Неразрывная связь

Москва, 02.02.2004
«Эксперт Северо-Запад» №4 (161)
Главная задача правительства Ленинградской области - обеспечить повышение качества жизни населения

На прошедших осенью 2003 года выборах губернатора Ленинградской области уверенную победу одержал действующий глава региона Валерий Сердюков. Видимо, произошло это не случайно. Показатели экономического развития области последних лет таковы, что трудно было ожидать от избирателей другого решения. По темпам экономического развития Ленобласть уверенно входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. О том, какие задачи ставит региональная власть на ближайшие пять лет, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков рассказал корреспонденту журнала "Эксперт С-З".
Валерий Сердюков

- Валерий Павлович, как бы вы оценили итоги работы своей команды за предыдущий губернаторский срок: что удалось сделать, что хотелось, но не получилось, и если не получилось, то по какой причине?

- Для того чтобы это оценить, необходимо вспомнить тот период, когда к руководству областью пришли мы - новая команда управленцев. К моменту начала нашей работы в Ленобласти долги региона почти равнялись доходной части ее годового бюджета. Отсюда нестабильность выплат заработной платы бюджетникам (долги по четыре-пять месяцев), детских пособий. Проблемы с содержанием и обеспечением деятельности наших бюджетных организаций: здравоохранения, образования, социальной политики, культуры и т.д.

И самое страшное, что долги, в том числе и кредит в 50 млн долларов, уже нужно было отдавать. Поэтому главная проблема, которая встала перед нами тогда, - вывести область из кризисного состояния, вытащить ее из долговой ямы. Для этого надо было решить три задачи. Первая (но не по значимости, а по степени первоочередности) - реструктуризировать долги. Отсрочить их выплату, чтобы мы могли, зарабатывая деньги, не ущемляя финансирование нашей социальной сферы, возвращать накопленные долги.

Вторая и основная задача - активизация работы экономики, резкое повышение производительности труда. Нам было понятно, что без увеличения объемов производства продукции в промышленности и сельском хозяйстве, развития сферы услуг на территории Ленинградской области не получить дополнительных доходов в бюджет. А без этого невозможно было надеяться на то, что удастся стабилизировать социальную ситуацию в области.

Поэтому главное, что мы должны были решить, - увеличение валового регионального продукта. И я должен сказать, что нам удалось это сделать. Производство промышленной продукции в 2002 году превысило уровень 1990-го на 8%. Если же сравнивать со стартовыми условиями 1999 года, то объем производства продукции увеличился в 2002-м более чем в 2,5 раза. Это в том числе и результат той политики, которую проводила с 1999 года областная власть.

Третья задача, которую мы поставили перед собой, - снижение неэффективных затрат бюджетных средств. Разбазаривание денег было сумасшедшее. Мы решили, что необходима жесточайшая экономия. И здесь мы тоже получили неплохие результаты. При том что бюджет был дефицитный, за счет денег налогоплательщиков финансировалась масса проектов, отдача от которых вызывала большие сомнения, в том числе и такие мифические проекты, как строительство аэропорта Выборг для приема тяжелых самолетов, финансирование "Ленлатторфа" для закупки котлов, строительство завода по производству автобусов для пассажирских перевозок. Без всякой проработки экономической целесообразности реализации этих проектов вкладывались значительные бюджетные деньги, которые затем безвозвратно терялись. Выдавались ссуды акционерным обществам, которые тоже не возвращались. Например, ссуда "Невской Дубровки" так и не была возвращена. Эту практику мы прекратили.

В результате последовательного решения этих задач нам удалось не только стабилизировать ситуацию, но и дать импульс развитию экономики области. Сейчас у нас нет ни одного рубля задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, строится значительно больше школ, жилья. В Ленинградской области возводится примерно 70% от того объема жилищного строительства, что мы имели в советские времена. Мы стали строить спортивные комплексы, дома культуры и т.д. То есть появилась возможность уделять больше внимания социальной сфере. Только в 2003 году за счет спонсорских средств мы направили около 20 млн долларов на техническое переоснащение районных больниц. И это не считая проектов, которые финансировались из бюджета.

За четыре года очень четко отработаны программы по направлениям социального и экономического развития области, которые предусматривают конкретные мероприятия, конкретные действия на период до 2010 года. Причем эти программы не только включают в себя организационные меры, но и точно определяют источники и размеры их бюджетного финансирования. С начала реализации мы не сорвали финансирование ни одной программы. А это значит, что все стороны обеспечения жизнедеятельности Ленинградской области подкреплены целевыми программами, которые увязаны между собой: программа по жилью, программа для молодых семей, для детей и детей-сирот, для ветеранов, программы по социальной политике и культуре, спорту и туризму.

