Игра по-крупному

Одиночным операторам рынка игровых автоматов все труднее выдерживать натиск сетевых компаний

В Петербурге идут процессы быстрого увеличения числа игровых автоматов и изменения качества этого бизнеса. Рудиментарные полуподвалы с "однорукими бандитами", а также зальчики на полтора десятка автоматов у станций метро постепенно вытесняются комфортабельными клубами. В результате бизнес игровых автоматов становится более сложным и менее доходным: открытие заведения, отвечающего требованиям клиентов, теперь обходится в несколько раз дороже, чем 5-7 лет назад, текущие затраты тоже достаточно высоки. "Выдержать формат" способны лишь сетевые операторы. Эти обстоятельства позволяют сделать прогноз, что через два-три года рынок игровых автоматов будет практически полностью контролироваться несколькими крупнейшими сетями, которые сегодня инвестируют значительные средства в количественное и качественное развитие своего бизнеса.

Десятикратный рост

Российский игорный бизнес пережил первый бум в середине 1990-х - тогда казино открывались одно за другим. Второй бум начался два года назад и затронул более демократичный сегмент азартных развлечений - игровые автоматы. Если в 1998 году в России было зарегистрировано только 12 тысяч игровых автоматов, то к концу 2003-го их число выросло почти в 10 раз, приблизившись к 120 тысячам. Наиболее высокий рост количества автоматов был отмечен в 2002 и 2003 годах - ежегодное расширение данного рынка составляло 50%.

Участники рынка связывают его быстрое развитие с очевидным улучшением экономической ситуации, повышением доходов населения и, соответственно, с возрастающими тратами на развлечения. "Мы попытались подсчитать, сколько денег тратят россияне на азартные развлечения, - говорит Борис Белоцерковский, член совета Российской ассоциации развития игорного бизнеса. - У нас получилось, что в 2003 году расходы граждан в этой сфере составили приблизительно 1,5 млрд долларов. Эта сумма распределяется между лотереями, казино и игровыми автоматами".

Рынок казино практически завершил экстенсивное развитие, а букмекерские конторы, уже появившиеся в столицах, пока не завоевали заметной популярности. Таким образом, рост затрат населения на азартные развлечения затрагивает в основном именно сегмент игровых автоматов. Сейчас условия развития данного сегмента рынка максимально благоприятны.

Успокоенный клиент

Приток денег сказался на рынке игровых автоматов двояко. Во-первых, как уже отмечалось, ускорилось экстенсивное развитие этого рынка: если в 2001 году в Санкт-Петербурге насчитывалось около 8 тысяч зарегистрированных игровых автоматов, то к концу 2003-го их число достигло 17 тысяч. Во-вторых, стали очевидны качественные перемены.

"Прежний режим предоставления услуг уже не устраивает клиента. Вместе с ростом дохода растут его запросы, - отмечает вице-президент компании "СТЭК" Вячеслав Рыжков. - Раньше в обществе преобладали фрустрационные настроения, тревожные ожидания, и маленькие зальчики вполне соответствовали потребностям всех слоев населения, потому что потребность у всех была, в общем, одна: снять стресс и забыться. Сейчас к нам приходит уже другой клиент - спокойный, уверенный в себе, требовательный, желающий получить за свои деньги услуги высокого уровня".

Но, весьма вероятно, клиенты еще довольно долго не осознавали бы своих потребностей, поскольку не имели возможности сравнивать - у полуподвальных залов не было альтернативы. Однако самим операторам пришлось срочно пересматривать стандарты обслуживания, поскольку на рынок Петербурга одновременно вышли две сети, открывающие клубы нового формата, - большие по площади, с разнообразным набором игр и сопутствующими услугами: Crazy fruits, принадлежащая петербургской компании " Ленарс", и " Вулкан" - один из лидеров московского игорного бизнеса.

В 1999 году контрольный пакет акций "Вулкана" был продан пулу иностранных инвесторов и компанией стали управлять профессионалы игорного бизнеса из Голландии и Швеции. Новый менеджмент изменил внешнее оформление клубов и создал брэнд, с которым компания пришла в Петербург. "Мы вышли на петербургский рынок с определенной целью - создать сеть комфортабельных современных игорных клубов. Наш приход, безусловно, повлиял на игорный бизнес в целом. Все игроки были вынуждены сосредоточить усилия на качественной составляющей бизнеса, которая прежде была не слишком важна", - говорит генеральный директор компании "Вулкан-СПб" Виктор Амиров.

Все заметные петербургские сетевые компании - " Профит", " СТЭК", " СЭТ" и другие - пошли по пути, намеченному пионерами. Однако движутся они в заданном направлении несколько по-разному. Одни, например "СТЭК" и "СЭТ", взяли курс на перевод всей сети на более высокие стандарты и репозиционирование. "Мы ставим перед собой задачу поэтапно отказаться от небольших залов. Стараемся покупать или брать в аренду объекты, площадь которых позволяет открывать клубы с широким ассортиментом услуг - игровыми автоматами, кафе, баром, телевизором, возможно - бильярдом. Это не быстрый процесс, но через несколько лет в нашей сети, включающей более пяти десятков объектов, будут представлены только клубы европейского уровня. Мы не хотим, чтобы наш брэнд ассоциировался с заведениями для маргиналов", - рассуждает Вячеслав Рыжков.

