С реформой ЖКХ дело обстоит плохо даже не потому, что Смольный опять (как и в 1997 году) начал с повышения тарифов. Хуже, что других реальных шагов до сих пор не предпринято.
По плану все пять программ реформирования сфер городского хозяйства должны быть рассмотрены правительством до 1 июня. Ответственный за всю реформу вице-губернатор Олег Виролайнен на пресс-конференции, прошедшей в ИТАР-ТАСС 25 марта, публично пообещал, что программы будут представлены уже через месяц. Однако до сих пор нет ни одной из них. Программа реформирования ЖКХ должна была появиться первой, но она еще не рассматривалась даже в Жилищном комитете.
Хотя и концепция реформы существует, да и программа конкретных мероприятий в сущности подготовлена. И то и другое выглядит чрезвычайно привлекательно - такой качественной, хорошо продуманной реформы у нас еще не было ни на городском, ни на федеральном уровне. Тем более обидно, что она остается лишь на бумаге, да и то в виде никем не утвержденных проектов документов.
Понятно, что в администрации идет ожесточенная борьба - консерваторы всеми силами стремятся не допустить слома нынешней системы, а хотят, как обычно, под видом реформы провести решения, выгодные лично им и их партнерам в прикормленном бизнесе. Но инициаторы реформы во главе с губернатором Валентиной Матвиенко должны были это предвидеть (потому что так происходит всегда) и быть готовыми к самым решительным действиям, вплоть до увольнения особо упорствующих. Однако власть ведет себя чрезвычайно пассивно. И это прискорбно.
По опыту предыдущих реформ мы знаем, что настоящее сопротивление обычно начинается на втором этапе - после официального принятия нормативных документов, когда дело доходит до их реализации. Именно на этой стадии проваливались все реформы администрации Владимира Яковлева. Если у команды Валентины Матвиенко не хватает сил и воли даже для прохождения первого этапа, трудно рассчитывать, что ей удастся довести реформы до конца.