В последний год рынок корпоративных облигаций Северо-Запада РФ развивался достаточно высокими темпами. По состоянию на начало апреля он оценивается в 12,38 млрд рублей по номиналу, что составляет 7,4% от общероссийских показателей. Только известные на сегодняшний момент планы по выходу предприятий на этот рынок увеличат объем сегмента корпоративных облигаций Северо-Запада к концу 2004 года до 18 млрд рублей, а суммарный объем может достичь 25-27 млрд рублей. Основные отрасли, представителей которых можно ждать на рынке в этом году, - это пищевая промышленность (особенно пивоварение), лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и энергетика.
Наталья Турковская
Главным преимуществом и, как правило, основной целью компании, впервые выпускающей облигации, является выход на публичный рынок заимствований и создание положительной кредитной истории. Причем последнее зависит не только от своевременности купонных выплат и погашения, но и от самой истории обращения бумаги. В том случае, если доходность облигаций на аукционе была явно нерыночной и после размещения они практически не торговались, велика вероятность того, что выпуск был приобретен на аукционе андеррайтерами и фактически представляет собой простой или синдицированный кредит. В этом случае при благополучном погашении выпуска следующий займ будет "стоить", безусловно, дешевле, но снижение процентных расходов не будет значительным.
Эмиссия корпоративных облигаций имеет и ряд других преимуществ, к которым относятся:
- возможность привлечения большого объема средств за счет расширения круга потенциальных инвесторов (банки в этом смысле ограничены нормативами ЦБ РФ и собственной кредитной политикой);
- возможность привлечения "длинных" денег посредством искусственного укорочения займа через выставление оферт (для банков же "короткие" пассивы до сих пор являются основной проблемой);
- гибкое управление долгом посредством осуществления торговых операций на рынке;
- отсутствие необходимости "размывать" акционерный капитал.