В отличие от упомянутых сетей, лидер петербургского рынка компания "Профит" (180 залов под брэндом "Джекпот"), расширяя сеть за счет объектов нового формата, сохраняет и маленькие залы, расположенные в вестибюлях метро. "У каждой станции метро сегодня располагается от пяти до десяти маленьких залов, то есть спрос на услугу есть. Какой смысл уходить из этого сегмента?" - говорит Эрнест Ривош, директор по маркетингу компании "Профит".

Игры на бегу

Игровые автоматы - достаточно демократичный вид развлечений, доступный людям самого разного уровня достатка: платы за вход залы и клубы не берут, цена одной ставки невысока (0,5-1 рубль). Только залы игровых автоматов, расположенные в казино и дорогих ночных клубах, ориентируются на богатых посетителей - там ставка, как правило, в несколько раз превышает стандартную. В целом же рынок игровых автоматов не может быть сегментирован по ценовому признаку, но постепенно разделяется в соответствии с потребностями клиентов.

А потребностей, собственно говоря, две. Первая заключается в том, чтобы снять стресс и выплеснуть адреналин максимально быстро, не отклоняясь от ежедневного маршрута. Этот запрос вполне удовлетворяют небольшие залы на 5-20 автоматов, расположенные на пересечении основных пассажиропотоков. Цена входа на рынок для компаний, выбравших такой формат, невысока: чтобы арендовать полуподвальное помещение, сделать косметический ремонт, купить пять-десять автоматов на вторичном рынке, достаточно 50 тысяч долларов. Главное, что нужно сделать для обеспечения конкурентоспособности подобной точки, - тщательно выбрать местоположение.

Данный сегмент, ориентированный на игру "на бегу", количественно уже сформировался - по мнению операторов рынка, город перенасыщен небольшими игорными залами. Потенциал качественного развития объектов этого типа также весьма ограничен. Из-за минимальной площади они не могут внедрять дополнительные услуги. Возможен только один путь совершенствования таких точек - менять устаревшие автоматы на новые.

Можно ожидать, что в ближайшие годы число малогабаритных залов будет снижаться. Это будет происходить, во-первых, за счет перехода части сетей в другой формат. Во-вторых, небольшие залы будут естественным образом вытесняться теми современными клубами, которые открываются в зоне пассажиропотоков, в частности вблизи метро.

"Столбики"

Интересно, что желание клиентов играть "на бегу" сформировало новое направление в данном бизнесе. В кафе, магазинах, парках отдыха и просто на улицах стали появляться автоматы-"столбики". В конце прошлого года в Петербурге их было зарегистрировано около 500, однако, по мнению представителей игорного бизнеса, эту цифру можно смело умножать на два. Несмотря на очень высокие ставки (5 рублей), "столбики" заставляют нервничать традиционных операторов игровых автоматов. Эти автоматы - российское ноу-хау (на Западе таких нет), стоят они недорого (около 3 тысяч долларов), могут обслуживать одновременно нескольких человек и не требуют особых затрат на содержание. Соответственно, они обеспечивают рентабельность, с которой трудно тягаться. Еще сложнее конкурировать со "столбиками" по критерию доступности услуги: такой автомат намного ближе к игроку, чем самый миниатюрный игорный зал. Правда, с этической и правовой точек зрения "столбики" небезупречны - ими могут легко воспользоваться несовершеннолетние, что запрещено законодательством.

Среда обитания

Второй сегмент рынка игровых автоматов ориентируется на потребность людей в приятном, неторопливом проведении досуга. Формирование этого сегмента происходит в результате появления клубов нового формата, которые, как упоминалось выше, открывают все крупные операторы.

У каждой компании свои представления о заведении нового типа, но сформировались и некие общие принципы. Подобный клуб должен располагаться на бойком месте (не обязательно в центре города), быть легко доступным как пешеходу, так и человеку на машине, иметь зал площадью не менее 200 кв. м. В зале должны располагаться от 40 до 100 игровых автоматов, поддерживающих как можно более широкий ассортимент игр. Причем если еще вчера операторы активно использовали автоматы second hand, то есть купленные в Европе на вторичном рынке, то сегодня это уже недопустимо: посетители хотят играть на самом современном оборудовании.

В результате бизнес становится дороже: особенно популярные у российских игроков видеослоты от известных мировых производителей (Atronic, Bally и др.) стоят 7-15 тысяч долларов. Аналогичные автоматы от российских компаний (к примеру, от петербургского завода "Уникум") на 30-40% дешевле, однако обеспечивают более низкую доходность. Кроме игровых автоматов в современном клубе должно быть кафе, предлагающее бесплатные напитки для играющих. Этот минимальный набор делает цену открытия современного клуба на порядок выше затрат на открытие зала-полуподвала.

