Начало вторжения

Открытие сразу двух крупных частных многопрофильных клиник усилит конкуренцию в верхнем сегменте петербургского рынка медицинских услуг

В первом полугодии 2004 года на рынке частных медицинских услуг Санкт-Петербурга появились два новых игрока - клиники "Скандинавия" и "Международная клиника MEDEM". Это значительное событие для медицинского рынка города. Во-первых, оба лечебных учреждения открываются в давно востребованном формате - это большие многопрофильные центры с элитным уровнем сервиса, предлагающие практически весь комплекс услуг. Во-вторых, они заполнят, целиком или частично, до сих пор пустовавшие ниши. В-третьих, обе клиники в несколько раз превышают по размеру и "пропускной способности" любой из существовавших до этого в Петербурге частных медицинских центров.

Особенно ощутимо появление новичков скажется на так называемой элитной медицине (ценовые сегменты premium и отчасти upper-middle). Именно в этом ценовом диапазоне будут работать новые медцентры, несмотря на некоторое различие в позиционировании (MEDEM в первую очередь нацелен на обслуживание высшего класса петербуржцев и лишь затем ориентируется на верхушку среднего, а "Скандинавия" расставляет приоритеты в обратном порядке). Предполагается, что приход новых участников рынка спровоцирует передел сложившихся клиентских баз и рост конкуренции.

Поделенный сегмент

Как и многие иные рынки услуг, медицинский рынок начал свое формирование "сверху", в первую очередь ориентируясь на обеспеченных россиян. Прибыльный высокоценовой сегмент является наиболее привлекательным для "частников" от медицины.

Первый шаг по пути формирования петербургского рынка элитной медицины был сделан в начале 1990-х годов, когда открылся Американский медицинский центр (АМС). Своей целевой группой он выбрал иностранных клиентов, гостящих и работающих в Петербурге, которые оплачивали медицинские услуги преимущественно через западные страховые компании. Цены за услуги АМС назначил крайне высокие, и поэтому доля российских клиентов была мизерной (тогда еще тонкая прослойка россиян с высоким уровнем доходов неохотно инвестировала деньги в здоровье, предпочитая решать первоочередные проблемы - расширение бизнеса, покупка жилья, машины).

Вплоть до 1999 года АМС являлся фактически единственным игроком этого сегмента рынка. Постепенный рост доходов населения расширил его потенциальную емкость, что привело к появлению сразу двух новых элитных клиник: International Clinic и "Евромед", которые делали ставку на обслуживание как иностранных гостей, так и состоятельных соотечественников. Несколько позднее открылся Британо-Американской медицинский центр, работающий в том же формате.

В обслуживании иностранцев перечисленные клиники до сих пор являются безусловными лидерами - они умеют работать с этой категорией пациентов и практически полностью удовлетворяют спрос. Но в последние три-четыре года развернулась жесткая конкурентная борьба за петербуржцев, желающих получать квалифицированную медицинскую помощь, надлежащий уровень сервиса и комфорта. В конце 1990-х годов в Петербурге появился целый ряд частных многопрофильных клиник ("Оркли", РАМИ им. Пирогова), которые стремились оттянуть на себя российских пациентов. По уровню сервиса, отношению к клиентам, а также по набору предлагаемых услуг они несколько уступали элитным центрам "для иностранцев". Но сильным конкурентным преимуществом новых клиник стали более низкие цены, за счет этого им действительно удалось привлечь часть среднего и даже высшего класса.

Собственно, элитные и претендующие на элитарность медицинские центры различаются в большей степени "сервисной" составляющей. В остальном они похожи: небольшие по площади, "кулуарные" по атмосфере, они предлагают своим 3-5 тыс. пациентов консультации основных специалистов и полное диагностическое обследование на современном оборудовании.