Что не удалось? Конечно, вопросов остается много. Прежде всего, мы считаем, что надо больше создавать условий для повышения уровня жизни населения Ленинградской области, чтобы заинтересовать, особенно молодежь, возвращаться в родные места. У нас не только нет безработицы, но есть около 20 тысяч свободных рабочих мест. Другое дело, что мы не всегда имеем возможность предоставить жилье, обеспечить хорошие условия отдыха. Сейчас планируем приступить к реализации трех специальных программ: строительства жилья для молодежи, строительства сельского жилья и ипотечного кредитования.

Для социально-экономического развития области очень важна ситуация на селе. Нами принята программа его развития до 2010 года. Сегодня она уже реализуется. Речь в ней идет не только о строительстве жилых домов, но и обо всей сельской инфраструктуре: строительство больниц, амбулаторий, спортивных и культурных комплексов и многого другого. Мы считаем, что это главное направление, которое может создать благоприятные условия для жизни на селе. И это необходимо сделать для того, чтобы работоспособное население не уезжало из деревни, а, наоборот, приезжало туда.

Третье направление - повышение благосостояния через увеличение уровня заработной платы. Сегодня у нас в целом по области средняя заработная плата отличается от заработной платы в Петербурге всего на 800 рублей. Если посмотреть данные за ноябрь, то в городе она составляла 6136 рублей в месяц, а у нас - 5380. Разница небольшая. Но надо учесть, что жители Ленобласти имеют больше возможностей для извлечения дополнительных доходов за счет работы на приусадебных участках, которые, естественно, статистикой не регистрируются.

В любом случае главная задача правительства Ленинградской области - обеспечить повышение качества жизни населения. А здесь составляющих много. И жилье, и заработная плата, и отдых, и медицина, и образование - весь комплекс, который связан с человеком. Это самая главная задача, которая на протяжении следующего губернаторского срока будет решаться. А за счет чего? Естественно, ее можно решать только за счет увеличения валового регионального продукта.

- Конечно, роль власти в увеличении ВРП велика, но сам продукт создает в основном бизнес. Как, на ваш взгляд, здесь должны распределяться полномочия?

- Я бы не смог сегодня отделить работу бизнеса от работы власти. Все направлено на единую задачу увеличения объемов производства. У нас действуют советы руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий на уровне как районов, так и всей области, всевозможные ассоциации предпринимателей и производителей Ленинградской области, отраслевые ассоциации - мебельщиков, лесопромышленников и многие другие. Они создаются для того, чтобы решать проблемы, которые существуют или в отрасли, или в акционерных обществах, причем решать их нужно в диалоге с властью.

Есть масса вопросов, которые регулируются властью и которые напрямую влияют на бизнес: это и земельные, и имущественные, и бюджетные, и налоговые отношения. Немаловажный на сегодня вопрос, и решение его во многом зависит от власти, - это подготовка кадров и создание условий для такой подготовки. Создание условий для того, чтобы кадры приходили туда, где они необходимы. От того, какие будут условия жизни, возможности для отдыха, образования, как будет обеспечиваться медицинское обслуживание, очень сильно зависит, смогут ли предприятия привлекать необходимые им трудовые ресурсы. Если мы не будем создавать эти условия, то можем оказаться в ситуации, когда есть хорошее производство, а работать на нем некому. Убери сегодня школы в Коммунаре - и не будет динамично развивающегося предприятия Коммунарский полиграфический комбинат. Не будет, потому что молодые люди уйдут искать работу туда, где есть школа, детский садик и соответствующие условия жизни как для детей, так и для взрослых.

Нам не нужно влезать в вопросы производства (сколько и какой продукции вы выпускаете, кому продаете, как налаживаете технологию и т.д.), а надо создавать условия для развития бизнеса.

- Если взглянуть на показатели развития различных территорий Ленинградской области, то можно выделить зоны благополучия, сконцентрированные в основном вокруг Петербурга, и явно депрессивные районы. Что делается для того, чтобы обеспечить более равномерное развитие?

