Тщательнее надо

Москва, 22.03.2004
«Эксперт Северо-Запад» №11 (168)
Представители петербургского бизнеса считают "Программу..." Владимира Бланка реалистичной. Но советуют внести некоторые коррективы

Очевидные достоинства концепции "Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2008 года", разработанной Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга (см. статью "Полюбить процесс" в 5 "Эксперта С-З" за 9-15 февраля 2004 года), не исключают, однако, целесообразности ее корректировки в соответствии с потребностями петербургского бизнеса. Поскольку именно бизнес должен обеспечить достижение одной из главных целей "Программы..." - удвоение петербургского ВРП, то рекомендации его представителей могут сделать ее более реалистичной. Для того чтобы такие рекомендации прозвучали, журнал "Эксперт Северо-Запад" провел 12 марта в помещении агентства "Интерфакс" круглый стол на тему "Как удвоить ВРП?".

Точность важнее скорости

Выслушав программное выступление члена правительства Петербурга председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, представители петербургского бизнеса, положительно оценив предусмотренную "Программой..." готовность администрации устранять дефекты предпринимательского климата, указали на некоторые аспекты этой проблемы, недостаточно, по их мнению, учитываемые реформаторами. Так, генеральный директор холдинга RBI Эдуард Тиктинский считает, что при совершенствовании системы согласования бизнес-проектов в госструктурах реформаторам следует обращать внимание не столько на скорость, сколько на точность исполнения процедур: "Мой опыт подсказывает, что в мире нет быстрых сроков согласования. И это понятно - объективно существует много факторов, которые трудно нормировать. Однако в отношении нормированных процедур должна быть жесточайшая исполнительская дисциплина: если дано 10 дней на ответ, значит, чиновник за эти 10 дней и должен ответить. И это надо жестко контролировать".

По мнению директора-координатора научно-исследовательских программ МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Леонида Лимонова, имеет смысл разделить процедуры согласования в зависимости от величины проектов - для простых проектов разумно создать упрощенную процедуру: "Пока же у нас что чердак реконструировать, что дом построить - процедура почти одна и та же".

Генеральный директор сетевой компании "Лента" Олег Жеребцов обратил внимание на то, что в Петербурге по-прежнему сохраняется монополизация многих сфер деятельности, важных для обеспечения экономического развития: "С советских времен у нас осталось большое количество организаций, которые по-прежнему имеют монопольные возможности. Например, институты, которые монопольно проектируют инженерные коммуникации. Должна быть конкуренция. Мы должны иметь возможность заказать проект различным институтам".

Стимулировать спрос

Для стимулирования экономического роста необходимо развивать не только производство товаров и услуг, но и спрос. Для некоторых рынков в Петербурге стимулирование спроса является актуальной задачей, поскольку превращению потенциального спроса в реальный препятствуют вполне управляемые факторы. На эту проблему (в области строительного рынка) обратил внимание Эдуард Тиктинский. Он считает, что спрос на недвижимость был бы гораздо выше, если бы власти стимулировали ипотеку - путем развития необходимой институциональной инфраструктуры (создание условий для выселения клиентов, не выполняющих ипотечные договоры; субсидирование государством процентной ставки по ипотечному кредиту отдельным категориям населения; участие государства в страховании банковских рисков и т.п.).

К теме стимулирования спроса относится и другая проблема, которая была затронута Олегом Жеребцовым. Полноценное развитие экономики региона предполагает синергетический эффект - рост одних отраслей способствует развитию других. Так, увеличение количества предприятий малого бизнеса помимо прочего способствует расширению клиентской базы (то есть увеличению спроса) на рынке сетевой торговли. Между тем малый бизнес у нас развит плохо: его доля в ВРП не превышает 11%, в то время как на Западе этот показатель - 50-65%. "Это мощнейший ресурс для роста ВРП, - уверен Жеребцов. - Основной рывок может дать рост именно малого бизнеса, а не крупных предприятий".

