Элемент системы

Российский рынок автоматизации финансовой деятельности представлен западным специализированным программным обеспечением. Среди отечественных разработчиков такие системы включены в состав финансовых модулей

Рынок финансовых систем можно условно разделить на несколько частей. Первая - недорогие платформы для автоматизации бухгалтерского учета типа "1С: Бухгалтерия", " Инфобухгалтер", " Турбобухгалтер" и т.д. (однако они выходят за рамки данного обзора), вторая - комплексные системы для автоматизации финансовой деятельности предприятия. Сравнивать их трудно, ведь функциональность бухгалтерских программ определяется названием. Они уже стали стандартом де-факто для практически всех мелких предприятий. Средние и крупные компании (особенно имеющие холдинговую структуру), как правило, смотрят в сторону комплексных систем.

В этом сегменте, как отмечает начальник отдела продаж северо-западного представительства компании "Галактика" Елена Миролюбова, идет разделение между поставщиками комплексных систем - как отечественных ("Галактика", "Компас", "Парус" и др.), так и зарубежных (MBS Axapta, SAP, Oracle и др.) - и разработчиками специализированного финансового ПО.

Если говорить о российском рынке специализированных финансовых систем, то на нем, как ни странно, наиболее активно работают зарубежные поставщики, в отличие, например, от документооборота, где доминируют отечественные производители.

Среди западных разработок в области финансового управления, представленных на российском рынке, можно отметить Geac Performance Management (бывшая Comshare MPC, "Корус Консалтинг"), Hyperion (холдинг "ЛАНИТ"), Cognos Enterprise Planning, S.A.S., Prophix.

Партнер " Корус Консалтинг" Дмитрий Слиньков объясняет такое положение дел спецификой бизнеса: фирма, разрабатывающая подобную систему, должна быть не только программистом, но и специалистом в области финансов и консалтинга (на консультационно-внедренческие услуги обычно приходится около 70% стоимости системы, остальные 30% - на лицензии). Дополнительным толчком для проникновения в Россию зарубежных поставщиков стало появление здесь иностранных собственников и внедрение западных систем управления и учета. Из отечественных разработчиков нишу "чистого" финансового ПО осмелилась занять лишь компания "Инталев", но, как отмечают специалисты, ее система "Корпоративные финансы" построена на платформе "1С", что в некоторых случаях может ограничить функциональность.

Третий тип систем "для финансистов": автономные программы финансового планирования, платежных календарей и экономических органайзеров. Здесь в равной пропорции можно встретить как российские, так и зарубежные названия: "Красный директор", "Нефрит", Corporate Planner, Adaytum Planning, BudgetPLUS и т.д. Специалисты отмечают два общих недостатка программ этой группы: в основном они предназначены для индивидуальной работы финансового менеджера или руководителя и, кроме того, плохо интегрируются с системами автоматизации финансово-хозяйственной деятельности.

Как отмечает заместитель генерального директора "Аддити" (консалтинговое подразделение компании "АйТи") Сергей Брускин, можно привести еще одно разделение финансовых систем - учетные и аналитические. "К первым в основном относятся транзакционные ПО. Это преимущественно финансовые модули учетных и ERP-систем. К аналитическим комплексам относятся специализированные ПО для бюджетного планирования. Они имеют свой класс задач: разработка замкнутого цикла бюджетного процесса, в том числе прогнозное моделирование, управление по KPI и т.д. Здесь представлены в основном западные отраслевые решения".

Финансовая пирамида

Для автоматизации финансовой деятельности предприятия характерен тот же спор, что и для любых других направлений: что лучше устанавливать - отдельный комплекс или модуль в составе более масштабной системы. Всегда приводится недостаток специализированного ПО: оно способно решить все задачи, но плохо совместимо с остальными информационными системами.

Как показывает практика, именно с финансов во многих случаях начинается автоматизация предприятий. Но истина, похоже, как всегда, посередине: решение для автоматизации финансов наиболее эффективно, если оно базируется на комплексной корпоративной системе. Как отмечают специалисты, ERP-система решает задачи тактического управления, а управление бюджетом предприятия имеет стратегическую составляющую. ERP-система предоставляет определенную часть исходных данных для построения бюджета, а также фактическую информацию, отражающую деятельность предприятия в разных аспектах. Для обеспечения связи бюджетирования со стратегическим планированием и управлением, а также аналитикой эти приложения часто объединяют. Такие комплексные системы представляют отдельный класс систем BPM (Business Performance Management - "управление эффективностью бизнеса"). "ERP-система - это своего рода склад транзакций, отчет о положении дел за определенный период времени. BPM изначально настроена на то, что любой элемент в базе данных может быть скомбинирован с другими данными", - говорит Дмитрий Слиньков.

Примерно такие же споры ведутся о преимуществах и недостатках западных финансовых комплексов. "Выбор зависит от целей внедрения. Что важнее - постановка материального учета по отечественным стандартам или планирование и учет с точки зрения всего предприятия? Главный плюс российского ПО - поддержка отечественных стандартов и полная функциональность соответствующих модулей", - говорит главный эксперт компании " Компас" Игорь Якобсон.

Многие эксперты оставляют для отечественного ПО лишь средние компании. "Российские продукты разного класса оказались в одном ценовом сегменте, ориентированном на средний рынок. Но средний бизнес неоднороден и ведет себя по-разному. С одной стороны, он может купить отечественный продукт при невысоких требованиях к функциональности и высоких - к цене. С другой - он приобретает западные продукты, если имеются серьезные требования к бюджетной модели, есть тенденции дальнейшего роста бизнеса и т.п. Динамично растущая верхняя часть среднего рынка (например, торговые холдинги, страховые компании, телекоммуникационные компании) - потенциальные клиенты мировых вендоров", - отмечает Сергей Брускин.