- Этот вопрос действительно заслуживает внимания. Такая ситуация сложилась по одной простой причине: потому что 70 лет существовал Госплан, который и определял, где и какие объекты строить - где лесопромышленные комплексы, где перерабатывающие заводы, где швейную фабрику и т.д. Все регулировалось централизованно. При переходе на рыночную экономику вся эта система рухнула. Этого следовало ожидать, и это произошло. Сложнее всего пришлось территориям, на которых стремились за счет государственной поддержки сохранить сельское хозяйство, хотя там оно было нерентабельно. Так у нас получилось и с северо-востоком области. Ну невозможно в таких климатических, природных и почвенных условиях, какие существуют на этих территориях, вырастить картофель дешевле, чем в Луге. Невозможно там производить мясо более дешево, чем оно производится в Волосовском или Гатчинском районе.

Но в районах, где для этого есть условия - Лужском, Волосовском, Гатчинском, Ломоносовском, Всеволожском, Выборгском, - сельское хозяйство постепенно начинает выкарабкиваться. Там уже много стабильно развивающихся хозяйств.

Если говорить о промышленности, появилась масса качественной и более совершенной продукции, особенно в строительном комплексе. Естественно, что эта отрасль начала вытеснять продукцию более низкого уровня. Например, Лодейнопольский деревообрабатывающий комбинат выпускал деревянные оконные рамы, и когда появились стеклопакеты, его продукция оказалась невостребованной рынком. Поэтому произошел обвал. Но постепенно и эти районы переходят на новые технологии, начинают выпускать востребованную продукцию и таким образом выходят из депрессивного состояния.

Я могу сказать, что нынешний Подпорожский район и тот, который был пять лет назад, - это совсем разные территории. То же самое можно сказать и про Лодейнопольский район. На данный момент они уже имеют возможность жить если и не вполне самодостаточно, то, во всяком случае, более обеспеченно. Я думаю, что еще через пять лет у нас уже не будет таких депрессивных районов, как Тихвинский или Бокситогорский. Мы совершенно по-другому относимся к этим районам. Имеем для них отдельные программы развития малого бизнеса, инфраструктуры бизнеса и т.д.

- Но для того, чтобы выровнять социальную и экономическую ситуацию в области, надо ведь, чтобы депрессивные районы развивались опережающими темпами?

- Я думаю, что это и произойдет. Потому что, если появляется сегодня новое предприятие, то оно сразу применяет самые совершенные технологии. Даже те технологии, которые были применены в Гатчинском и Ломоносовском районах в конце 1990-х годов, постепенно стареют. Технический прогресс не стоит на месте. Мы сегодня видим, что жители нашей области разговаривают по мобильным телефонам, а кто-то уже использует и фототелефоны, даже видеотелефоны. Вы могли бы представить себе 10 лет назад, чтобы в Подпорожье кто-то ходил с мобильным телефоном? А сейчас это уже свершившийся факт. И на новых предприятиях, которые там появляются, используются технологии более совершенные, чем на предприятиях, построенных раньше, а за счет этого получается более высокая производительность труда и зарплата становится выше. Можно привести пример Всеволожского района. Он тоже был депрессивным, а только в 2003 году там более чем в два раза увеличился объем производства продукции.

- Есть мнение, что основу развития Ленинградской области обеспечивают исключительно иностранные инвесторы.

- Думаю, это совершенно ошибочное мнение. Просто СМИ выхватывают из общего потока информации наиболее яркие примеры, как, например, завод Ford во Всеволожске. А разве менее важно, что в Киришах построен новый завод по производству стеклотары или появилось производство кровельного материала, которое приносит миллионы долларов реализации в год? Или, например, стекольный завод в Кингисеппе, чаеразвесочная фабрика в Отрадном? Все это отечественные инвесторы.

А разве не у нас производится масло "Моя деревенька"? Это наши российские инвесторы и никто другой. Разве не у нас в Волховском районе расположен завод, который производит уникальную деревопродукцию? Это клееный брус разных типоразмеров, толщины и длины, который сегодня почти весь поставляется в Москву. И в настоящий момент это уже не один завод, а несколько. Или возьмем производство гранул из отходов леса, которые идут исключительно на экспорт. Это наши инвесторы, российские.

Конечно, тут есть проблема слабого информационного обеспечения этого процесса. Поскольку спрос на их продукцию и так очень высокий, они мало уделяют внимания рекламе, мало рассказывают общественности о своем бизнесе. Но ведь от этого их успехи не становятся менее значимыми. Да, у нас сегодня 52% инвестиций иностранных, но 48% - это отечественные инвесторы, и их число все время растет. Сейчас вводится завод по производству алюминиевых банок для розлива пива. Наш инвестор. А ввод в строй картонного производства в Сясьстрое, которое простаивало 10 лет? Это тоже увеличение объемов производства и объемов реализации продукции.