Некоторые участники круглого стола отмечали, что стимулирование спроса - вещь тонкая, и власти здесь следует поступать осторожно. Так, председатель правления Вэб-инвест Банка Александр Винокуров высказался против субсидирования процентных ставок: "Примеры финансирования ставки или снижения ставки по облигациям либо кредитам имели место в Москве. Ни к чему хорошему это не привело. Я считаю исключительно неверным решением стимулировать ту или иную отрасль посредством стоимости ресурсов. Предприятие в состоянии регулировать свои ставки самостоятельно. Это относится, в частности, и к ипотеке. Думаю, что существующие ставки по ипотечным кредитам вполне реалистичны. Процветающая Америка еще 10-15 лет назад жила со ставками гораздо более высокими или, скажем, такими же, как у нас сейчас. При этом строительство, в том числе жилищное, и кредитование там развивалось. Нашим банкам здесь не хватает, может быть, амбициозности. Но в ближайшее время, я думаю, перешагнем барьер".

Не количество, а качество

Руководители компаний подтвердили мнение редакции "Эксперта С-З", что ресурсная проблема для бизнеса заключается не столько в недостатке количества ресурсов, сколько в неудовлетворительном их качестве. Так, суть кадровой проблемы сейчас вовсе не в дефиците образованных людей, а в качестве их профессиональной подготовки. "Выходя на новые технологии, на уровень решений сложных задач, мы имеем людей, которые не получили того специального образования, которое нужно бизнесу, - говорит Олег Жеребцов. - Посмотрите, кого выпускают вузы. Да, очень модно учиться в "Финэке". Но кому нужны знания специалиста, окончившего "Финэк"? Вузы дают такое образование, которое совершенно невозможно применять в бизнесе. В Петербурге осталось четыре вуза (из 16, существовавших в советское время), которые готовят специалистов по торговле. Но если вы спросите меня, сколько у нас в "Ленте" выпускников этих вузов, я вам скажу - два-три человека. Их знания нам не нужны".

Вице-президент ОАО "Севкабель Холдинг" Эмиль Циталовский считает, что при совершенствовании системы образования необходимо "в первую очередь наладить очень четкий мониторинг потребностей предприятий: чтобы было понятно, какие специалисты и какого уровня нужны предприятиям".

Аналогичная ситуация имеет место и с земельными ресурсами. Участники круглого стола подчеркивали, что для осуществления многих проектов нужна земля не где угодно, а именно в центральных районах города, зачастую неэффективно используемая промышленными предприятиями. Эдуард Тиктинский считает, что для обеспечения серьезного роста строительной отрасли власть должна "более плотно работать с промышленниками". По его мнению, "в отношении предприятий должна действовать жесткая политика кнута и пряника: какие-то налоговые кнуты и одновременно - помощь предприятиям в передислокации производств. Бизнес эту проблему в одиночку решить не может".

Такое предложение, однако, не встретило однозначной поддержки Владимира Бланка: "Я думаю, надо очень осторожно обращаться с такими инструментами, как "наезд", давление. Стимулирование передислокации происходит либо естественным путем, либо сугубо экологическими способами. Если производство в центре города экологически вредное или экономически неэффективное, тут ничего не нужно стимулировать. Позвольте расставить все точки над "i". Мы считаем, что здесь нужно действовать только одним способом. Мы должны легализовать реальную стоимость земли".

По мысли разработчиков "Программы...", когда реальная стоимость земли станет легальной, предприятиям в центре города гораздо легче будет оптимизировать использование занимаемых ими территорий (низкорентабельное производство с дорогой земли в центре станет выгодно переносить на окраины, а средства на это можно взять от продажи такой земли). Однако, по мнению Леонида Лимонова, подобная логика работает только при развитом земельном рынке, которого сейчас нет: "У нас 97% земли принадлежит городу. В такой ситуации любой торг все равно обернется сговором. Нужно начинать продажи. Если бы удалось хотя бы 20 или 15% пустить в продажу, возник бы рынок, на который можно было бы ориентироваться. Я считаю это стратегической задачей".

