В качестве основы стратегии экономического развития администрация Новгородской области (НО) изначально выбрала привлечение иностранных инвестиций. Однако насколько экономически эффективной оказалась проводимая в НО инвестиционная политика? В последнее время этот вопрос все чаще поднимается в среде региональной элиты. Высказываются скептические оценки "инвестиционного чуда" и представителями федеральных структур. Как нам представляется, в настоящее время администрация НО подошла к тому рубежу, когда для дальнейшего качественного экономического развития региона требуются новые подходы. И в первую очередь речь идет о привлечении к реализации крупных, структурно значимых для НО проектов отечественного бизнеса.
Инвестиционный калейдоскоп
Сделанная администрацией ставка на иностранных инвесторов была полностью оправданна. В частности, остается высокорентабельным возникшее в конце 90-х годов производство жевательной резинки ЗАО "Дирол" (его прибыль в 2002 году составила 158 млн рублей). Напротив, у компании " Кэдбери", по неофициальным данным, стали ухудшаться экономические показатели (сказалась жесткая конкуренция на российском шоколадном рынке с такими крупными производителями, как Mars и Nestle). Чтобы укрепить свое положение, она недавно приобрела ЗАО "Дирол" как более успешный и стабильный бизнес.
Одним из самых динамично развивающихся предприятий является созданная в 2000 году фабрика ООО "Амкор Ренч Новгород", производящая упаковку сигарет. Несмотря на то что показанная ею прибыль за 2002 год составила всего 25 млн рублей, чиновники утверждают, что "Амкор Ренч Новгород" становится важнейшим налогоплательщиком НО.
Наиболее активно иностранные инвесторы (в основном финские) вкладывают в деревообрабатывающую промышленность. Наблюдается весьма позитивная тенденция: заготовка и вывоз из НО обычного "кругляка" сокращается на фоне развития предприятий по углубленной переработке древесины. Причем в этой сфере зарубежные инвесторы охотно сотрудничают с крупным местным бизнесом. Так, в начале 2003 года на " Чудово-RWS" открылся созданный ЗАО "Новгородлеспром" и финской фирмой Schayman Wood завод по производству тонкого березового шпона (инвестиции составили 16 млн евро). Сейчас " Новгородлеспром" и финская кампания UPM Kymmene реализуют проект строительства лесопильного завода "Пестово-Ново" стоимостью 43 млн евро.
Кроме того, реализуются самые разнообразные мелкие проекты. В Великом Новгороде, на площадях бывшего предприятия радиоэлектроники "Волна", итальянская компания " Голден Леди" начала строительство фабрики по производству чулочных изделий. А на простаивающих площадях " Планеты" австрийская компания Velts, инвестировав 1 млн долларов, открыла современный логистический терминал.
По новгородскому счету
По данным председателя экономического комитета администрации НО Арнольда Шалмуева, объем иностранных инвестиций с 1994 года составил около 680 млн долларов. Критерием эффективности инвестиционной политики, на его взгляд, может считаться то, что на долю новых предприятий с иностранным капиталом приходится 60% всего выпуска промышленной продукции, а Пенсионный фонд области формируется ими на 50%.
До вступления в силу изменений в федеральном законодательстве в 2001 году предприятиям были предоставлены льготы на общую сумму 600 млн рублей, а поступления в бюджеты всех уровней составили 1,4 млрд рублей. Но бюджет области все равно остается дотационным. "В 1994 году дотации НО достигали 52%, а сегодня дефицит составляет всего 8%, - сетует Шалмуев. - Если бы мы работали в прежнем налоговом поле, то профицит нашего бюджета был бы уже 27%".
В принципе, дотационность бюджета - не самый главный показатель эффективности экономической политики. Не секрет, что некоторые регионы сознательно занижают бюджетные доходы, чтобы получать помощь и от федерального центра. Впрочем, похоже, власти НО действительно хотят сделать регион бездотационным (для Прусака, каждый год дающего такие обещания, это уже вопрос политических амбиций). Денег в бюджете НО действительно не хватает, ради затыкания очередных финансовых дыр его приходится корректировать каждые два-три месяца.
