Троянский конь

Администрация Санкт-Петербурга приступила к реорганизации аптечных государственных унитарных предприятий, речь о которой ведется уже три года. Необходимость в реформе очевидна - аптечный госсектор стремительно деградирует, проигрывая частному и в ассортименте, и в сервисе, а с появлением крупных частных сетей ("Фармакор", "Первая помощь") и в ценах на лекарства.

За последние четыре года отчетливо обозначилась тенденция вытеснения госсектора с рынка. С начала 2000 года до конца 2003-го доля государственных аптек в общем количестве фармацевтических предприятий города снизилась с 62 до 28%. В объеме розничных продаж их доля сокращалась еще более быстрыми темпами и на сегодня не превышает 10-15%. Малоэффективные госаптеки вынуждены уходить с рынка - за прошедшие три года их количество сократилось почти на треть. Из оставшихся 146 аптечных ГУПов 69 работают с убытками (всего в Петербурге около 500 аптек).

Первый блин

О необходимости реформирования государственного аптечного сектора города заговорили еще в начале 2001-го. Год спустя специалисты Комитета по здравоохранению администрации Петербурга (КЗ) разработали концепцию реформы. Авторы документа исходили из очевидного постулата - в существующей экономической реальности могут успешно развиваться лишь сетевые предприятия, способные минимизировать расходы за счет сокращения числа специалистов, выполняющих одинаковые функции в каждой аптеке, получать более существенные скидки от дистрибьюторов при закупках крупных партий лекарственных препаратов и т.п.

Вообще говоря, попытки объединения госаптек предпринимались и раньше. Так, в первой половине 1990-х годов на базе ряда государственных фармацевтических предприятий были созданы ГУП "Александр Фармацевтика" и ГУП "Петрокрон". Впоследствии к ним были присоединены еще несколько госаптек. Однако этот опыт оказался неудачным - современные сетевые технологии в ГУПах фактически не применялись, а 90% входящих в них предприятий работали с убытками. Наиболее неблагополучные закрывались и число таких постоянно росло.

Чиновники КЗ решили, что причина неудачи - в малых размерах ГУПов (в их состав входило по 10-18 аптек), что не позволяет внедрять сетевые технологии. Поэтому они предложили значительно укрупнить сети за счет объединения всех государственных аптек в четыре ГУПа (до 35-40 участников в каждом). Объединение должно было состояться по экстерриториальному принципу, чтобы во всех районах города работали предприятия каждой из сетей. Прибыльные и убыточные аптеки планировали поделить примерно поровну. По мысли реформаторов, соединение современных инструментов управления бизнесом с ощутимой государственной поддержкой (например, понижающим коэффициентом 0,1 по арендной плате) должно было обеспечить госпредприятиям победу хотя бы в ценовом соревновании.

Однако в КУГИ придерживались другой точки зрения. Руководство этого комитета настаивало на полноценной приватизации (в частные руки) всех без исключения государственных аптек, указывая на то, что государство не может быть эффективным собственником, способным конкурировать с частными участниками рынка, да и не должно заниматься бизнесом. КЗ, желая сохранить свое влияние на отрасль, предлагал ограничиться объединением в ГУПы. Разрешить спор мог только губернатор Владимир Яковлев, однако он предпочел просто похоронить реформу. Это решение стоило госсектору еще 25 аптек, прекративших с тех пор свое существование.

Вторая попытка

В марте 2004 года губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление правительства города "О реорганизации аптечных государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга". Чисто внешне постановление реализует радикальный вариант, предлагавшийся в свое время КУГИ. Все государственные аптеки сначала объединяются в четыре ГУПа, которые затем приватизируются. Однако под приватизацией понимается лишь формальное преобразование ГУПов в ОАО со 100%-ной городской собственностью. "О продаже в частные руки речь не идет ни сейчас, ни в более отдаленной перспективе. Об этом говорила вице-губернатор Людмила Косткина на совещании, посвященном проблемам аптек. Этой же позиции придерживается и наш комитет", - заявил в беседе с корреспондентом "Эксперта С-З" заместитель председателя КЗ Александр Нагибович.

Он уверен, что предусмотренные реформой меры объективно повысят инвестиционную привлекательность госсектора и в него можно будет привлечь частные средства для модернизации, внедрения сетевых технологий. По мысли реформаторов, все это произойдет довольно быстро: необходимые процедуры прописаны в постановлении довольно четко, сроки указаны минимальные, так что процесс должен завершиться осенью. И уже в нынешнем году КЗ ожидает существенного экономического эффекта. "Если в прошлом году городской бюджет получил от деятельности фармацевтических ГУПов порядка 10-15 млн рублей, то в течение этого года поступления должны возрасти до 200-240 млн рублей", - утверждает Нагибович.

Реформа для галочки?