Однако в условиях ужесточающейся конкуренции минимума явно недостаточно. В игорных клубах, в зависимости от фантазии владельцев, появляются дополнительные услуги. В "Профите" это суши-бары и видеоэкраны, в "СЭТ" - букмекерские конторы, в "Вулкане" - электронная рулетка. Наиболее широко к принципу комплексности услуг подходит "СТЭК", который уже открыл три центра семейного отдыха (самый крупный - "Новый Рубеж"), включающих в себя спортивное кафе, двухзальный кинотеатр, детские игровые площадки, бильярдный клуб. В таких условиях зал игровых автоматов перестает быть якорным заведением и, по ожиданиям владельцев, должен приносить не более 50% доходов от деятельности комплекса.

Еще одна составляющая, позволяющая операторам повышать качество обслуживания, - информационные технологии. По этому критерию петербургским лидером является компания "Профит" - первой в Петербурге она объединила свои игровые аппараты в единую систему "Джекпот". О том же подумывают "Вулкан" и "СЭТ". Как говорит генеральный директор ЗАО "СЭТ" Максим Макшанов, "единая призовая система повышает привлекательность клуба для клиента, благодаря шансу увеличить выигрыш. Кроме того, она повышает управляемость бизнеса - дает возможность глубоко изучить особенности спроса в любом клубе сети, найти верное решение".

Наконец, чрезвычайно важная составляющая бизнеса, на которую операторы просто не могут не обращать пристального внимания, - так называемая physical evidence, или среда материализации услуги. Эта среда складывается из дизайна помещения, его звуков и запахов, освещения, формы одежды и манеры поведения персонала. В целом цена открытия клуба современного формата, в зависимости от его размера, местоположения, набора услуг и особенностей physical evidence, может колебаться от 350 тысяч до нескольких миллионов долларов. При этом участники рынка считают, что увеличение вложений в качество бизнеса игровых автоматов - единственно возможный путь его развития.

Гибель одиночек

По предположениям специалистов, оптимальная плотность игровых автоматов для двух столиц соответствует европейской, где один автомат приходится на 200 человек. Если это предположение верно, то рынки Москвы и Санкт-Петербурга, на которых сосредоточено около половины всех российских игровых автоматов, через два-три года достигнут точки насыщения.

В денежном выражении объем петербургского рынка осторожно оценивается в 15 млн долларов в месяц. При этом участники рынка отмечают, что количество игроков и денег, потраченных ими на игру, растет заметно медленнее, чем число автоматов в городе.

"Игровые аппараты в России ежегодно зарабатывают для своих владельцев от 1 млрд до 1,2 млрд долларов, - отмечает Борис Белоцерковский. - Мы делим эту цифру на число зарегистрированных аппаратов и получаем, что средний автомат приносит доход 700-1000 долларов в месяц. Это уже немного, а завтра доходность начнет падать, поскольку трудно ожидать, что приток клиентов будет таким же значительным, как рост числа аппаратов".

Из-за "распределения" клиентской базы по залам и клубам, количество которых быстро увеличивается, а также из-за роста налогов и ужесточения государственного контроля игорный бизнес перестает быть сверхдоходным. Еще несколько лет назад рентабельность продаж в залах игровых автоматов держалась на уровне 45% и выше. Сейчас она снизилась приблизительно вдвое, и насыщение рынка приведет к дальнейшему ее снижению.

Одновременно будет ужесточаться конкуренция, что заставит (и уже заставляет) операторов инвестировать значительно большие средства в развитие бизнеса. Только крупные сети, готовые вложить в объект сотни тысяч долларов и два-три года ждать, пока он окупится, могут себе позволить активно открывать клубы нового формата. Неудивительно, что самые высокие темпы развития демонстрирует московский "Вулкан", за два года открывший 34 клуба и планирующий до конца 2004 года расширить сеть до 60 заведений.

"В нашем бизнесе происходят те же процессы, что и в розничной торговле: крупные сети постепенно захватывают рынок, а магазины-одиночки выживают только за счет местоположения - рядом с домом. Такое же будущее ожидает игорный бизнес: сети, способные обеспечить посетителю достойный уровень комфорта, будут вытеснять одиночек в центре города и потихоньку распространяться на "спальные" районы", - говорит Сергей Игнатьев, директор по маркетингу сети "Вулкан".

Уже сегодня на долю крупных и средних сетей приходится около 70% игровых аппаратов города. По прогнозам, в течение двух лет эта доля возрастет до 80-90%. Большинство одиночек и мелких сетей покинут рынок. Только в некоторых, максимально удобных для посетителей местах смогут сохраниться игорные заведения "независимых" операторов.

Санкт-Петербург