Интерес мощнее силы

Пятый угол
Москва, 26.04.2004
«Эксперт Северо-Запад» №16 (173)

Чтобы социальное партнерство бизнеса и власти было по-настоящему эффективным, оно должно выражаться не только в "либеральном выстраивании" предпринимателей, но и в адекватном реагировании власти на социально мотивированные запросы бизнеса
Владимир Грязневич

Вэтом номере шла речь об аналогичной ситуации на кинорынке. Много лет чиновники, политики и общественные деятели сетуют на упадок российского кинематографа и засилье голливудской продукции. Главной причиной первой беды объявили нехватку денег на создание высокопрофессиональных отечественных фильмов, а второй - дурной вкус и недостаток патриотизма кинопрокатчиков и телепродюсеров.

Пытались решать эти проблемы с разных сторон, правда методы всегда были советскими - насилие и увещевание, кнут и пряник. Одни взывали к патриотизму и требовали установить квоты "на Голливуд". Другие ратовали за мощную господдержку отечественному прокату и кинопроизводству. Третьи уповали на воспитание "правильного" вкуса у народных масс. Успеха не добился никто. Квоты задробили лоббисты от кино- и телепроката, масштабное госфинансирование - правительство (а выделенные крохи, как обычно, разошлись по своим), усилия воспитателей проигнорировал народ. Так бы ничего и не было до сих пор, если бы этим делом не занялся бизнес.

Предприниматели не стали воспитывать ни население, ни власть, а просто изучили спрос и выяснили, что могут заработать, во-первых, на высококачественном кинопоказе голливудской продукции и относительно дешевых (по стоимости производства), но более или менее профессиональных детективно-криминальных отечественных сериалах. Вложили собственные средства - и процесс пошел.

Телесериалы стали приносить такие доходы, что без всякого воспитания масс начали активно теснить Голливуд, а Мексику с Бразилией и вовсе практически изгнали с телеэкранов, по крайней мере в прайм-тайм. Современные кинотеатры-мультиплексы с попкорном и пивом так раззадорили россиян, что они валом повалили в кино (даже те, кто годами сидел у телевизора). Доходы предпринимателей стали заметно расти, а вместе с ними и желание вкладывать деньги в производство отечественных кинофильмов, к которым появилась заметная тяга у посетителей мультиплексов. Хотя денежная лавина еще не накрыла российское кинопроизводство, но, судя по всему, девятый вал приближается. За результат можно быть спокойным - взявшись за это дело, бизнес все сделает как надо. Кино будет истинно народным - что хотят массы, то они и получат. И в необходимом количестве.

Характерно, что все эти подвиги бизнес совершает за свой счет, без всякого понукания и ко всеобщему удовольствию (в смысле качества результатов). Роль власти здесь весьма проста. Главное - не мешать. Кое в чем можно немного подмогнуть, но только когда попросят. Инициативы лучше не проявлять (от этого может быть только хуже). И все получится. Если бы власти приняли такое распределение ролей и в других сферах, наверняка многие наши мучительные проблемы давно бы уже были решены.

Но беда в том, что чиновники не оставляют попыток доказать обществу свою незаменимость. Проявляют инициативу не там, где их просят. В результате только тормозят естественные процессы. Например, в решении жилищной проблемы.

Строители жилья в Петербурге давно уже сформулировали свои пожелания к власти - обеспечить бесперебойное предоставление в нужном количестве инженерно подготовленных пятен под застройку. Все остальные проблемы бизнес решит сам. Но Кремль дал указание развивать ипотеку. Смольный сказал "Есть!" и вместо удовлетворения потребностей бизнеса начал закачивать деньги в модное новшество. "Сделать ипотечные кредиты доступными для семей со средним достатком - наша первоочередная задача", - заявила Валентина Матвиенко и организовала привлечение в систему ипотечного кредитования в Петербурге аж 750 млн рублей. Смольный с гордостью отрапортовал, что это обеспечит предоставление ипотечных кредитов... примерно 100 петербуржцам. Это в пятимиллионном-то городе. Где только в очереди на жилье состоит полмиллиона граждан. Смех да и только.

Сотне петербуржцев Смольный оплатит до 40% стоимости жилья. В среднем - по 25 тыс. долларов на брата. В недавние еще времена на эти деньги можно было купить неплохую двухкомнатную квартиру. Стремительное повышение цен произошло, как известно, из-за дефицита пятен под застройку, возникшего по вине тех же властей. Если бы они вместо разбазаривания денег на бесперспективную пока ипотеку (она станет механизмом массового решения жилищной проблемы только после создания всех необходимых условий) сделали то, что просит бизнес, то есть вложили деньги в ускоренную широкомасштабную инженерную подготовку территорий, дефицит жилья постепенно сошел бы на нет, конкуренция между строительными компаниями снизила бы цены на жилье и оно стало бы доступным гораздо большему, чем сейчас, числу петербуржцев. И вот тогда господдержка населения стала бы гораздо эффективнее.

Те же 750 млн рублей могли бы облагодетельствовать уже несколько сотен горожан. А вообще-то, если дотировать не стоимость квартиры, а банковский процент либо - еще лучше - страхование банковских рисков (как поступили, например, в Литве), то свою жилищную проблему могли бы решить тысячи жителей Петербурга. Вот это был бы результат! Чтобы модное сейчас у чиновников понятие "социальное партнерство бизнеса и власти" было по-настоящему эффективным, оно должно работать в обе стороны - не только как "либеральное выстраивание" предпринимателей, но и в качестве инструмента адекватного реагирования власти на социально мотивированные запросы бизнеса.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№16 (173) 26 апреля 2004
Имитация реформ
Содержание:
Реклама