Элитные "прорехи"

Однако на рынке элитной медицины остались довольно обширные лакуны - даже при наличии денег и желания пациенты могли получить в частных клиниках далеко не все услуги и были вынуждены либо лечиться за границей, либо обращаться в государственные и ведомственные медицинские учреждения (такие, как "Адмиралтейские верфи", Военно-медицинская академия, МАПО, ЦМСЧ-122). Благодаря бюджетному финансированию, в последние пять-шесть лет клиники госсектора смогли обзавестись великолепной медтехникой и диагностическим оборудованием, покупка которого была не по карману большинству "частников". Поэтому элитные медцентры направляли туда своих пациентов для проведения некоторых обследований.

Ни одна из частных клиник не делает сложных нейрохирургических, кардиохирургических, онкологических операций. Причина, в общем-то, та же: оборудование (включая реанимационное) и высококлассные хирурги стоят недешево, а количество петербуржцев, готовых платить за операции реальную цену, невелико. Развитие хирургии без обеспечения потока плановых больных не только экономически нецелесообразно, но также бессмысленно с профессиональной точки зрения - не имеющий постоянной практики врач теряет квалификацию.

На рынке не хватало элитных стационаров, еще не было частных роддомов - и этот пробел также восполнялся за счет госсектора. Наиболее активные менеджеры государственных и ведомственных клиник вложили средства в ремонт помещений, в покупку новейшей аппаратуры, в оснащение VIP-палат и начали бороться за удержание выгодных пациентов. "Среди наших экспертов даже прозвучало мнение, что если государственная медицина будет дальше развиваться такими темпами, как в последние два года, то она погубит массовую частную медицину", - говорит Дмитрий Филатов, сотрудник маркетинговой компании BusinessVision.

Адекватный ответ

Несколько лет назад стало очевидно, что частные медицинские центры не удовлетворяют пациентов из-за недостаточной "комплексности", а хозрасчетные отделения государственных и ведомственных клиник - из-за невысокого уровня сервиса, объясняемого менталитетом персонала. "На повестке дня стояло открытие многопрофильной клиники высокого класса, в которой пациенты смогли бы получить полный спектр качественных услуг для всей семьи - от диагностики и лечения до реабилитации", - считает директор по развитию "Международной клиники MEDEM" Игорь Лонч.

Однако адекватно ответить на конъюнктуру спроса рынок смог не сразу. Масштабный проект стоит дорого: ремонт или строительство здания большой площади в центре города, закупка самого современного оборудования, привлечение квалифицированного персонала предполагают многомиллионные вложения. У самих медицинских учреждений таких средств попросту быть не может, а российский немедицинский бизнес мало интересуется проектами со сроком окупаемости в 10 и более лет. Поэтому надежду возлагали на иностранных инвесторов, которые после дефолта несколько лет приглядывались к перипетиям российской экономики.

Наконец зарубежные медицинские компании, уже имеющие опыт работы на петербургском рынке, решились заполнить пустующие ниши. Финские компании Scanfert Oy (которой принадлежит сеть клиник AVA, в том числе "Петербургская "АВА-Петер"") и Mehilainen (владелец одноименной сети клиник) при участии страховой компании "РЕСО-Гарантия" инвестировали 10 млн долларов в строительство многопрофильной клиники "Скандинавия". Практически одновременно был осуществлен другой проект: расширение деятельности и смена названия International Clinic, результатом чего стало выведение на рынок нового брэнда "Международная клиника MEDEM". Основным учредителем является датская International Medical Administration Center Ltd, объем инвестиций оценивается в 20 млн долларов.

По сути обе новые клиники являются ответом на желание пациентов с определенным уровнем дохода получать все услуги в одном месте. В каждой из них будут стоматологическое, педиатрическое, хирургическое отделения, небольшие стационары. Кроме того, клиники предлагают свой "эксклюзив", не представленный до сих пор в элитном сегменте частной медицины. В "Скандинавии" это роддом на 12 VIP-палат. В MEDEM - круглосуточная неотложная хирургия, служба скорой помощи, оснащенная самыми современными реанимобилями, а также первый в городе частный многопрофильный реабилитационный центр.

