Группа экспертов под руководством Игоря Шувалова, работающая при администрации Президента РФ, оценила экономическую ситуацию в Калининградской области и изложила рекомендации в "Федеральной экономической политике в отношении Калининградской области" и проекте налогового законодательства для калининградской особой экономической зоны (ОЭЗ). Суть их сводится к следующему: во-первых, режим ОЭЗ необходимо реформировать. Во-вторых, нужно ввести таможенные пошлины на калининградские товары, ввозимые на территорию материковой России. В-третьих, потери экономики региона, которые возникнут из-за появления пошлин, следует компенсировать путем снижения налогового бремени.
Предложения экспертов, по всей видимости, не понравятся многим калининградским предпринимателям - как отмечал "Эксперт С-З" (см. 41 от 3 ноября 2003 года), значительная часть региональной бизнес-элиты заинтересована в сохранении status quo. И уже не понравились администрации области. Областные чиновники сделали несколько программных заявлений, в которых не только критиковались (отчасти справедливо) рекомендации Шувалова, но и отрицалась необходимость перемен как таковых.
Без розовых очков
Основные мысли, изложенные рабочей группой, не являются для наших читателей совсем новыми: модель реформирования калининградской ОЭЗ, по которой на фоне введения таможенных пошлин снижается налоговое бремя, излагалась в сентябре прошлого года в "Эксперте" (36) и "Эксперте С-З" (47). В этих и некоторых других публикациях также говорилось о проблемах Калининградской области, из-за которых и возникает необходимость в реформировании. Последние показатели развития области свидетельствуют о том, что проблемы усугубляются.
Ключевая особенность калининградской экономики - низкая добавленная стоимость, производимая в отраслях импортозамещения, то есть таких, которые занимаются сборкой беспошлинно ввозимых в область импортных полуфабрикатов. В отраслях импортозамещения формируется около 40% калининградского ВРП. Следствием такой структуры экономики является ряд "перекосов", например, темпы роста импорта вдвое превышают темпы роста производства. Это подтверждается и последними данными: за первые три квартала 2003 года рост импорта товаров для производственных целей составил 30%, а рост физического объема промышленного производства ограничился 14,8%. За последние пять лет отрицательное сальдо торгового баланса почти сравнялось с ВРП.
Другое пагубное следствие низкой добавленной стоимости - в том, что рост сбора налогов оказывается ниже экономического роста. За январь - ноябрь 2003 года реальный сбор налога на прибыль, с учетом инфляции, упал на 13,6% при промышленном росте в 14,1%.
Идеология реформ
В последнее время активно говорят о том, что панацеей от всех бед экономики региона была бы ее переориентация на экспорт. На наш же взгляд, калининградскому бизнесу могут быть интересны разные рынки: российский - вследствие его величины и потенциала роста, зарубежные - из-за их географической близости. Надо стремиться к реализации одновременно двух задач - развитию экспортной ориентации и реформированию отраслей, занятых поставкой товаров в материковую Россию (отраслей импортозамещения), чтобы они создавали больше прибавочной стоимости.
Пути реформирования импортозамещающих отраслей Калининграда в целом очевидны: необходимо ликвидировать "халяву", когда можно ничего толком не производить, а "склеивать" импортные комплектующие, пользуясь тем, что их ввоз в Калининград освобожден от таможенных пошлин. Справедливый способ ее ликвидации - введение таможенных пошлин при перемещении уже "склеенных" товаров из Калининграда на территорию материковой России. Важно, однако, чтобы после появления нового режима калининградская экономика не развалилась. Возможный способ сохранения ее конкурентоспособности - снижение налоговой нагрузки на региональный бизнес. Именно на таком подходе базируются рекомендации группы Шувалова. Если говорить конкретнее,то предлагается при реализации в Калининграде инвестиционных проектов снизить ставки налога на прибыль вдвое (а в первые годы реализации проекта - до нуля), а также ввести льготы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу. При вывозе калининградских товаров в другие регионы России рекомендуется начислять пошлины на импортные компоненты этих товаров. Два режима - новый и старый, по мнению группы Шувалова, в первые 10 лет должны существовать параллельно, чтобы предприятия могли выбрать, по какому из них работать. Компании, выбравшие новый режим, не будут пользоваться существующими сейчас таможенными льготами на ввоз импортных товаров. В свою очередь, предприниматели, работающие "по старинке" - с таможенными льготами, не получат налоговых преференций.
