Железное бездорожье

19 апреля 2004, 00:00
  Северо-Запад

Состояние железнодорожного транспорта в Латвии близко к критическому. К такому выводу пришел латвийский вице-премьер Айнар Шлесерс в ходе совещания, посвященного ситуации с пассажирскими железнодорожными перевозками. По прогнозу железнодорожников, если не будут предприняты экстренные меры, через четыре года на все внутренние перевозки в стране останется только два поезда, а остальные придется списать.

Проблема заключается в том, что пассажирские перевозки в стране всегда были убыточными и субсидировались за счет грузовых. По данным официальной латвийской статистики, доля железнодорожного транспорта в пассажироперевозках составляет 5,9%, в грузоперевозках - 17,8%. Однако в последнее время в острой борьбе с соседями за транзитные грузоперевозки Латвия стала все больше проигрывать из-за стареющего локомотивного парка. Ситуация зашла в тупик.

Предполагается, что до 2007 года Латвия только из фондов Евросоюза получит 221,5 млн евро на модернизацию железной дороги. Не сокращаются и государственные инвестиции в отрасль, в прошлом году они составили около 10 млн евро. Однако пока денег хватило только на косметический ремонт 62 вагонов из 352. Покупка одного современного вагона обходится в 1,4 млн евро, в то время как на эти цели в прошлом году выделено было всего 723 тыс. евро.

По мнению руководителя АО Latvijas dzelzcels Адриса Зоргевица, решению финансовой проблемы отрасли могло бы помочь перераспределение нагрузки между самоуправлениями, которые бы строили отношения с железнодорожниками на условиях госзаказа. Однако Шлесерс призвал смелее привлекать частный капитал, используя такую форму отношений, как концессия.

Вильнюс