В масштабах области результаты инвестиционной политики ощущаются слабо. Средняя зарплата в НО остается одной из самых низких на Северо-Западе. Из 450 тысяч трудоспособного населения на предприятиях с иностранным капиталом работает лишь 16 тысяч человек, однако и они получают отнюдь не астрономические зарплаты (что понятно - ведь инвесторов в НО привлекает не в последнюю очередь дешевизна рабочей силы).
Помимо того, что отсутствуют явные "точки роста", сохраняется и такой хронических недуг региональной экономики, как неравномерность развития территорий. Не менее двух третей всех инвестиционных проектов реализуется в Великом Новгороде и Новгородском районе.
Администрация пытается исправить ситуацию с помощью лояльных предпринимателей, направляя их в медвежьи углы. Судя по всему, так произошло с проектом "Пестово-Ново". Как говорит генеральный директор ЗАО "Новгородлеспром" Исаак Слуцкер, "мы залезли в этот далекий, убогий и дотационный район от большого патриотизма, а через какое-то время благодаря нам район станет для бюджета избыточным".
Конъюнктура или стратегия?
Очевидный изъян политики по привлечению иностранных инвесторов состоит в том, что многие реализуемые в НО проекты (за исключением деревоперерабатывающей промышленности) конъюнктурны и никак не связаны с развитием традиционных для региона отраслей экономики. Инвесторов не привлекают высокотехнологичные предприятия радиоэлектроники и приборостроения, некоторые из которых сейчас начинают подавать "признаки жизни" (в лучшем случае они интересуют их в качестве собственников дешевых производственных площадок). Предприятия с западным капиталом, естественно, не способны изменить структуру региональной экономики. Более того, иностранные акционеры и менеджеры, как заметил один из наших собеседников, "отнюдь не чувствуют себя цивилизаторами, несущими в массы современные ценности", - они избегают не только вмешательства в политику, но и участия в каких-либо общественных акциях.
Показательна позиция генерального директора ОАО "Машиностроительная корпорация "Сплав""Владимира Федорова: "Основной упор нужно было делать на предприятия, которые здесь существовали, но в большинстве своем погибли, а ведь на каждом из них работало по 2-3 тысячи человек. Бизнес, который пришел к нам, особого значения для НО или России не имеет. Завтра изменится конъюнктура или не будет сырья - и закроется производство жевательной резинки или упаковок для сигарет. Не знаю, о каких поступлениях в казну и Пенсионный фонд говорят, если на этих заводах работает не так много людей!"
Если завтра придет "варяг"...
Примеры, когда крупный местный бизнес вкладывает средства в экономику НО, расширяя профиль своей деятельности, немногочисленны. В частности, Машиностроительная корпорация "Сплав", специализирующаяся на выпуске запорной арматуры для АЭС и трубопроводной арматуры для крупных нефтегазовых компаний, по словам Владимира Федорова, ежегодно инвестирует 4-5 млн долларов в бизнес, не связанный с машиностроением. Сегодняшний приоритет для корпорации - создание сети аптек "Панацея-Н" (их уже около 40), компьютерных классов в школах, интернет-клубов, магазинов, торгующих компьютерами, и т.д.
Что же касается "внешнего" отечественного бизнеса, то он слабо представлен в регионе и пока не предпринимает активных шагов по продвижению. Местные элиты спокойны - мол, "у нас нечего делить". Отсутствуют в области и ценные сырьевые ресурсы.
Исаак Слуцкер не наблюдает интереса к лесопромышленному комплексу НО со стороны "олигархических" структур: "Были попытки отобрать - с мафией прийти к нам, причем это были не местные, а российские, московские... А с инвестициями никто не спешит". Между тем объектом инвестирования мог бы стать проект строительства нового ЦБК для производства целлюлозы на лиственной основе (стоимостью порядка 900 млн долларов), давно лоббируемый Прусаком и "Новгородлеспромом". Внимание главы "Объединенных машиностроительных заводов" Кахи Бендукидзе привлекала Машиностроительная корпорация "Сплав", но практических последствий это не имело. Что же касается такого высокорентабельного предприятия, как ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" (на его долю приходится 98% всей черной металлургии в НО), то, по распространенному в Новгородской области мнению, "он и так находится в очень надежных руках".
