Новая олигархия

Удручающее состояние железнодорожного транспорта является прямым следствием нереформированности его инфраструктуры и сохранения почти всего подвижного состава в непосредственном управлении государства.

Железнодорожный транспорт до сих пор избегал приватизации не только в силу своей чрезвычайной стратегической важности для России с ее огромной территорией. Сложность организации перевозок - тоже, разумеется, не аргумент. Авиаперевозки, к примеру, не менее сложны, а передача электроэнергии - даже более. Однако и то и другое было все же в значительной мере приватизировано.

Как утверждают специалисты, важнейшей причиной, помешавшей реформированию железной дороги, явилось сопротивление приватизации со стороны клана чиновников МПС, предпочитавших сколачивать личные состояния не на рынке, с использованием административного ресурса, как делали их коллеги в других отраслях (нефтяной, газовой, угольной, ВПК, в связи, авиаперевозках и т.д.), а путем прямой эксплуатации госсобственности (в том числе распределительного и разрешительного права).

Сейчас "клан" явно хочет использовать реформу МПС для продолжения своего неправедного дела в более приспособленных для рынка формах. Под его давлением реформа движется в сторону создания в наиболее прибыльных сегментах рынка железнодорожных перевозок новых олигархов, в результате чего к прочим дефектам этой латиноамериканской формы капитализма добавится особенно вредный для рыночной экономики - монополизм, доходящий в некоторых случаях до 90% и более. Понятно, что спасением отрасли от окончательной деградации они заниматься не будут - просто потому, что способны зарабатывать лишь на дефиците, который будет поддерживаться монопольным положением их структур (для этого они и пытаются создать монополии).

Не допустить подобного извращения самого смысла реформы железнодорожной отрасли могут только либералы в правительстве. Но для этого им надо отобрать у МПС реформаторский руль.