Чиновники правы в одном: поднять лежащие на боку госаптеки и сделать их конкурентоспособными без внешних инвестиций невозможно. Как считают в КЗ, на эти цели необходимо изыскать до конца года как минимум 7 млн рублей. По замыслу городского правительства, эти средства в первую очередь должны поступить от частных фармацевтических сетей города. А так как для "оздоровления" госаптек определены самые короткие сроки, частников необходимо подключать к процессу немедленно.

Крупнейшие сети города - "Фармакор", "Первая помощь", "Натур Продукт", "Бинко" - действительно заинтересованы в расширении за счет ресурсов государственного сектора. Но относятся они к возможному сотрудничеству крайне осторожно. "Пока говорить не о чем: не видел, кроме постановления правительства, ни одного конкретного документа - ни программы приватизации, ни условий, на которых собираются привлечь частный капитал. Все делается кулуарно, с минимумом информации", - говорит заместитель директора самой большой в Петербурге сетевой компании " Фармакор" Валерий Сивашинский.

Нам также не удалось прояснить даже общие контуры программы развития государственных аптек и механизма привлечения частных инвестиций. В КЗ заявили, что их основная задача - обеспечение населения лекарственными средствами, а деталями ведения бизнеса должен озаботиться КУГИ, в чьем лице город осуществляет свое право собственности. КУГИ, в свою очередь, считает, что стратегические решения (продажа акций, условия привлечения инвесторов) находятся в компетенции правительства, готовить проекты этих решений должен отраслевой комитет, так что ему и разрабатывать программу.

Похоже на то, что конкретной программы спасения государственного аптечного сектора у администрации Петербурга не существует вовсе. Видимо, чиновники полагают, что достаточно укрупнить сети, преобразовать их в ОАО - и все получится само собой. Впрочем, возможно, они не настолько наивны, а просто не хотят терять кормушки (госпредприятия предоставляют в этом смысле хорошие возможности). На трансформацию же ГУПов в ОАО они согласились лишь под давлением федеральных властей, требующих провести приватизацию государственного имущества. Иначе говоря, реформа совершается просто для галочки.

Смольный не прав

Как бы то ни было, но концепцию реформы мы считаем ошибочной (если, впрочем, исходить из интересов города, а не отдельных чиновников). Как показывает практика, укрупнение аптечных сетей само по себе не может решить проблему. Помимо действительно крупных сетевых компаний на рынке Петербурга существуют и мелкие частные сети, вполне сравнимые с нынешними ГУПами, например "Таблетка", "Фиалка", "Невис" и др., объединяющие 5-20 аптек. Работают эти аптеки гораздо эффективнее госпредприятий - они не только не убыточны, но приносят своим владельцам неплохие доходы. Причина банальна - заинтересованный частный собственник нанимает высококвалифицированных менеджеров и вкладывает необходимые средства в современные технологии. Этого у госаптек нет, и никакое укрупнение сетей с преобразованием ГУПов в АО ничего этом смысле не изменит.

Представители частного бизнеса весьма скептически оценивают перспективы затеянной Смольным реформы. "Сделать работу государственных аптек более эффективной таким способом, на мой взгляд, невозможно, - уверен генеральный директор сетевой компании " Первая помощь " Виталий Власов. - Во-первых, у госаптек отсутствует опыт управления сетью и нет квалифицированного персонала. Во-вторых, нет современных технологий и средств на их приобретение".

Между тем за годы, прошедшие с первой попытки реформирования госаптек, стала еще очевиднее разумность тогдашней позиции КУГИ. В этом легко убедиться, если сравнить печальную судьбу ГУП "Александр Фармацевтика" и ГУП "Петрокрон" с эволюцией компании "Фармация".

"Фармация" - единственная частная сеть Петербурга, возникшая не с нуля, а на базе муниципальных аптек, объединенных в 1992 году в одно предприятие. Впоследствии оно было преобразовано в акционерное общество со 100%-ной собственностью города, а затем акции "Фармации" были постепенно проданы в частные руки. Смена собственника сказалась благотворно на судьбе предприятия: сеть, потерявшая в прежние годы две аптеки, перестала сокращаться. В 2003 году "Фармация" открыла первую в городе аптеку в формате "суперфарма" (препараты в свободном доступе) и намерена далее развиваться в этом направлении. Специалисты считают избранную компанией стратегию весьма перспективной. Совершенно очевидно, что такой путь - единственно разумный и для образующихся сейчас государственных АО.

Опровергнуто жизнью

В ответ на подобные аргументы сотрудники КЗ всегда выдвигают один и тот же тезис, представляющийся им "непробиваемым": аптечный госсектор должен существовать для исполнения ряда социально значимых функций, которые якобы не интересны частному предпринимателю. В качестве таких функций называются: обеспечение лекарствами льготных категорий населения, продажа психотропных и наркосодержащих препаратов, содержание экстемпоральных (рецептурных) отделов, формирование запасов медикаментов на случай природных катаклизмов и техногенных катастроф, содержание аптек в малонаселенных районах города, где бизнесу работать невыгодно.