Партнерство бизнеса и власти

Интересно, что предприниматели более взвешенно, чем либералы из правительства Петербурга, относятся к участию города в коммерческих проектах. Владимир Бланк, например, считает, что администрация вообще не может заниматься бизнесом: "Мы не должны лезть ни в какие бизнес-проекты, за исключением энергетики, тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, дорожного хозяйства, социальной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры общего пользования".

Но Эдуард Тиктинский говорит о тех случаях, когда такое участие, по его мнению, вполне разумно. Ссылаясь на собственный опыт, гендиректор RBI утверждает, что подобного рода ситуации возникают при реализации крупных проектов, объемы которых превышают 100-150 млн долларов: "Запускать такие проекты очень сложно, помимо прочего, еще и потому, что девелоперу сразу приходится вкладывать в подготовку территории несколько миллионов долларов собственных средств и эти деньги не вернутся, если проект не состоится. Так что девелопер сильно рискует. В такой ситуации власти Лондона, например (разумеется, это касается только крупных проектов), входят в совместные предприятия с девелоперами - на один-два года, пока проект реализуется. Когда он завершается, его рыночную стоимость уже можно оценить в деньгах. При этом становится понятной и доля города. Тут и появляется внешний инвестор, который может эту долю выкупить. Привлечь инвестиции раньше этого срока почти невозможно, потому что инвесторы не хотят разделять риски с девелопером. В такой ситуации партнерство власти, на мой взгляд, вполне уместно". Очевидно, что такое партнерство разумно и при реализации социально мотивированных проектов (развитие депрессивных территорий и т.п.), как правило, обладающих высокой степенью экономического риска.

Помимо этого, считает Тиктинский, власти, возможно, следует осуществлять совместно с бизнесом городские проекты с целью создания технопарков, потому что "ни одно предприятие, даже среднее, не может профинансировать инженерную подготовку территории, значит, надо создавать такие территории. Их следует предусмотреть в Генплане".

Чрезвычайно плодотворным, по мнению начальника отдела территориального стратегического планирования МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Бориса Жихаревича, партнерство бизнеса и власти могло бы быть в сфере подготовки кадров для компаний: "Город оплачивает, допустим, здания, а бизнес - преподавателей. Получается эффективный симбиоз, в ходе которого готовятся нужные кадры".

Не все зависит от власти

По мнению участников круглого стола, для удвоения ВРП власти придется как-то урегулировать ряд проблем, непосредственно в ее компетенцию и не входящих. Одна из них связана с привлечением внешних инвестиций, что городская администрация справедливо считает важнейшим условием развития петербургской экономики. Помимо улучшения экономического климата здесь возникает проблема, связанная с самим бизнесом, в который эти инвестиции должны поступать. Олег Жеребцов формулирует эту проблему так: "Немногие фирмы заинтересованы в своей капитализации, в выходе на фондовый рынок, откуда, собственно, и привлекаются внешние инвестиции". В Петербурге лишь единичные компании (даже среди крупных) имеют возможность пользоваться деньгами фондового рынка. Потому что бизнес большинства из них непрозрачен. Хотя, по словам Жеребцова, "за порогом города стоит фондовый венчурный капитал, который только и мечтает во что-нибудь инвестировать".

Гендиректор "Ленты" приводит в пример соседнюю Эстонию, которая в этом смысле ушла далеко вперед. По его словам, там привлечение инвестиций в предприятия с фондового рынка "уже стало нормой жизни: западный капитал туда течет легко и свободно. Это делается просто. Предприятие подросло, получило капитализацию, продало пакет акций и т.д.". Петербургские же компании растут в основном за счет использования операционной прибыли. Капитализация компаний не стала приоритетной задачей большинства бизнесменов в Петербурге. Но без этого, уверен Жеребцов, нормального развития у нас не будет. Другие выступавшие согласились с тезисом гендиректора "Ленты", что на самом деле сам бизнес во многом виноват в нехватке средств для своего развития. "Проблем с деньгами сейчас нет. Все дело в прозрачности бизнеса, но это проблема самих компаний - разумности управления предприятием", - уверен финансовый директор компании " Николай Захаров.