Немного скепсиса

"Скандинавия" и MEDEM, несмотря на длинный перечень их достоинств, вряд ли с легкостью завоюют рынок. Идея открытия в Петербурге новой многопрофильной клиники, входящей в сеть AVA, появилась еще в 1997 году, и тогда проект был обречен на успех. Из-за дефолта работа над ним была приостановлена, а сейчас входить на рынок будет сложнее - сегмент VIP оказался достаточно занят. Сомнения основаны на простой арифметике: люди с доходом свыше 1000 долларов в месяц, по данным аналитической группы "Эксперт МА", составляют 2-3% жителей Петербурга (100-150 тыс. человек). Количество петербуржцев с доходом 800-1000 долларов в месяц немногим выше (в полтора-два раза). Две новые клиники в совокупности рассчитаны на 210 тыс. посещений в год.

Открывшиеся клиники смогут обеспечить поток клиентов лишь за счет VIP-пациентов, которых удалось "отвлечь" от лечебных учреждений, уже работающих с элитой. Вряд ли перераспределение клиентской базы произойдет без боя - в ход будут пущены все конкурентные преимущества. "Небольшие элитные медицинские центры, скорее всего, пойдут по пути создания "клубных", "бутиковых" учреждений, с акцентом на уникальный сервис и индивидуальность работы с каждым клиентом, чего не смогут обеспечить масштабные клиники", - говорит Дмитрий Филатов. Специализированные элитные клиники - стоматологические, урологические, гинекологические - также готовятся "держать оборону". К примеру, сеть клиник MEDИ, где лечит зубы значительная часть высшего класса, активно развивает в своих учреждениях категорию медицинских услуг общего профиля.

"Очевидно, что создать стабильную клиентскую базу крупным частным клиникам удастся либо за счет пересмотра начальной бизнес-модели (снижение цен и привлечение пациентов из середины и верха среднего класса, организация эксклюзивных услуг), либо посредством сильных маркетинговых ходов", - считает заместитель генерального директора клиники "Скандинавия" к.м.н. Сергей Ануфриев. Например, "Скандинавии" может сильно помочь "родственная" связь с клиникой "АВА-Петер", специализирующейся на лечении бесплодия. Она станет "поставщиком" пациенток в новый роддом, а затем - в педиатрическое отделение новой клиники. MEDEM, по словам Игоря Лонча, возьмется за развитие нового для Петербурга направления - медицинского туризма. Причем рассчитывает получать пациентов-туристов как из-за рубежа, привлекая их невысокими по европейским меркам ценами, так и из российских регионов с неразвитыми рынками медицины.

Неизбежный позитив

Вряд ли у кого-либо из участников рынка вызывает восторг обострение конкуренции. Но для самого рынка, а значит и для пациентов, это несомненное благо. Уже сейчас можно предсказать, что открытие новых клиник приведет к определенным позитивным последствиям. В сегменте элитной медицины начнется настоящая "борьба сервисов". Кроме того, предприятия этого уровня будут вынуждены предпринимать маркетинговые усилия, характерные для более развитых медицинских рынков - вплоть до попытки формировать потребности клиентов. "Большие и маленькие частные медицинские центры будут вынуждены постепенно дифференцироваться - искать свою "фишку", вкладывать средства в развитие специализации", - считает Сергей Ануфриев.

Движение в этом направлении неизбежно ведет к внедрению самых передовых технологий, что значительно повысит планку медицинского рынка Петербурга. Наконец начнется "сползание" цен вниз. Необязательно это произойдет за счет новых клиник: возможно, в средний ценовой сегмент опустится лишь одна из них или некоторые небольшие медцентры. Но в любом случае это даст возможность значительному числу представителей среднего класса получать медицинскую помощь на уровне, который сегодня считается элитным.

Санкт-Петербург