Свой - в центр, чужой - в угол. Хлесткие прямые удары сменяются кручеными, после которых шар идет по издевательски непонятной траектории. Уютный приватный зал бильярдного клуба - идеальное место для того, чтобы поговорить с банкиром, который в редкие свободные часы светским раутам предпочитает отрешенную атмосферу игры на бильярдном столе. Банковский бизнес чем-то сродни бильярду: то же умение подчинить азарт борьбы выверенной стратегии, то же умение все просчитать на несколько шагов вперед. О том, какое место в жизни банкира занимает игра, журналу "Эксперт Северо-Запад" рассказал председатель правления банка "Санкт-Петербург" Александр Савельев. И заодно провел мастер-класс по русскому бильярду.
- Расскажите немного об игре - почему именно русский бильярд?
- Сначала расскажу, как научился играть в русский бильярд. Это было пять лет назад. У меня есть друг Володя Иванов, который приехал ко мне как-то на дачу и привез в подарок книгу "Азбука бильярда". Увлекся чтением, потом пригласил одного мастера спорта, чтобы он собрал бильярдный стол, и я начал по этой книге учиться играть в бильярд.
- То есть без тренера и сразу в русский бильярд?
- Да, у меня никогда не было тренера, играл и учился играть в русский бильярд, потому что это была как раз "Азбука русского бильярда". Немного потренировался, раз поиграл, другой - вроде получается. А так как я мастер спорта по стендовой стрельбе, то координация у меня неплохая, да и в боксе неплохие результаты.
- То есть спорт - неотъемлемая часть вашей жизни?
- Получается, что так. Восемь лет занимался стендовой стрельбой, получал призовые места, был чемпионом по боксу...
- Скажите, у банкиров это профессиональное? Вот вы, Пустовалов...
- Пустовалов - не просто мастер спорта, он чемпион Европы по акробатике. А это настоящее достижение. Вы знаете, мне кажется, спорт формирует характер, особенно не коллективные виды спорта, а те, в которых есть личная ответственность, единоборство. Человек в этом случае формирует себя сам. Вот почему я говорю друзьям: "Отдайте детей заниматься спортом, если хотите, чтобы они были самостоятельными и не смотрели в рот родителям". Спорт их очень многому научит, я это знаю по себе. Он воспитывает целеустремленность, твердый характер и бойцовские качества, которые в жизни крайне необходимы, и еще - уверенность в себе, в своих силах.
- Но ведь бильярд, в отличие от множества других видов спорта, - все равно игра.
- Это очень точная наука - игра в бильярд. Игра - на кончиках пальцев, на нервах, на зрительных нервах; и комплекс того, что ты чувствуешь руками, всем корпусом, того, что ты видишь глазами и ощущаешь, приводит к верному удару или... промаху. Спорт и приучает к тому, что ты должен уметь сконцентрироваться в любой момент, то есть в любой конкретный момент сделать то, что обычный человек сделать не может по определению.
- Бильярд, в отличие от других единоборств, бокса например, требует сосредоточенности, некоторой отрешенности...
- Зеленое сукно успокаивает.
- Сам цвет?
- Да. И еще свет - мягкий, направленный на зелень сукна.
- И часто вам удается помедитировать на зеленое сукно?
- Я бы с удовольствием тренировался, если бы у меня было свободное время. К сожалению, бизнес - это минус свободное время, это минус хобби. Очень многое нужно отдавать для того, чтобы бизнес был успешным.
- Расскажите, как вы пришли в банковский бизнес? Как вам далось это решение?
- Легко такие решения не даются. Когда мы договаривались с акционерами о моем вхождении в банк "Санкт-Петербург", то все согласились, что я единолично принимаю решения по части управления банком и ко мне никто не обращается ни с какими советами, просьбами или требованиями, как вести бизнес, кого принимать на работу, с какими клиентами работать. Все это мы решаем вместе с членами правления. В то же время все знают, что я веду себя на рынке порядочно, честно и открыто, мне доверяют. Это доверие зарабатывалось годами, поэтому те люди, которые со мной, знают, что Савельев никогда не выкинет фокус, не подставит, не подведет. Двадцать лет жизни положено на то, чтобы сложилась такая репутация.
- И как вы реализуете свои обязательства?
- В 2003 году мы заработали 125 млн рублей прибыли. При этом мы очень много вкладываем в развитие банка. Например, сейчас запланировали на развитие дирекции информационной технологии и все, что с ней связано, более 10 млн долларов в год. А когда я пришел в банк вместе с моими единомышленниками, он работал на старом оборудовании, не было никакого программного продукта, по сути, вообще ничего не было - практически ручная обработка документов. Банк до этого времени в течение пяти лет не мог внедрить программный банковский продукт, требовалось порядка 5 млн долларов. Мы же это сделали за один год. Потом поняли, что у нас плохой программный продукт по пластику. Это уже следующий этап. Сегодня у нас обслуживается 155 тысяч пластиковых карт, а начинали - с 5 тысяч.
