Быстрое кино

К концу этого года число современных кинозалов в Петербурге возрастет в три раза

В ближайшие месяцы в городе откроются целые сети кинотеатров-мультиплексов, в строительство которых компании вложили десятки миллионов долларов. Этот невиданный ранее бум обусловлен тем, что многие проекты, начатые год-полтора назад, сейчас одновременно завершаются. Согласно прогнозам специалистов из компании " Невафильм", уже к концу этого года число современных экранов в Петербурге достигнет 90. Таким образом, в течение одного-двух лет рынок обещает пройти путь от стадии становления до практически полного насыщения.

Хотя, по оценкам компании " Кронверк Синема", в последнее время объем рынка увеличивался не менее чем на 50% в год, спрос на хорошие кинотеатры по-прежнему намного превышает предложение. Сегодня в городе работают 13 современных кинотеатров, оснащенных звуковыми системами Dolby и новыми экранами, а также предлагающих посетителям стандартный набор дополнительных услуг (общее число экранов невелико - 28). Помимо этого в Петербурге есть еще 37 государственных кинотеатров (в форме ГУПов). "Эти предприятия либо совсем не работают, либо находятся на грани банкротства, выживая исключительно за счет дотаций, - рассказывает Эдуард Пичугин, директор компании "Эпос", управляющей сетью кинотеатров "Кронверк Синема". - Бизнесом их назвать нельзя".

Сложившаяся ситуация, считают участники рынка, весьма благоприятна для инвестиций. И бизнес старается не упустить возможность выгодно вложить деньги.

Реанимация в два этапа

Первый этап становления рынка кинотеатров Петербурга начался в 1996 году, с открытия на Невском проспекте "Кристалл-паласа". Новый кинотеатр полностью изменил представления горожан о кинопоказе, предложив принципиально иной, чем в советские времена, уровень сервиса. В "Кристалл-паласе" были установлены новейшие проекционные и звуковые системы, обеспечивающие более высокое качество просмотра. Петербуржцы оценили усилия инвесторов, превративших кинотеатр из простого просмотрового зала в развлекательный комплекс. Затраты очень быстро окупились, и бизнес увидел перспективы нового рынка. Вслед за "Кристалл-паласом" стали модернизироваться и другие кинотеатры, открывались новые (см. "Эксперт С-З" 13 от 1 апреля 2002 года) - "Аврора", "Баррикада", "Ленинград", "Колизей", "Мираж Синема", "Джем-Холл".

Вторая волна инвестиций пришлась на середину 2002 года. Именно тогда многие компании впервые после кризиса 1998 года стали проявлять интерес к кинопоказу. "Мы начали присматриваться к этому рынку еще с 1997 года, - рассказывает Вячеслав Рыжков, вице-президент компании "СТЭК", которой принадлежит открывшийся в мае прошлого года кинотеатр "Новый рубеж". - Если бы не дефолт 1998 года, мы вышли бы на рынок гораздо раньше". Пик инвестиционной активности пришелся на 2003 год. К этому времени на рынке появилось еще несколько крупных игроков.

Пришли тяжеловесы

Самым крупным игроком петербургского рынка является сеть кинотеатров "Кронверк Синема" - совместный проект ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург"" и Министерства культуры РФ. К настоящему времени этой сети принадлежат два действующих кинотеатра - двухзальный "НЕО" на Васильевском острове и открывшийся в конце прошлого года пятизальный кинотеатр в торговом комплексе "Заневский каскад" у станции метро "Ладожская". По словам Эдуарда Пичугина, к началу лета 2004 года компания намерена открыть в Петербурге еще четыре мультиплекса - "Норд" (шесть залов), "Меркурий" (восемь залов), "Академический" (пять залов) и семизальный "Балканский". Всего же в течение ближайших полутора лет "Кронверк Синема" планирует открыть девять кинотеатров (всего 57 залов) и занять, таким образом, 60% петербургского рынка кинопоказа. Объем инвестиций в создание сети - 45 млн долларов.

Свои проекты имеет в Петербурге и московское ЗАО "Синема Парк", акционерами которого являются холдинг " Проф-медиа" и киностудия Никиты Михалкова "Три Тэ" (80 и 20% соответственно). Масштабы деятельности этой компании достаточно велики (планируется построить 12 многозальных кинотеатров в разных городах России) и наш город не является для нее главным рынком. "Для нас Петербург - только один из региональных проектов, хотя и очень важный", - говорит заместитель генерального директора ЗАО "Синема Парк" Кирилл Иванов. По его словам, сейчас у компании есть только один реальный проект в Северной столице - девятизальный мультиплекс "Гранд каньон" (на проспекте Просвещения), который должен открыться в 2005 году.