Между тем справедливость этого коронного тезиса чиновников от здравоохранения поставила под сомнение сама жизнь: частные сети постепенно принимают на себя социальное бремя без понуканий и преференций со стороны государства. Собственники пересматривают свое отношение к экономически маловыгодным проектам, исходя из двух соображений. Во-первых, ими руководит желание переломить сложившийся в обществе стереотип восприятия частной фармацевтики как "социально индифферентной" и "озабоченной исключительно прибылью". Во-вторых, по утверждению топ-менеджеров аптечных сетей, работа с льготными категориями населения является сильным маркетинговым инструментом, позволяющим сформировать круг постоянных клиентов.

Так, сети "Фармакор" и "Бинко" уже несколько лет участвуют в конкурсах за право обеспечивать лекарствами льготные категории населения. Они борются за городской заказ, хотя, в отличие от государственных предприятий, не получают за его выполнение льгот по арендной плате (большая часть помещений либо находится в их собственности, либо арендуется на рынке). Аптечная сеть "Первая помощь", заключившая договор с 11 государственными аптеками о торговле под ее маркой, также сохранила весь объем "социалки". "Продажа наркосодержащих препаратов, лекарств льготным категориям и изготовление экстемпоральных средств не приносят прибыли. Но, обеспечив грамотный маркетинговый подход и увеличив обороты аптек в 3-10 раз, мы покрываем издержки и имеем неплохую рентабельность", - рассказывает Виталий Власов. Показательно и то, что владельцы проданной в частные руки полтора года назад "Фармации" не отказались ни от одной из социальных "нагрузок".

Более того, при правильной организации бизнес-процесса исполнение социальных функций может даже приносить доход. В прошлом году руководство "Фармакора" организовало в составе сети большой отдел по изготовлению экстемпоральных препаратов. "Не буду утверждать, что мы уже окупили инвестиции, но однозначно не дотируем производство экстемпоральных препаратов за счет продажи других лекарств. Рентабельность обеспечивается благодаря преимуществам сетевого бизнеса: если в государственных аптеках целый отдел обслуживает одно-единственное фармацевтическое предприятие, то у нас - полторы сотни", - говорит Валерий Сивашинский.

Жизнь показала, что бизнес может исполнять даже самую невыгодную с экономической точки зрения функцию - снабжение лекарствами жителей малонаселенных районов. Так, в "Фармакоре" нашли схему экономически обоснованного решения этой проблемы, результатом чего стало открытие аптеки в поселке Володарка Красносельского района.

Наличие государственных аптек на карте города постепенно перестает быть непременным условием обеспечения всех потребностей населения. Бизнесмены уверены, что при правильно организованной поддержке со стороны города они могут полностью взять на себя исполнение всех социальных функций. Инструментами такой поддержки в особо сложных случаях могут быть, например, льготы по арендной плате или преференции при выделении очередного помещения для сети. Совершенно очевидно, что такая поддержка обойдется городу гораздо дешевле, чем содержание государственного аптечного сектора (одно только десятикратное снижение арендной ставки для всех госаптек обходится в кругленькую сумму).

Завершить процесс

Наиболее разумным шагом для властей представляется продажа акций АО сразу после их юридического оформления. Крупные сети сейчас весьма привлекательны для покупателей, так что город может выручить от такой продажи неплохие деньги. Если процесс затянуть, то госаптеки начнут накапливать долги (с этого года покрытие убытков госпредприятий из бюджета запрещено), которые будут уменьшать рыночную стоимость госсетей.

Никакого другого разумного выхода у Смольного нет еще и потому, что в случае сохранения госсобственности неизбежно произойдет так называемая "скрытая приватизация". Когда госсети начнут стремительно деградировать, они наверняка прибегнут к последнему средству спасения, уже опробованному некоторыми директорами госаптек. Они начнут договариваться с частниками о сотрудничестве без формального отчуждения имущества: аренде с сохранением профильной деятельности, передаче в управление, договоре комиссии. С образованием АО появится возможность продажи бизнеса без имущества. Руководители частных сетей говорят о своей готовности идти на такие варианты. Собственник в лице КЗ вынужден будет согласиться - чтобы не потерять все.

Таким образом, при формальном сохранении госсобственности государственное имущество фактически окажется в руках частников. Возможно, это и хорошо: многострадальные аптеки наконец-то получат и грамотных управленцев, и инвестиции. Но бюджет в этом случае лишится средств от фактической передачи имущества города в руки частников.

Санкт-Петербург