"Автотор" займется крахмалом

1 марта 2004, 00:00
  Северо-Запад

Компания " Автотор Холдинг" объявила о строительстве крахмального завода в Багратионовском районе Калининградской области. Завод начнет работать через полтора года. Стоимость проекта составит около 35 млн евро, которые должны окупиться за семь лет. Источники финансирования - в основном банковские кредиты, расчеты по которым будут производиться готовой продукцией. Первое время почти вся продукция завода будет продаваться на экспорт. Как утверждают в "Автоторе", на заводе собираются производить пшеничный крахмал - уникальный для России продукт, спрос на который предъявляют такие отрасли, как производство косметики, целлюлозно-бумажная и макаронная. Более того, заинтересованные стороны называют проект революционным, способным спровоцировать бурное развитие сельского хозяйства области.

Однако последнее утверждение уже сейчас можно поставить под сомнение. В сообщениях пресс-службы предприятия отмечено, что на переработку будет направляться зерно калининградского производства. На заводе предполагается перерабатывать 60 тыс. тонн пшеницы в год. Между тем в регионе выращивается пшеницы всего 80-110 тыс. тонн в год. Это уже сейчас меньше областных потребностей: пшеница закупается на основной территории РФ и импортируется из соседних стран. Правда, у "Автотора" есть еще один аргумент в пользу своей версии.

Несколько лет назад автосборочный холдинг начал скупать земли сельскохозяйственного назначения, преимущественно в курортном Зеленоградском районе. Всего было куплено 37 тыс. га земли (10% растениеводческих угодий области). Но "Автотор" сейчас обрабатывает только 5 тыс. га, хотя времени для освоения оставшейся земли было достаточно. Кроме того, вопросы вызывает урожайность выращенных на этой земле зерновых и зернобобовых: у "Автотора" она составляет порядка 10 центнеров с гектара, тогда как в среднем по области этот показатель не опускается ниже 15 центнеров с гектара.


Владимир Щербаков

Таким образом, можно предположить, что строительство завода не связано ни с сельскохозяйственной деятельностью "Автотора", ни с развитием сельского хозяйства области в целом. Земли "Автотору" пригодятся для перепродажи, например под застройку. На морском побережье цены на землю достигают нескольких тысяч евро за сотку. В недалеком будущем поднимется спрос и на прилегающие районы.

В том, что для будущего завода предполагается использовать сырье не местного происхождения, окончательно убеждает маленький штрих: для производства крахмала необходимо большое количество пшеницы твердых сортов, которая в Калининградской области (часто называемой зоной рискованного земледелия) вообще не произрастает.

В то же время проект прекрасно сочетается с традициями эксплуатации преференций особой экономической зоны. По сути, создается "импортозамещение наоборот": беспошлинная поставка сырья из России (или Украины) - переработка в ОЭЗ - беспошлинная продажа на экспорт. Эта схема будет наиболее оптимально (для хозяина) работать в условиях грядущей реформы режима ОЭЗ, предлагаемой группой Шувалова, когда инвесторам предоставят существенные налоговые преференции, но поставки товаров из ОЭЗ на основную территорию РФ будут сопровождаться взиманием таможенных пошлин. В проект крахмального завода "Автотор" планирует вложить около 5 млн евро из собственных средств, что позволит использовать налоговые льготы, а товаропотоки не будут подпадать под действие таможенных пошлин.

Калининград