Главным конкурентом "Синема Парка" в освоении регионов считается компания "Роскинопрокат", учрежденная в 2001 году указом Президента Владимира Путина с целью поддержать отечественное кинопроизводство. Компания планирует построить сеть кинотеатров по всей стране. В Санкт-Петербурге "Роскинопрокат" представлен пока одним проектом - девятизальным кинокомплексом в торговом центре "Пик" на Сенной площади. Кинотеатр планируется открыть до конца 2004 года.

Вместе с торговлей

Толчком к развитию кинотеатров в Санкт-Петербурге стало активное строительство крупных торговых комплексов. Ввиду явного спроса на хорошие кинотеатры, владельцы торговых центров еще на стадии разработки проектов значительную часть площади начали отводить под мультиплексы.

Впервые в Петербурге эта идея была реализована при строительстве кинотеатра "НЕО" в рамках совместного проекта холдинга "Адамант" и Банкирского дома "Санкт-Петербург". Кинотеатр открылся в конце 2002 года на Большом проспекте Васильевского острова и расположился в двухэтажной пристройке к торговому комплексу "Балтийский".

В настоящее время в Петербурге на разных стадиях готовности находится около десятка торговых комплексов, предусматривающих кинотеатры в качестве "якорных" арендаторов. Для владельцев торговых комплексов главная ценность кинотеатра состоит в том, что он привлекает дополнительных посетителей (как правило, люди ходят в кино с друзьями или семьями). Для инвесторов, вкладывающих деньги в строительство кинотеатров, принципиально важно то, что хозяева крупных торговых комплексов располагают свои предприятия на территориях, близких к транспортным узлам, наиболее выгодным и для кинотеатров. Кроме того, сооружение кинозалов в помещении торгового комплекса значительно дешевле строительства кинотеатра в отдельном здании.

Новая философия

Главной тенденцией второго этапа развития этого рынка стало появление многозальных кинотеатров - мультиплексов с числом экранов более трех. Целесообразность такого формата обусловлена рядом факторов.

Во-первых, наличие нескольких залов дает возможность поддерживать более разнообразный репертуар, благодаря чему охват аудитории у мультиплекса во много раз выше, чем у однозального кинотеатра. Демонстрация фильмов в мультиплексах происходит в режиме non-stop - сеансы начинаются каждые 15-30 минут. Один и тот же набор фильмов крутится целый день, и у посетителей есть возможность выбрать удобное время просмотра и цену (она зависит от времени суток).

Во-вторых, исследования, проведенные еще в конце 70-х годов западными специалистами, показали, что наиболее комфортно зритель чувствует себя в зале, где одновременно с ним находится не более 100 человек. Результаты этих исследований положены в основу новой концепции кинопоказа. Посетители мультиплексов за ту же цену, что и в традиционном кинотеатре, получают услугу совсем другого качества.

В-третьих, мультиплекс способен предложить посетителям помимо кинопросмотра целый комплекс развлечений, что полностью соответствует новой философии бизнеса кинотеатров. "Кинопоказ в чистом виде мало привлекателен с коммерческой точки зрения, - считает Вячеслав Рыжков. - Это объясняется тем, что самой по себе услуги просмотра кинофильма посетителю мало". С этим согласен и Эдуард Пичугин: "Во всем мире на дополнительные услуги приходится от 40 до 60% валового сбора". По этой причине хозяева мультиплексов стремятся максимально расширить ассортимент таких услуг, превращая кинотеатры в развлекательные комплексы. Помимо обычных баров и заведений быстрого питания в мультиплексах появились залы игровых автоматов, казино и рестораны.

Необходимость совершенствовать сервис обуславливает еще одну тенденцию, проявившуюся в процессе развития рынка кинопоказа Санкт-Петербурга. Бизнес переключился с реконструкции старых кинотеатров на строительство новых. "В 2002 году мы рассматривали возможность реконструкции старых кинотеатров, - рассказывает Кирилл Иванов. - Однако их технические параметры не соответствуют новому формату". Действительно, сделать из такого кинотеатра мультиплекс (а сегодняшний мультиплекс подразумевает уже не три-четыре, а как минимум восемь экранов) затруднительно.