Общая сумма преференций, при имеющейся формулировке рекомендаций, не может быть оценена сколько-нибудь точно: цифра указана только одна - величина снижения налога на прибыль. Неизвестно, сколько сэкономят предприятия на снижении других налогов. Также пока непонятно, предлагает ли группа Шувалова снизить налог на прибыль для всех отраслей. Если да, то вызывает недоумение: зачем его снижать для нефтедобычи? Ведь эта отрасль не нуждается в налоговых преференциях, хотя бы потому, что, пользуясь льготами калининградской зоны, вывозит содержимое недр беспошлинно.
Эффект установления таможенных пошлин на "импортную" часть товара при поставке его в РФ тоже сложно оценить, поскольку не названа их величина. Если она составит примерно 10%, то потери калининградских предприятий-поставщиков будут выше потерь, которые возникли бы при небольших (скажем, 4%-ных) пошлинах на всю стоимость поставляемого в РФ товара. Вообще, зачем создавать сложности для учета и контроля, заставляя предприятия в декларациях вычленять стоимость ввезенных комплектующих, когда можно установить адекватный уровень пошлин на полную стоимость товара?
Важно, чтобы калининградская экономика получила на снижении налогов столько же, сколько теряет на введении пошлин. Выяснить, создают ли такой баланс предложения группы Шувалова, пока нельзя. Однако главное, что реформа "по Шувалову" способна ликвидировать перекос в сторону импортозамещения, создав равные условия для всех отраслей. Она позволит развиваться сферам, о которых в Калининграде много говорят, но для которых мало делают, например туризму и производству товаров на экспорт.
Не опоздать
Несмотря на достоинства предложений Шувалова, представители администрации Калининградской области их критикуют. Иногда справедливо. Так, начальник главного управления по экономическому развитию и торговле администрации области Виталий Жданов заявил о недопустимости параллельного существования "старого" и "нового" режимов ОЭЗ. С этим, в общем, можно согласиться: хотя Калининград и находится в центре Европы, работают в нем российские люди. Россияне же по-своему поймут смысл существования двух режимов: раздробят фирму на несколько юридических лиц, и одни части компании будут заниматься беспош- линными поставками, а другие - производством с льготным налогообложением.
Однако нельзя согласиться с основным смыслом выступления Жданова, который сводился к тому, что Калининграду не нужны никакие реформы режима ОЭЗ. Чему надо расти - то растет, чему надо падать - то падает. И та же идея - в основе изданной администрацией области новой книги "Эффективность и совершенствование механизма ОЭЗ в Калининградской области".
В очередной раз чиновники описывают все исключительно в радужных красках. Например, приводятся результаты анализа рентабельности калининградских предприятий, работающих в разных сферах экономики. Рентабельность импортозамещения оказалась минимальной, и в книге это объясняется "отвлечением предприятиями средств на ввод новых мощностей". На самом деле сумма отчетной прибыли не уменьшается на суммы капиталовложений и низкая рентабельность импортозамещающих отраслей обусловлена производимой ими низкой добавленной стоимостью. Инвестиции здесь ни при чем.
Из книги также с интересом узнаешь, что при анализе ситуации надо сопоставлять нормы добавленной стоимости, записанные в Законе об ОЭЗ (30%), и величины таможенных пошлин на прямой импорт соответствующих товаров в РФ (20%). Зачем сопоставлять? Это имело бы какой-то смысл, если бы сюда ввозились уже где-то собранные, а потом разобранные - для ввоза в Калининград - товары. Тогда адвалорный процент ОЭЗ (необходимая норма добавленной стоимости) действительно приводил бы к более существенному удорожанию товара, чем пошлины при прямом импорте в РФ. Зачем же убивать надежду, что разобранные перед ввозом в область товары - это всего лишь анекдот, сочиненный об особой зоне?
Но если без шуток, то преференции зоны действительно очень зависимы. Как только сократится (до 5% и ниже) российская импортная пошлина на какой-то товар, сразу же его станет выгоднее импортировать, а не производить из зарубежных комплектующих. Так что при вступлении России в ВТО, когда значительная часть российских ввозных пошлин будет снижена, зональные таможенные преференции потеряют смысл. Поэтому реформировать режим ОЭЗ надо сейчас - потом будет поздно.
Калининград