Пиночет или процедура?

При обсуждении перспектив реализации "Программы..." некоторые участники круглого стола указывали на ряд препятствий общественно-политического характера. Председатель Плановой комиссии петербургского ЗакСа Никита Ананов еще во времена губернатора Яковлева пытался внедрить аналогичный нынешнему подход к планированию деятельности городской власти (в свое время Ананов инициировал принятие закона о системе целей Санкт-Петербурга). Ссылаясь на собственный опыт, он указал в своем докладе, что "в процессе создания развитых рынков, который требует выстраивания простых, прозрачных и предсказуемых (детерминированных) государственных процедур, реформаторы встретят системное сопротивление со стороны сил коррупции - хорошо организованных и оснащенных".

По словам Ананова, практика реформ последних восьми лет показала, что все три традиционно применявшихся метода борьбы с коррупцией оказались не слишком эффективными. Когда реформатор обращался за помощью к федеральной власти, то зачастую сталкивался с еще более мощным сопротивлением: "Единомышленники на федеральном уровне могли разработать необходимые законопроекты, но часто оказывались не в состоянии их провести". Неудачей заканчивались и попытки достичь компромисса с противоборствующими силами: "Реформатор, который идет навстречу требованиям коррумпированного заказчика, вынужден отказаться от количественных целей. Ему приходится заменять их качественной целью, хуже поддающейся измерению (качество жизни)". Если же реформатор пытался лбом пробить стену, ему указывали на печальный конец Михаила Маневича и Галины Старовойтовой. И энтузиазм сразу спадал.

В свете этих обстоятельств Ананов видит только один способ обеспечить устойчивый ход реформ: "Прозрачная циклическая процедура предъявления правительству Петербурга поставленных целей с конкретными цифрами и сроками, а также система конкретных мер, обеспечивающих их достижение. Такая процедура предусмотрена действующим законодательством Санкт-Петербурга. Требования, предъявляемые им к формату предоставления системы целей правительства, или, как теперь говорят, сбалансированной системы показателей, соответствуют мировым стандартам управления. Они достаточно жестки, чтобы исключить возможность предъявления неполного набора мер - необходимых, но недостаточных - для достижения основной цели (в нашем случае - удвоения ВРП). Строго следуя этой процедуре, мы обезопасим реформу от провала".

Владимир Бланк не стал прямо комментировать эту мысль, однако неожиданно продемонстрировал свое согласие с идеей Ананова, высказываясь по теме лоббирования петербургской администрацией интересов городского бизнеса (за пределами региона). Началось обсуждение этой проблемы вполне традиционно. Отдельные предприниматели заговорили о том, насколько такое лоббирование полезно и бизнесу, и власти. Владимир Бланк заверил собравшихся: "Вам нужна помощь при лоббировании? Это наша святая обязанность - обеспечить преференции местному бизнесу. Губернатор уже продемонстрировала эффективность в этом смысле - во время недавней поездки в Среднюю Азию". Потом Эмиль Циталовский пожаловался на то, что при огромной объективной потребности в продукции "Севкабеля", которую испытывает ОАО "РЖД", и наличии средств даже Октябрьская железная дорога не дает заказы его предприятию.

