Не все так просто

26 апреля 2004, 00:00
  Северо-Запад

Генеральный директор ЗАО "Компания "Невафильм "" Олег Березин имеет собственное, отличающееся от общепринятого в среде специалистов мнение о перспективах бизнеса кинопроката в Санкт-Петербурге.

- Вы считаете, что инвестиции не окупятся?

- Окупятся, но не все. Сейчас все бросились строить кинотеатры, что, на мой взгляд, абсолютно глупо. К примеру, недавно одна из крупнейших московских сетей проанализировала свои доходы и выяснила, что за 2002-2003 годы падение кассового сбора кинотеатров сети на один экран составило более 10%. То есть при общем росте кассовых сборов и увеличении числа экранов доход на один экран падает.

- Разве это так уж важно? Это же закономерный процесс...

- Если бы объем рынка оценивался в миллиарды долларов, все было бы хорошо. А что такое 168 млн долларов кассового сбора (в 2003 году) на все 500 современных экранов, которые есть в стране?

- Но ведь мы идем западным путем, доказавшим свою перспективность, а там сейчас плотность распространения мультиплексов гораздо выше, чем у нас.

- На Западе абсолютно другой принцип проведения досуга. У них было время воспитать своего зрителя. Тот путь, который кинобизнес на Западе прошел за 20-30 лет, мы в силу объективных причин стремимся пройти за год - за три. Новые проекты у нас запускаются еще до того, как окупятся прежние, а что произойдет на рынке через три-четыре года, прогнозировать сложно.

Кроме того, 20 лет назад у кинофильма практически был единственный путь к зрителю - через кинотеатр. А сегодня кинотеатр - лишь один из таких путей. Сегодня есть и DVD, и Интернет, и бесплатное телевидение, и цифровое телевидение со звуком Dolby, и спутниковое телевидение. К тому же резко усилилось пиратство, которое не только лишает дохода сам кинотеатр, но и, что более важно, приучает зрителя смотреть фильмы дома. И вообще, нельзя сравнивать расходы на развлечения в странах, у которых средние доходы населения различаются в разы. Затраты на строительство кинотеатра на Западе и у нас вполне сопоставимы, средняя цена билета тоже близкая, а вот потенциальное количество зрителей, имеющих возможность потратить 5-7 долларов на билет и 3-5 долларов на кафе в кинотеатре, несопоставимо.

В этом смысле ситуация в Петербурге еще хуже, чем в Москве. Средний доход населения у нас в три раза ниже, чем в столице. В то время как население Москвы выросло за последние 10 лет на 25%, в Петербурге оно уменьшилось на 10%, в том числе и за счет той самой активной части молодого населения в возрасте 25-35 лет, которое переехало в Москву. По нашим расчетам, количество российских жителей в возрасте 12-25 лет, т.е. самой активной части кинозрителей, к 2007 году снизится по сравнению с 2003-м на 40%. А ведь это люди, за счет которых рынок кинопоказа и должен расти.