- Скажите, в чем состоит механизм, в чем секрет такого роста числа клиентов и роста оборота?
- На самом деле - за счет грамотной расстановки сил и кадров внутри банка. Это главное - понять цели, собрать профессионалов и создать условия для работы. Так, в 2001 году в банк пришел талантливый менеджер Павел Филимоненок, который любит свою работу до фанатизма. Я поставил перед ним задачи, дал ему финансовый механизм, чтобы он мог развивать бизнес, оказал стопроцентную поддержку по всем направлениям. И благодаря тому, что мы с ним работали быстро, агрессивно и при хорошей финансовой поддержке, достаточно быстро получили результат.
- Свободу людям легко даете?
- Свободу в работе просто необходимо давать. Вы знаете, я очень дорожу людьми. Очень сложно привыкаю к новым людям и тяжело расстаюсь. Не могу махнуть шашкой и уволить человека, с которым проработал три года. С этими людьми три года назад вошел в банк и у меня были проблемы, реальные проблемы, и какими бы они ни были - какого уровня специалистами, - но они мне поверили и начали со мной работать.
- А за счет каких клиентов в первую очередь вы наращиваете капитал?
- Мы очень быстро растем. Валюта баланса за три года - представьте себе, увеличилась с 3 млрд до 14 млрд рублей! А ведь в городе уже все поделено. У нас нет какого-то одного крупного клиента, получив которого, мы могли бы почивать на лаврах. Но, с другой стороны, могу с гордостью сказать, что мы работаем со всем городом. Бывает, провожу по 45 встреч в день. Сорок пять! Представьте - одна встреча не меньше 10 минут, одних только переговоров с клиентами - 450 минут.
- Скажите, а если бы вы не были совладельцем банка, то работали бы в таком темпе?
- А какая разница? По определению не могу работать на половину, на четверть своих возможностей. Если работаю - то по максимуму.
- Ну, все-таки когда руководишь собственным бизнесом...
- Это помогает прежде всего в работе с клиентами: усиливает их доверие к банку. Ситуация, при которой топ-менеджер вынужден все время оглядываться наверх, на собственника, на мой взгляд, неправильная. Она мешает ему принимать решения в экстремальных ситуациях, быстро и с минимальными рисками.
- Вы ворвались в городскую элиту, заработали определенный репутационный капитал. На вас не давит груз принадлежности к элите общества?
- Знаете, здесь нужно четко разделять свои ощущения. Я не тусовщик, не хожу на презентации - у меня на это нет времени. Чтобы чувствовать, что ты член элиты, находишься на Олимпе, необходимо надевать фрак, идти в клуб, сидеть там с важным видом и общаться. У нас есть такие клубы. В них свои обычаи. Не хочется тратить на это время. Люблю бильярд, охоту, рыбалку с друзьями. Там отдыхаю.
- Возвращаясь к бильярду, хочется снова поговорить о стратегии. В бильярде, насколько я знаю, есть ситуации, когда удар очевиден, а есть ситуации, когда нет удара и игроки по часу отыгрывают. И тут самое главное - уловить момент, когда рискнуть. Как долго вы можете вести пассивную игру, выжидая свой момент?
- В бильярде, помимо того, что нужно, как в шахматах, много думать, просчитывая несколько ходов вперед, нужно еще и забивать. И если нет воли к победе, как бы искусно ты ни отыгрывал, тебя обыграют. Нужно уметь атаковать. Но атаковать, контролируя оба шара - и свой, и чужой. Если ты играешь, контролируя только один шар, противник автоматически имеет против тебя два удара. А ты имеешь только один.
- Вы можете увлечься? Увлечься, рискнуть...
- Могу. Конечно, могу. Все-таки это игра. Этим она и прекрасна. Разумеется, в бизнесе, как на бильярдном столе, играть нельзя. Другая ответственность.
- Но в бизнесе тоже есть соперники. А в крупном бизнесе есть еще и политика. И там тоже можно говорить об игре, там тоже есть ставки, риск. Или все-таки это два разных мира и параллели здесь неуместны?
