Возможно ли это?

8 марта 2004, 00:00
  Северо-Запад

Юхан СИЛЛАСТЕ, директор Института социально-экономического анализа Эстонии:

- Честно говоря, я сомневаюсь в возможности осуществить идею общественного парламента русскоговорящих жителей в общебалтийском масштабе. Начинать, по-моему, следует с места проживания, в данном случае - со своей страны. Хотя я понимаю, что предложение Ханона Барабанера, которого я хорошо знаю и чье мнение уважаю, - это попытка более-менее адекватно отреагировать на происходящие процессы. Конкретно - на вступление стран Балтии в Европейский союз.

Невольно напрашиваются аналогии из мировой практики. Например, говорящие по-немецки народы, проживающие вне Германии - в Австрии, Лихтенштейне. Правда, здесь речь идет о суверенных государствах, но ведь вообще-то налицо некое языковое единство. И эти страны, решая свои внутренние проблемы, не думают, как их действия отразятся на Германии. То есть объективно происходит отрыв от языковой общности. Почему прибалтийским русским обязательно надо ее сохранять?

Или другая аналогия - поволжские (а теперь еще и казахстанские, киргизские и сибирские) немцы... Их положение внешне как раз ближе к положению русских на территории стран Балтии. Но у них тоже нет каких-то постоянно действующих "общенемецких" организационных структур. И, наверное, тому имеются объективные причины.

Да и можно ли говорить о некоем единстве русских, проживающих в Латвии, Литве и Эстонии? Действительно ли у них общие интересы? Известный российский социолог Ренальд Симонян предлагает ввести в обиход термин "еврорусские", к которым он относит всех представителей этого этноса, постоянно живущих в странах Балтии. Они отличаются по менталитету от коренных жителей этих стран, но и от соплеменников, живущих в России, тоже!

Как видим, вопросов гораздо больше, чем ответов. Так что вряд ли нам удастся удивить мир чем-то новым в этой области. Особенно много готовых вариантов для социальных "изобретений" дает нам история немецкоязычных народов.

Евгений ТОМБЕРГ, председатель Объединенной народной партии Эстонии, депутат Таллинского городского собрания:

- Идея создания общественного парламента русскоязычных жителей стран Балтии, высказанная Ханоном Барабанером, без сомнения, заслуживает внимания. Позиция ОНПЭ, представляющей в первую очередь интересы некоренного населения Эстонии, по данному вопросу давно и хорошо известна. Мы - за координацию действий всех русскоязычных политических сил в странах Балтии. Другое дело - как это будет реализовываться. Будет ли это общественный парламент, как предлагает Барабанер, или процесс примет какие-то иные формы, но сама идея объединения усилий диктуется нынешними объективными условиями.

Перед выборами в Европарламент состоится конференция, участники которой обсудят конкретные проблемы, стоящие сегодня перед нами, а также формы отстаивания интересов наших избирателей, формы консолидации общих усилий на этом пути. Особый смысл приобретает такая работа именно сейчас, накануне вступления стран Балтии в Европейский союз. Настала пора приниматься за реальные дела.

Сергей ИВАНОВ, депутат рийгикогу от Реформистской партии, член парламентской комиссии по иностранным делам, член эстонской делегации в ПАСЕ, председатель Эстонско-Российской парламентской группы:

- Идея общественного парламента не нова: в 1995-1996 годах русские партии стран Балтии, чьи депутаты были избраны в парламенты и муниципальные органы власти, уже пытались создать нечто подобное. И даже вели переговоры на этот счет, но, видимо, плод к тому моменту еще не созрел.

Я не уверен, что он созрел сегодня. То есть думать на эту тему можно и нужно, но работа не принесет желаемых результатов до тех пор, пока внутри наших государств и национальных общин не сформируется гражданское общество. Пока же я не вижу признаков, свидетельствующих об этом.

Парадигма существования национальных меньшинств в странах Балтии существенно меняется с вступлением этих стран в ЕС и НАТО. Общины не структурированы и потому не способны достаточно эффективно не то что решать, а даже ставить и выносить на обсуждение свои проблемы.

Я считаю, не стоит нам сегодня замахиваться на создание международных или надгосударственных структур, а следует гораздо больше внимания и сил уделять налаживанию отношений внутри своей страны - между русскоязычной и эстонской общинами.

Михаил СТАЛЬНУХИН, депутат рийгикогу от Центристской партии, председатель Нарвского городского собрания:

Инициатив подобного рода возникает немало, но все они упираются в финансовые и материальные затраты. А если мы говорим о структуре, которая должна действовать на территории сразу трех государств, пусть таких небольших, как наши, то проблема резко обостряется. Кто должен финансировать такую структуру? Комитет министров ЕС? Еврокомиссия? Или подотчетные Европейскому парламенту правозащитные организации? И на каком основании? И как это все согласуется с законодательством - на местном, внутригосударственном уровне и в масштабах Евросоюза?