Аудиторский город

Петербургский рынок аудита практически насыщен. Зато для консультантов место еще есть

Стремительный рост рынка аудиторских и консалтинговых услуг, отмеченный по всей России (см. "Эксперт" 13 от 5 апреля 2004 года), характерен и для Петербурга. По разным данным, в прошлом году прирост совокупной выручки петербургских аудиторско-консалтинговых компаний составил от 60 до 70%. В полной мере на Петербург проецируются и основные тенденции общероссийского рынка. Клиентов становится больше (за счет увеличившегося числа предприятий, подлежащих обязательному аудиту) и их потребности меняются. Началась агрессивная рыночная экспансия средних аудиторских компаний - они отвоевали значительную долю рынка у крупных аудиторов-консультантов. Наконец, как и на общероссийском рынке, замечено явное "ИТ-вторжение" в область управленческого консалтинга.

Но есть и свои особенности. Во-первых, петербургский рынок аудита развивается в условиях крайнего насыщения (в то время как в целом по России "пространства" для аудиторов еще много). И во-вторых, Петербург остается "аудиторским городом" - если в Москве консалтинговые услуги давно догнали по доле рынка классический аудит, то у нас последний пока явно доминирует.

Мест нет

Почти все эксперты отмечают, что рост петербургского рынка аудита (если отделить от него сегмент консультационных услуг) более качественный, чем в Москве. В столице он во многом обеспечен новыми компаниями, активно заявившими себя на этом рынке (в рейтинге "150 крупнейших аудиторских компаний России" более 20 московских новичков). В Петербурге же новых компаний этого профиля в прошлом году почти не появилось, практически весь прирост обеспечили сторожили рынка. "Нельзя отметить ни появления новых игроков, ни ухода старых, - говорит Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства (ИПП). - При этом рынок аудиторских услуг в Петербурге весьма конкурентен - более 300 компаний конкурируют за незначительный объем заказов".

Действительно, предложение на аудиторском рынке сейчас на 7-10% превышает спрос: по мнению экспертов, об этом, в частности, говорят стабильные цены на услуги и жесткая конкурентная борьба за клиента: предоставление скидок, абонементного обслуживания (это уменьшает стоимость консультационного часа), проведение системного аудита конкретного предприятия, включая углубленный экономический анализ фирмы и консультирование.

Как отмечает руководитель службы юридических услуг компании "ПРИМА аудит" Людмила Данилова, то, что рынок насыщен, видно невооруженным глазом: "В Петербурге аудиторам очень тесно. В этих условиях перспективны лишь те компании, которые имеют давнюю репутацию, предлагают адекватное соотношение цены и качества услуг и весь комплекс сопутствующих аудиту услуг (оценку, консалтинг, автоматизацию, юридические услуги и т.п.), а также не боятся развивать новые направления бизнеса, искать новые ниши".

"В то же время, говоря о насыщении рынка, стоит задаться вопросом: кем он насыщен? С одной стороны, большую часть иностранного и крупного российского бизнеса в области аудита обслуживают известные международные компании. С другой стороны, значительную долю рынка обязательного аудита занимают "карманные" компании, а также компании, которые продают подтверждение баланса без соблюдения надлежащих процедур", - говорит Владимир Романовский.

Генеральный директор компании " Прайм Эдвайс" Денис Химиляйне уверен, что "нездоровая насыщенность" создана как раз многочисленными "карманными" и "недобросовестными аудиторами": "Есть много компаний, которые заявляют о предоставлении аудиторских услуг, но фактически аудиторами (по уровню знаний) не являются. Они используются только для того, чтобы поставить печать на аудиторском отчете, сделанном на скорую руку. Ситуация изменится, когда бизнес будет обязан проводить полноценные аудиторские проверки. И будет делать это не только для налоговой инспекции, но и, например, для потенциальных инвесторов".

Насыщенный петербургский рынок вынуждает аудиторов-консультантов все активнее присматриваться к регионам. Причем первоочередная "точка назначения" - столица.

"Сейчас у ЗАО "ПРИМА аудит" три филиала: в Москве, Петрозаводске и Кирове. А проекты, которые мы ведем географически, простираются гораздо дальше. При этом Москва - особый случай. Мы вышли туда в прошлом году и уже сейчас это для нас настоящий источник роста. Удивительно, но, не занимаясь московским рынком вплотную, не проводя массированной рекламной кампании, мы регулярно получаем массу вариантов для сотрудничества", - рассказывает Людмила Данилова.

"Существенный рост бизнеса питерским консалтинговым компаниям обеспечивает аудит предприятий за пределами Санкт-Петербурга в отраслях, практически не представленных в городе и прилегающих областях", - отмечает генеральный директор " БДО Юникон Северо-Запад" Зорина Мыскова.

Отраслевой принцип

"Теснота" на петербургском аудиторско-консультационном рынке во многом связана и с прочной нишевой ориентацией этого вида бизнеса. Найти свободного клиента вне своей сферы достаточно трудно. Как говорит генеральный директор аудиторской компании МКД Юрий Воропаев, в Петербурге сохраняется ситуация, когда каждая компания имеет свою нишу "и перемещения пока не происходят". Речь, правда, не идет об исключительной отраслевой специализации. Сейчас предложение многопрофильного консалтинга у аудиторских компаний в четыре раза превышает предложение фирм со специализацией по отраслям.