- Какие отрасли вы считаете базовыми для Ленинградской области в настоящее время и какие из них могут стать таковыми в ближайшем будущем? Как изменится лицо региональной экономики?

- На мой взгляд, тут все должен определять рынок. Сейчас мы прорабатываем вопросы по созданию на территории области производства автомобильных шин. Я думаю, что в этом году проект будет реализован. Соседняя Финляндия выпускает 5,5 млн шин для легковых автомобилей, из них почти 3 млн уходят в Россию. А зачем? Давайте будем делать здесь. Это же очень интересный проект, который востребован рынком.

Конечно, мы, имея огромное количество леса, должны ориентировать наш бизнес и продвигать проекты по более глубокой переработке древесины. Это совершенно правильно. В результате стимулирования этого процесса мы уже начинаем опасаться, что слишком много таких производств строим. Сегодня такие предприятия есть и в Выборгском районе, и в Волховском, и в Лодейнопольском. Сейчас развивается другое направление - переработка отходов леса. Это щепа для наших котельных - мы построили уже более десятка таких котельных. Или, например, переработка торфа. Это направление тоже развивается.

Конечно, нельзя не использовать наше географическое положение. Поэтому мы развиваем инфраструктуру портов. Конечно, можно было бы использовать порты Прибалтики. Но это другие государства. Россия на Северо-Западе должна иметь собственный выход к морю. У нас почти такая же морская акватория, как в странах Балтии, этим грех был бы не воспользоваться. Имея богатейшую, экологически чистую природу, которой не так уж много в центральной части России, надо этим пользоваться. Но прежде необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Уже появились зоны отдыха с коттеджами, бассейнами, гольфом. Мои знакомые хотели покататься на лыжах в Коробицыно - два часа стояли в очереди, чтобы получить лыжи напрокат. Значит, это востребовано. Значит, надо развивать это направление. Если мы сможем это сделать, то к нам поедут не только петербуржцы, но и москвичи, и псковичи, и новгородцы. Вместо того чтобы ехать в Финляндию, они поедут к нам. И, надо сказать, финны очень боятся этого.

Уже сейчас, в связи с переориентацией части наших соотечественников на внутреннюю инфраструктуру отдыха, у финнов уменьшается поток горнолыжников. А если мы построим базы отдыха, создадим специальные парки, в Токсово приведем в порядок спортивно-культурную зону, да в Орехово создадим условия, то многие просто не захотят ехать в Финляндию или Альпы и поедут кататься на лыжах в Ленинградскую область. Я думаю, такие возможности у нас есть.

- В последнее время власти Ленинградской области заметно активизировались на информационном поле. Кажется, еще Генри Форд говорил, что имидж ничего не стоит, если не приносит денег. Могли бы вы оценить финансовый результат от этой своей деятельности?

- В 1999 году, после дефолта, консолидированный бюджет Ленинградской области составлял 5 млрд 650 млн рублей. В 2003 году - почти 20 млрд рублей. Вот это и есть имидж, который приносит результат. В 1999 году в Америке почти никто не знал, что такое Ленинградская область, а сегодня и в Госдепартаменте, и в бизнес-структурах прекрасно знают и о наших проектах, и о наших успехах. А это, естественно, влияет на интерес инвесторов. Сегодня многие московские компании тоже идут в Ленинградскую область: и в сферу торговли, и в сферу строительства, и в сферу туризма и т.д.

Мы ведь никого не обманываем. Мы говорим то, что есть. То, что у нас сегодня происходит процесс сокращения преступности, - это факт. То, что у нас улучшается медицинское обслуживание и снижается количество заболеваний, в том числе и детская смертность, - это факт. То, что у нас сегодня увеличивается количество выпускников, получающих золотые и серебряные медали, - это факт. Значит, улучшается качество образования. В 2002 году победителем конкурса "Учитель года России" стал учитель из Гатчины - это тоже факт. Наши ребята побеждают на школьных олимпиадах в России, на международных олимпиадах - это факт.

Если мы говорим, что у нас есть хорошие условия для бизнеса, льготы, то они действительно существуют. Ни одна иностранная компания, которая работает у нас сегодня, не жалуется на какие-то поборы со стороны администрации и муниципальных образований - это тоже факт. Не кто-то там создал нам какой-то имидж, а наши успехи создают имидж Ленинградской области. А поскольку существуют условия для отдыха, спорта, медицины, для развития бизнеса, то инвесторы сюда идут и создают здесь новые производства.

У партнеров

    Реклама