Другим направлением развития рынка кинотеатров Санкт-Петербурга стало активное освоение "спальных" районов города (что во многом связано с развитием рынка торговых комплексов). Пионером этой стратегии (вообще характерной для сетевого бизнеса) в Петербурге стала компания "Кронверк Синема". "Результаты проведенных нами опросов показывают, что 80% посетителей кинотеатра в ТК "Заневский каскад" живут на Ржевке, - говорит Эдуард Пичугин. - Интересно, что большинство из них до открытия торгового комплекса вообще не ходили в кино, а теперь стали регулярными зрителями". Таким образом, удачно разработанное предложение стало стимулировать спрос.

Перспективы

Рынок развивается столь бурными темпами, что уже в ближайшее время минимальная потребность Петербурга в хороших кинотеатрах может быть удовлетворена. В этих условиях действующим игрокам для расширения круга своих клиентов придется проводить более энергичную маркетинговую политику. Отдельные примеры такой политики встречаются на петербургском рынке уже сегодня.

Так, руководство "Кронверк Синема" в качестве экспериментального направления пытается развивать клубную тематику в кинотеатре "Заневский каскад". Новая программа разработана для молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет (по данным компании, это более 70% аудитории кинотеатров) и включает в себя дискотеку с участием профессиональных DJ и различные шоу. Параллельно с этим в течение всей ночи в пяти залах демонстрируются фильмы в режиме non-stop. В итоге посетители одновременно получают клубную вечеринку и репертуар из 15 (по три в каждом зале) наиболее популярных за последний год фильмов. "Задача данной программы - не заработать прибыль (в лучшем случае - "в ноль"), а раскачать основную услугу, - говорит Эдуард Пичугин. - По результатам наших опросов, половина зрителей приходит к нам, изначально заинтересовавшись именно клубной тематикой".

Тем не менее, по оценкам специалистов из "Невафильм", появление большого числа современных кинотеатров приведет к снижению доходов с одного экрана и, как следствие, к увеличению сроков окупаемости проектов (пока что максимальный срок возврата инвестиций в строительство кинотеатра - пять лет) и снижению инвестиционной активности.

Толчок кинопроизводству

По мере насыщения рынка будет обостряться конкуренция между кинотеатрами. При этом главным направлением конкурентной борьбы (при условии, что все игроки занимают одинаково выгодное местоположение) станет повышение качества услуг. Это, в свою очередь, приведет к двум важным последствиям.

Во-первых, новые проекты станут дороже, поскольку конкурировать на насыщенном рынке с уже раскрученным кинотеатром довольно сложно. По данным компании "Кронверк Синема", новый проект способен оттянуть на себя от действующих кинотеатров не более 15% публики. Для успешной конкуренции необходимо предложить посетителям более комфортные условия просмотра фильмов и более широкий спектр услуг. Все это ведет к удорожанию проектов. Во-вторых, с рынка, скорее всего, уйдут традиционные однозальные кинотеатры, поскольку должного сервиса они обеспечить не смогут. В первую очередь эта тенденция коснется оставшихся государственных кинотеатров (преобразование в АО их не спасет) - они неизбежно будут проданы и перепрофилированы. Процесс уже пошел: недавно были проданы "Баррикада" (покупатели - владельцы "Талеон клуба") и "Ленинград" (куплен компанией "Каро Фильм"). По некоторым данным, аналогичные планы городская администрация имеет в отношении "Паризианы" и "Художественного".

Еще одним важным следствием развития кинопоказа станет постепенное возрождение отечественного кино. Сейчас его доля в репертуарах кинотеатров не превышает 6%. Места для большинства российских фильмов в кинозалах пока не находится, поскольку основной доход обеспечивается показом американской кинопродукции. Это во многом объясняется неспособностью (в первую очередь финансовой) отечественных кинопроизводителей выпускать качественную продукцию в достаточном количестве.

Однако потенциальный спрос на российские фильмы, по словам участников рынка, очень высок. Некоторые из них ("Бумер", "Семьдесят два метра" и др.) собирают в кинотеатрах обеих столиц не меньшую кассу, чем голливудские блокбастеры. По прогнозам компании "Кронверк Синема", доля отечественного кино в прокате в ближайшие год-два должна возрасти до 20%, и произойдет это не без помощи крупных игроков рынка кинопоказа.

Санкт-Петербург