По словам генерального директора компании "Балт-Аудит-Эксперт" Юрия Лаптева, особенно четко прослеживается специализация в консалтинге: "Ряд специализированных услуг можно получить у ограниченного числа фирм. Связано это с тем, что для оказания этих услуг требуется узкоспециализированный персонал и опыт работы в конкретной области, что не так распространено".

""ПРИМА аудит" - компания, которая работает с разными отраслями. При этом мы не отрицаем свои очевидные отраслевые приоритеты. Например, традиционно так сложилось, что у нас много клиентов в судостроении, строительстве и ряде других отраслей. Мы понимаем необходимость ориентировки на отрасль. В рамках подразделений нашей компании создаются группы специалистов, которые будут специализироваться только на той или иной отрасли", - говорит Людмила Данилова.

Новые объекты

Некоторым образом поменять сложившийся расклад сил на рынке может появление новых быстроразвивающихся направлений деятельности аудиторов-консультантов. По словам Юрия Лаптева, "значительное развитие в уходящем году получила услуга оценки. Причем характерной тенденцией на этом рынке стал рост заказов на оценку бизнеса, в том числе для целей слияния, поглощения и продажи".

Еще одной тенденцией этого года стала такая отдельно выделяемая аудиторско-консалтинговыми группами услуга, как защита клиентов в арбитражных судах. Например, у таких компаний, как "АЛКО" и "Центр налоговых экспертиз и аудита", доля арбитража в заработанной выручке стала составлять до 30% полученных доходов. "Сейчас арбитраж - это то, на чем во многом держатся юридические услуги", - подтверждает Людмила Данилова.

"Относительно новым видом деятельности фирмы, получившим развитие в 2003 году, является консалтинговое сопровождение создания и реформирования интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе", - утверждает Юрий Лаптев.

Еще одна точка приложения консалтинга - приватизация ГУПов. "Мы давно работаем с ФГУПами. Как известно, они сейчас готовятся к приватизации, и консультационные услуги на этом этапе им, безусловно, понадобятся. У имущества ФГУПов много проблем. Так что поле для деятельности большое. Судя по тому, как идет процесс приватизации, он будет длиться еще долго. И мы рассчитываем на долгосрочное сотрудничество", - говорит Людмила Данилова.

Непоколебимый аудит

Еще год назад основной движущей силой рынка был увеличивающийся спрос со стороны клиентов на консалтинг. По итогам же прошлого года самый существенный вклад в развитие рынка внес основной вид деятельности аудиторских компаний - собственно аудит. Профильный бизнес опять становится значимым, одна из причин этого - скорый переход российских компаний на новые международные стандарты финансовой отчетности (см. "Эксперт" 13 от 5 апреля 2004 года). Впрочем, по мнению Дениса Химиляйне, деятельность в рамках "проблемы МСФО" выходит за рамки классического аудита: "Это временное явление - помощь аудиторов требуется только на начальном этапе перехода бизнеса на международные стандарты отчетности. Компании скоро научатся решать эту задачу самостоятельно. И фактор МСФО через некоторое время на рост аудиторских услуг влиять не будет".

Интересно, что в Москве консалтинговые услуги (в области стратегического планирования и организационного развития, налоговый и юридический консалтинг, в области финансового управления) уже занимают в структуре рынка равное положение с аудитом. В Петербурге же услуги аудита продолжают держаться на лидирующих позициях в структуре дохода компаний. Доля же консалтинга мала - не более 30%. При этом управленческий консалтинг (все, что связано с реорганизацией бизнес-процессов) находится на последнем месте по спросу. Наибольшим спросом пользуется налоговый и юридический.

"Во многом характер спроса на консалтинговом рынке определяется нежеланием предприятий "открываться" тем или иным консультантам. Именно по этой причине наиболее емкий с точки зрения консалтинга сектор "постановка бизнеса" фактически остается вне рынка консалтинговых услуг", - отмечает Михаил Тимошенко, учредитель компаний "Петроконсалт" и "Консалт-Петербург".

Впрочем, расклад сил будет постепенно меняться. Спрос на услуги консалтинга растет. Например, "ПРИМА аудит" открыла службу финансового управленческого консалтинга около года назад, но уже сейчас планирует только за счет этой услуги увеличить оборот за 2004 год на 10-15%. Более того, многие компании надеются в будущем делать ставку именно на консалтинг. "Что касается аудита, то здесь мы столкнулись с падением рентабельности работ, что делает этот вид бизнеса для нас менее интересным в сравнении с консалтингом", - признается Юрий Лаптев.

Дальнейший рост консалтинга эксперты связывают, в частности, с изменением отношения клиентов к услугам такого рода. Они все чаще требуют выполнения крупных комплексных проектов. Как отмечает Людмила Данилова, характерная особенность сегодняшнего управленческого и финансового консалтинга - переход к конкретным рекомендациям, т.е. современный консультант - это не только генератор идей, но и непосредственный участник процесса реализации собственных рекомендаций: "И сам клиент подходит к нашим услугам более осознанно. Он требует индивидуальной работы, хотя еще несколько лет назад его запросы были в большинстве своем типовые. У клиента уже не приходится долго выяснять, что именно он хочет. Он четко ставит задачи. Он задает вопросы, зная конечную цель. Он, наконец, не требует стопроцентной гарантии, понимая, что мы даем не рыбку, а удочку, чтобы эту рыбку поймать".

Санкт-Петербург