовых актов. Многие участники петербургского туристического рынка убеждены в необходимости создания единой программы развития въездного туризма, обязывающей госучреждения (в частности, музеи) способствовать решению главной задачи - увеличению потока туристов и доходов от них. Только таким способом, по мнению турфирм, можно добиться сглаживания противоречий между ними и музеями.

При этом стоит отметить, что основными партнерами петербургских турфирм являются всего девять музеев, известных в мире и представляющих интерес для иностранных гостей. Между тем музеев в городе около 100, и большинство из них не пользуется спросом у туристов. Специалисты, работающие в турбизнесе, утверждают, что продвижение таких музеев также должно стать частью единой программы по позиционированию города на международном рынке туризма. "Это должны быть совместные усилия города и турфирм, - считает Сергей Корнеев. - Должна быть единая городская медийная программа. Деньги, потраченные на такую рекламу, - не выброшенные деньги". Действительно, по оценкам WTO, каждый доллар, вложенный в развитие туризма, дает 6 долларов прибыли.

Пока, к сожалению, единой программы по развитию въездного туризма нет ни в Санкт-Петербурге, ни в России вообще. Однако есть признаки того, что проблема уже находится в зоне внимания властей. Так, 2 июля 2003 года в Пскове состоялось расширенное заседание рабочей группы по туризму при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО. В пятом пункте принятого во время встречи и подписанного Валентиной Матвиенко протокола содержится рекомендация обратиться в Министерство культуры РФ с просьбой к руководителям музеев решить проблемы с прохождением туристов во время высокого сезона и рассмотреть возможности продления времени работы музеев и уменьшения числа выходных

Санкт-Петербург