- Для меня бильярд - удовольствие, отдых. Если бы я приходил играть и думал все время о бизнесе, мне бильярд был бы не нужен. Конечно, использую кое-что из этой игры в работе. Понятно, что выдержка, которая требуется от бильярдиста, точность, умение просчитывать ходы, расстановку сил на столе - все это можно найти и в бизнесе. Но при этом игра и бизнес остаются абсолютно разными вещами. Как вам объяснить... Первым быть очень сложно. В том числе и в бильярде. Например, в этом клубе 50-60 игроков, они профессионально играют, многие только этим и занимаются, каждый день тренируясь по четыре часа. Я доходил на соревнованиях с ними до второго места. В финале играл с хозяином клуба. Почему я выигрывал у профессионалов? Ведь они объективно лучше меня играют. По определению лучше. Но у них нет той выдержки, той закалки, которая есть у меня. И когда счет, положим, был 7 - 5 не в мою пользу, противник думал, что игра уже у него в кармане, а в результате я выигрывал. После чего противник мой выходил из зала и кричал: "Да с ним невозможно играть! Он упертый, как танк!"
- Скажите, а внешнему виду вы уделяете большое внимание?
- Это очень просто. Ровно настолько, насколько это необходимо. Например, мне не нужны супердорогие часы на руке за 100 тысяч долларов. Мне нужны хорошие, красивые, надежные швейцарские часы. Я предпочитаю Audemars Piguet и Breguet. То есть достаточно консервативный дизайн, классические, строгие модели. Просто мне нравятся такие. То же самое в одежде. Вычурно одеваться не люблю. Знаю, как должен выглядеть. И очень точно знаю, что мне идет, а что - нет.
- Знаете, у голливудских продюсеров есть такая поговорка, присказка: "Настало время сделать убыточный проект".
- Хорошие поговорки в Голливуде.
- А банкир может себе позволить... ну, не убыточный проект, но хотя бы выйти в ноль ради каких-то других дивидендов?
- Для меня это роскошь. Вы поймите - мы рискуем не только своими деньгами, но и деньгами своих клиентов. В нашем банке порядка 100 млн долларов размещены физлицами, которые меня знают, мне доверяют и разместили свои деньги под мои гарантии. Если я начну "ураганить", фокусы выкидывать, мне сразу скажут мои же друзья: "Саша, у тебя поехала крыша. Отдавай деньги".
- А с алкогольными напитками вы так же консервативны?
- Что пить, мне диктует здоровье. Больше всего люблю коньяки. Из коньяков предпочитаю Frapin и Hennessy, потому что в них добавляют мало сахара и карамели. Но употребляю умеренно.
- Но наверняка случаются ситуации, когда приходится общаться с серьезными клиентами, которые предпочитают совмещать деловое общение с алкоголем?
- Разумеется.
- И как же вы выходите из таких ситуаций?
- Предпочитаю выходить с трезвой головой. Здесь тоже есть свои хитрости. В таких ситуациях спасает виски со льдом и содовой. Вроде бы пьешь много, а на самом деле все больше воду. И поэтому не пьянеешь. Внешне соблюдаешь правила игры, все видят, что ты пьешь алкоголь, а главное-то ведь что - тост произнести, чокнуться. Если тост "до дна", подливаешь побольше содовой.
- А как же широкие барские жесты?
- Нет, нет, нет. Мне это не близко. Не близко - и все тут. Мне есть о ком заботиться. У меня есть семья, дочь, внучка. Я сам шиковать не люблю и им не позволяю. У дочери есть бюджет, в рамках этого бюджета я финансирую ее учебу...
- А какой вы ей выделили бюджет, если не секрет?
- 30 тысяч рублей в месяц. И она строго следует этому бюджету.
- Ну, внучку-то вы балуете?
- Ну конечно, балую. Разумеется, я делаю им подарки.
- А почему вы хотели, чтобы дочь стала врачом?
- Дочери моей 27 лет. Я сознательно направил ее учиться на врача, семь лет она проучилась, теперь работает в 25-й поликлинике. А у меня в семье - свой домашний врач. Она всегда может подсказать, что делать, если что не так, как следить за здоровьем.
- А дочь может на вас влиять? Сначала совет про здоровье, потом уговорит другое что-то сделать...
- Она слишком редко меня видит, чтобы влиять на меня. Только по воскресеньям. Мы с ней общаемся, разумеется, но она понимает, что я сильнее, опытнее, мудрее. И доверяет мне.
- Вам можно позавидовать. С детьми это не часто происходит.
- Она у меня умная.
- Философский вопрос, если позволите. Есть, как известно, разные стихии - огонь, дерево, воздух, земля...
- Вода. Моя стихия - вода. Могу сидеть часами в лодке, забрасывать спиннинг, и даже если не клюет, могу часами смотреть на воду, слушать, как бьет вода о борт лодки. Это меня завораживает. Мне доставляет огромное удовольствие сидеть в лодке в полном одиночестве и созерцать поверхность воды. Это такая энергетика, такая сила. И передать это ощущение словами даже невозможно. Бесконечная вода, течение, омывающее лодку. Благодаря этому я научился ценить в жизни покой. А это большое счастье