Рынок складывается

Все эти споры говорят об одном - рынок складывается, хотя по-прежнему остается узким. Большая часть отечественных финансовых менеджеров удовлетворяется возможностями настроенных в Excel таблиц: методология планирования и бюджетирования для них не подразумевает сложностей (в основном это касается массового рынка, достаточно поверхностного ведения платежного календаря, нескольких бюджетов движения денежных средств и поверхностного бюджетирования).

Кроме того, как говорит директор по развитию бизнеса северо-западного представительства корпорации "Парус" Евгений Средняков, существует еще несколько причин такого положения дел, которые лежат в самой специфике финансовых систем. "У систем бюджетирования (в составе комплексной системы или в виде самостоятельного ПО) есть шансы прийти на предприятие только в двух случаях: когда существуют специфичные требования, например отраслевые, или когда остальная часть ERP-функционала уже внедрена, но поставщик не имеет возможности внедрить бюджетирование". Кроме того, финансовые решения не менее требовательны к корпоративной культуре, чем ERP, а в некоторых случаях - даже более. "В отличие от комплексных систем, которые, как известно, могут внедряться поэтапно по модулям, финансовые требуют непрерывной установки. Это влечет за собой сложности по организации процесса - предприятие должно быть готово как с точки зрения менеджмента, так и с точки зрения бизнес-процессов", - говорит Дмитрий Слиньков. Понятно, что таких предприятий в России немного.

Но рынок, несомненно, растет. Об этом говорят данные самих разработчиков, которые отмечают неуклонное повышение спроса. "За последние два года интерес заказчиков к системам финансового планирования и контроля резко возрос, что связано как с повышением общей культуры менеджмента, так и с развитием возможностей систем, предоставляемых разработчиками. Важную роль играет и тот момент, что внедрение систем активно лоббируется службами предприятия, которые реально распоряжаются деньгами. По-видимому, эта тенденция продолжится в течение еще нескольких лет, поскольку, в отличие от систем бухгалтерского учета, рынок далек от насыщения", - говорит Сергей Максимов, ведущий специалист компании "Монолит-Инфо".

Кроме того, его "подталкивают" поставщики ERP-систем, предлагая стандартные финансовые модули с дополнительными настройками. Иногда такие модули могут производить и партнеры разработчика. В частности, именно так поступило российское представительство Microsoft Business Solutions (ERP-система Axapta). На данный момент существует около 10 модификаций финансовых модулей Axapta, один из которых разработан петербургской компанией "АНД Проджект". Более того, как говорит консультант компании SAP Владимир Гарусов, за последние годы такие специализированные модули модно рассматривать как отдельный класс автоматизированных систем: "Это ПО изначально разрабатывалось для задач бюджетирования, за годы своего развития впитало в себя все необходимые функции и свойства и теперь способно решать задачи управления ликвидностью, денежными потоками, финансовыми рисками и сделками и т.д. Доля продаж финансовых приложений в общих продажах SAP составляет 30%".

Специфика этого рынка определяет и некоторую географическую обособленность - он развивается в основном в двух столицах. "Спрос на системы подобного класса в Петербурге и Москве постепенно, очень медленно переходит из виртуальной стадии в реальную. В регионах даже виртуальный спрос до сих пор невелик. Поводом для появления реального спроса на системы бюджетирования во многих случаях является реорганизация, смена собственника или смена команды менеджеров", - отмечает Игорь Якобсон.

Тем не менее игроки рынка смотрят в будущее оптимистично. "Системы бюджетирования и финансового планирования - ключевые в иерархии систем автоматизации. Спрос на них устойчиво растет ежегодно. Решение задач бюджетного планирования востребовано на всех предприятиях, где завершилась первичная автоматизация учетных задач, где уже ведутся все виды бухгалтерского учета, в том числе управленческий. Прогноз на будущее очевиден: дальнейшая автоматизация и развитие на предприятии управленческого учета и бюджетирования, постепенная типизация таких задач, их расширение за счет управления по KPI. Кроме того, от классического бюджетирования основательные средние компании переходят к стратегическому планированию с перспективой более года (три-пять лет)", - говорит Сергей Брускин.

"Всякий раз, сталкиваясь с опытом внедрения, не перестаешь удивляться, насколько по-разному заказчики видят для себя методологию планирования и бюджетирования. Как ни странно, даже терминология в этой предметной области до сих пор не устоялась. Это наводит на мысль, что рынок финансовых систем еще не исчерпал своих возможностей и будет активно расширяться по мере созревания массового российского спроса. Этому процессу будет способствовать общий рост корпоративной культуры", - резюмирует Евгений Средняков.

Везде плюс

Итак, что должна включать в себя полноценная система финансового управления? Специалисты говорят о двух основных блоках - бухгалтерском и управленческом учете. В первый помимо бухгалтерии входят также налоговый учет и статистика. Во второй - все, что связано с подготовкой внутренней отчетности: бюджетирование, организационный и производственный учет. Что же может получить менеджмент от финансовой системы? В первую очередь - сокращение административных и управленческих расходов и косвенных затрат. Кроме того, эти системы позволяют ускорить оборачиваемость средств. Цена же стандартных решений - десятки тысяч долларов. Для примера: зарубежная система вместе с консалтингом и внедрением обойдется примерно в 50 тыс. долларов, отечественная - в 25 тыс. долларов.

Многих клиентов интересует, можно ли вести в системах управления финансами двойную бухгалтерию. Официально об этом поставщики не говорят. Тем не менее в приватных разговорах можно выяснить, что такая операция доступна. "Черные" деньги обычно прячут в блок управленческого учета - в нем и без того находится большое количество скрытых финансовых операций.

Санкт-Петербург