Работа над ошибками

Пятый угол
Москва, 29.03.2004
«Эксперт Северо-Запад» №12 (169)

Если сам себя не побичуешь, то кто ж тебя побичует? Разве что акционеры... но не будем этого дожидаться. В прошлом номере журнала "Эксперт Северо-Запад" мы опубликовали заметку "Угроза с Запада". Автор заметки высказывает предположение, что интерес европейских государств, в особенности европейских научных экспертов, к решению проблем калининградского эксклава вовсе не бескорыстен.

"В анклаве ощущается европейское присутствие, которое начинает напоминать тихую экспансию. В журналистских кругах полагают, что Германия финансирует одну из областных телерадиокомпаний; Немецко-русский дом проводит языковые курсы по учебникам для иммигрантов в Германию, адаптирующим слушателей к немецким социальным реалиям", - пишет наш автор (то есть - увы мне! - пишет "Эксперт Северо-Запад").

К сожалению, на этом наш автор не останавливается: некоторые "консалтинговые фирмы в течение 8-10 лет участвовали всего в 20-30 проектах. Среди специалистов бытует мнение, что большинство этих фирм занимается освоением западных грантов, продавая на Запад информацию об области. В Калининградскую область регулярно наведываются граждане Евросоюза под видом экспертов... Проекты - прекрасная возможность для реализации здесь скрытых целей под благовидным прикрытием. Наконец, вывод: "Таким образом, тезис об отсутствии интереса к Калининградской области со стороны ЕС представляется сомнительным. Информационная экспансия в чистом виде не будет длиться вечно: вполне вероятно ее продолжение в политической плоскости".

Затем произошло то, чего я опасался более всего: эти бездоказательные суждения начали тиражировать местные Интернет-ресурсы, причем в неуютном для изданий "Эксперта" информационном соседстве (вот заголовки того же ряда: "Балтийский маньяк обещает убивать девушек каждые три дня", "Загадочная судьба Янтарной комнаты" и т.д. и т.п).

Стоит ли говорить, что поиск западной "экспансии" имеет примерно ту же перспективу, что и поиск Янтарной комнаты; по крайней мере в опубликованном нами материале вы не найдете ни одного реального доказательства наличия у "Запада" коварных стратегических планов по захвату нашего Калининграда! Зато в полной мере проявилась свойственная вульгарным изданиям (но никак не свойственная "Эксперту С-З") апелляция к главному человеческому страху - страху перемен. Причем особенно обидно, что страх этот выдается за благородную патриотическую тревогу.

Увы, и мы туда же... А ведь сколько примеров, когда не какой-то мифический "Запад", а совершенно русские люди, часто - в погонах, творят такое, чего никакие засланные "эксперты" сотворить просто не в состоянии. Вот и свежий пример: строительство железнодорожного паромного терминала в городе Балтийск Калининградской области находится под угрозой срыва.

Напомню, что задача создать сначала пассажирский, а затем и железнодорожный терминал для паромного сообщения между Санкт-Петербургом, Калининградом и портами Германии была признана стратегически важной после того, как Литва ввела известные ограничения на транзит российских граждан и грузов по своей территории. Решение было принято на самом высоком уровне. Сам Президент Владимир Путин поставил задачу: обеспечить устойчивое и экономически обоснованное транспортное сообщение эксклавной Калининградской области с остальной территорией России, не связанное с транзитом через территории третьих стран.

Пассажирский паром вскоре был открыт. Цитирую хроникера: "Начинается митинг... Торжественно и величаво звучит российский гимн. Слово предоставляется заместителю министра транспорта РФ Владимиру Якунину. "Событие, которое мы сегодня отмечаем, - сказал Владимир Иванович, - в масштабах Российской Федерации, Калининградской области трудно переоценить. Сегодня создана независимая, альтернативная морская паромная переправа для обеспечения жизнедеятельности российского эксклава на Балтике. Хочу со всей ответственностью сказать, что Минтранс РФ выполнит решения целевой федеральной программы "О социально-экономическом развитии Калининградской области", предусматривающей строительство морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии (Мукран, Засниц)"". Конец цитаты.

Что же происходит позже? За дело берется влиятельная Национальная контейнерная компания. Но и она оказывается не в силах преодолеть сопротивление "на местах": командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев неожиданно заявляет, что планируемая передача части военной гавани Балтийска на нужды паромной переправы подрывает обороноспособность России. Ясное дело - где порт, там иностранцы ("эксперты"!), где иностранцы - там подрыв обороноспособности. Отметим, что еще недавно тот же адмирал высказывал согласие потесниться, чтобы дать место гражданской, но политически важной транспортной инфраструктуре.

Но вот характерный финал: как сообщает газета "Известия", озабоченное обороноспособностью державы командование Балтийского флота на самом деле просто планирует предоставить спорную территорию в долгосрочную аренду некоему фонду "Единство-Балтийск" под строительство коммерческого топливного терминала, через который российские нефтепродукты будут экспортироваться на Запад. Каково? Каковы?

Посмотрим, чем закончится дело, кто окажется сильней - президент, его министры, влиятельные грузоперевозчики или разворотливые патриоты-балтийцы. Но чем бы оно ни кончилось, урон национальной экономике уже нанесен. Вроде бы мы тут ни при чем... Где Балтфлот и где скромный "Эксперт С-З"? Но совестно. Примите извинения.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (169) 29 марта 2004
    Третья власть
    Содержание:
    Реклама