В ответ председатель КЭРППиТ неожиданно откровенно заговорил о проблеме "отката": "Эту тему мы прорабатывали от начала до конца и на сегодняшний момент столкнулись со следующим: главное железнодорожное начальство говорит: "Давай!" Начальство рангом пониже говорит: "Неплохо!" А те, кто непосредственно закупают, говорят: "Хорошо бы..."" Тут Бланк сделал выразительное движение пальцами, явно намекая на желание непосредственно закупающих получить "откат". Решать эту проблему, по его словам, администрация Петербурга намерена процедурными методами: "Мы только что подписали соглашение с ОЖД. Одним из пунктов как раз и является продвижение товаров петербургских производителей через систему закупок на железной дороге. Мы создаем рабочую группу, которая сформирует консорциум для системного предложения железным дорогам продукции Санкт-Петербурга. У нас есть поручение губернатора, и мы сейчас эту вещь готовим".

Депутат ЗакСа Константин Сухенко видит проблему неадекватности общественно-политической ситуации несколько иначе. Его беспокоит то, что "у нас нет ни развитого гражданского общества, ни режима Пиночета, который мог бы энергичными мерами добиваться роста экономики". По мнению депутата, такая межеумочная ситуация будет серьезно тормозить реформы, "даже если мы в Питере создадим более благоприятные экономические условия".

Что касается гражданского общества, то не оно, по мнению Бланка, "на сегодняшний момент лимитирует развитие города. А лимитирует его недостаточная энергичность и воля в исполнении тех решений, которые принимаются. В сфере гражданского общества у нас есть только одна проблема - комплекс неполноценности. Его следует преодолеть и энергично заняться решением городских проблем".

Впрочем, председатель КЭРППиТ уверен, что без Пиночета мы можем обойтись: "У нас есть энергичный губернатор, и я думаю, шаги последнего времени показали, что Валентина Ивановна многие вещи решает не менее эффективно, чем уважаемый Аугусто Пиночет". В качестве примера "прагматичного, иногда даже циничного подхода" Бланк упомянул известную историю с хлебным кризисом: "Я категорически против административного давления. Но когда нужно было "наехать" на хлебопеков и сказать, что цены повышаться не будут, я это сделал по указанию губернатора и совершенно не раскаиваюсь. Если надо будет, то всех либерально построят. Не по росту, а в произвольном порядке". По его мнению, в Петербурге сегодня достаточно грамотных людей, эффективных менеджеров: "Воли надо добавить, и все будет нормально. А общество само выстроится. Идеальных моделей нет нигде в мире..."

Обсуждая реалистичность "Программы...", представители петербургского бизнеса не коснулись ни одной глобальной проблемы, объективно препятствующей положительному результату. В этом Александр Винокуров видит залог успеха: "То есть мы, в принципе, все согласны с тем, что это возможно". Возможно, впрочем, уточнил Борис Жихаревич, в том случае, если основное содержание "Программы..." после ее утверждения правительством Петербурга не претерпит серьезных искажений и она сохранится в том виде, как ее сейчас представляет общественности Владимир Бланк.

Хватит ли у петербургского общества настойчивости, а у губернатора Валентины Матвиенко политической воли довести задуманное либеральной частью ее команды до конца, мы увидим через четыре года. Но, безусловно, утверждение Смольным жесткой процедуры, о которой говорил Никита Ананов, а также конкретных цифровых показателей "Программы..." даст дополнительную гарантию успеха. Как заметил Эдуард Тиктинский, "не так важно, будет ли "Программа..." выполнена в точности или нет, важны сами амбиции администрации, вектор стремления. А вырастет ВРП в 1,8 или в 2,2 раза - это уже не критично". Само стремление исполнять процедуру и добиваться выполнения показателей вынудит власти сконцентрироваться на решении давно назревших институциональных проблем Петербурга, на приведении правил игры в соответствие с европейскими стандартами. Прогресс в этой области представляется гораздо более важным, чем формальное удвоение ВРП к 2008 году. Хотя бы потому, что при европейских правилах игры ВРП Петербурга может даже и утроиться, а главное - он будет расти и после обозначенной даты.

Санкт-Петербург

Угрозы с Запада

У партнеров

    Реклама