По-прежнему единичны примеры прихода "чужого" бизнеса в пищевую промышленность. В середине 90-х ОАО "Новгородский мясной двор" (НМД) было приобретено МПЗ "Черкизовский". Несмотря на значительные вложения в модернизацию предприятия в 1997-1998 годах, сам факт появления крупного "внешнего" инвестора Прусак воспринял негативно, опасаясь, как говорят, что вслед за московскими инвестициями возникнут и некие политические интересы. В конце 1999 года НМД перешел в руки аффилированных структур Автобанка и сейчас находится в сфере интересов компании "Планета-Менеджмент". Состояние предприятия оценивается как неблагополучное; по некоторым данным, рассматривается перспектива его банкротства и перепрофилирования под подставки продукции главным образом Госрезерву, Минобороны и другим крупным заказчикам. ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания"ограничилось в НО открытием завода по розливу минеральной воды "Родники Валдая" (вложив 7 млн долларов).
На топливном рынке, монополизированном благодаря "протекционизму" со стороны областных властей, только сейчас намечается приход "ЛУКОЙЛа". Отсутствием серьезных конкурентов у ООО "Новгороднефтепродукт" (дочерней структуры НК " Сургутнефтегаз") и местного оператора "Сигма" объясняется необычайно высокий уровень цен на бензин в НО.
Единственное крупное производство в НО, где присутствует "внешний" капитал, - ОАО " Акрон". Через оффшорные компании его собственником с 1993 года является Вячеслав Кантор.
На сегодня самый крупный проект "внешних" инвесторов - размещение практически в центре Новгорода ООО "Новгородский металлургический завод", специализирующегося на переработке содержащего медь лома цветных металлов (инвестиции составили 35 млн евро). Высказывались предположения, что приходу в Новгород уральских предпринимателей способствовал Геннадий Бурбулис. Главным образом инвесторов привлекло выгодное транспортное положение Новгорода: катодная медь будет вырабатываться из сырья, поставляемого предприятиями Центрального и Северо-Западного регионов страны, а затем, видимо, направляться на экспорт.
Жить по правилам
Чтобы стимулировать развитие в НО отечественного бизнеса, власти не должны зацикливаться на привычных подходах во взаимоотношениях с инвесторами (главным образом иностранными).
Естественно, главное "ноу-хау" администрации Прусака - предоставление инвесторам впечатляющего набора налоговых льгот - теперь не работает. Что же касается административных барьеров и прочих издержек во взаимоотношениях предпринимателей с чиновниками, то, как отмечают многие наши эксперты, НО в этом отношении еще далека от совершенства. Так, для малого и среднего бизнеса острейшей проблемой является доступ к производственным площадкам с инфраструктурой, получение нежилых помещений под офисы и т.д. Известны случаи выстраивания "протекционистских" барьеров, ограничивающих поставки продукции "внешних" фирм-конкурентов. Характерной моделью использования "силовых методов на рынке" обозреватель газеты "Время Новгородское" Людмила Тимофеева называет ситуацию с мороженым. Недавно созданная компания "Морозко" (ее владельцем считают Тельмана Мхитаряна), неудачно стартовав со своей продукцией, стала навязывать мороженое крупным оптовым поставщикам и предприятиям розничной торговли, при этом закрывался доступ для продукции из других городов. По ходу этой истории местные власти и ТУ МАП продемонстрировали странное "бессилие".
Депутат Госдумы Евгений Зеленов полагает, что одним из реальных шагов по изменению вектора развития экономики НО могло бы стать получение финансирования по федеральной программе развития территорий. Причем в качестве приоритета следует выбрать возрождение высокотехнологичных и наукоемких производств, всегда составлявших основу индустриального потенциала региона. Однако для этого нужны соответствующие лоббистские усилия администрации НО, которая, напротив, предпочитает быть максимально "независимой" от центра. Но, как известно, то, что бывает эффективным в политике, не всегда имеет положительные последствия в экономике.
Великий Новгород - Санкт-Петербург