О траектории развития

Пятый угол
Москва, 31.05.2004
«Эксперт Северо-Запад» №20 (177)
Понимаем ли мы, что знание - основа основ, источник успеха? Культивируем ли творчество? Стало ли для нас понятие инновации чем-то большим, чем еще одной "фишкой" профанов-политтехнологов? Нет, нет и нет

На днях я присутствовал на лекции, которую прочитал на факультете менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета авторитетный американский специалист по теории стратегического управления и экономической теории фирмы Дэвид Тис. Лекция была прочитана в рамках совместного проекта нашего журнала и факультета менеджмента, суть которого состоит в том, чтобы приглашать в Петербург ведущих экспертов в области менеджмента и дать нашей аудитории возможность получить знание от первоисточника, а не из пересказов многочисленных местных интерпретаторов.

Лекция профессора Тиса произвела на меня глубокое впечатление - именно поэтому, а не ради саморекламы, я решаюсь поделиться впечатлениями от услышанного. Замечу, что так же, как и после первой лекции в задуманном нами цикле (а это было выступление отца современной теории брэндинга Дэвида Аакера), у части аудитории я отметил известное разочарование. Мол, мы это знали и раньше, мол, маловато нового... Что тут скажешь? Действительно, современный мир устроен так, что удержать ноу-хау под контролем совершенно затруднительно. Но задумаемся: вот, к примеру, Антонио Вивальди, "Времена года" - хит всех времен и народов. Не покидает ощущение, что постоянно их слышишь. И верно - все четыре концерта итальянского виртуоза, входящие в цикл, разъяты композиторами-песенниками на составные части, разворованы дотла, затасканы, а затем вбиты в память посредством FM-интервенции. Уменьшает ли это сбывшееся, бесповоротное обстоятельство признанные качества "Весны", "Лета", "Осени", "Зимы"? Ничуть. И досадно слышать обратное.


Федор Гаврилов

Собственно, именно об этом, об эксклюзивном знании, информации, ноу-хау как важнейшем нематериальном активе предприятия и говорил профессор Тис (отмечая, среди прочего, что этот актив несет в себе и проблему: ведь знание можно копировать, а полученный на его основе продукт - имитировать). Не смогу пересказать доклад - надеюсь, вскоре он будет опубликован в одном из петербургских деловых изданий. Попытаюсь сформулировать то, что услышал и запомнил я сам, то, что мне, человеку далекому от экономической теории, показалось наиболее актуальным.

Чрезвычайно актуальным мне показался гимн знанию, убедительно и эмоционально произнесенный американским профессором. Разумеется, он говорил о более строгих вещах, о роли и месте ноу-хау в развитии крупнейших мировых компаний. Что показывает красивый бухгалтерский отчет компании применительно к оценке ее стоимости? Ничего - тому множество подтверждений на всех уровнях бизнеса - восклицал Тис. Чем мерится капитализация нефтедобывающих гигантов, риторически спрашивал Тис. Считалось, что в разведанных запасах нефти. Оказывается, не только - разведанные запасы есть у многих. А вот новое знание, технологии - инженерные, управленческие, коммуникативные и далее по всей производственной цепочке - у каждой компании свои и именно от их количества и качества зависит ее успех в непрерывной конкурентной среде. Именно интеллект приносит сегодня добавочную стоимость.

Менеджмент знаний - новая наука. Знание как актив отличается от других видов активов, не в последнюю очередь потому, что их трудно сохранить. Например, носители эксклюзивного знания - персонал, люди. А люди вольны уходить из компании (в США инженер в среднем меняет место работы девять раз за свою карьеру; это означает, что столько же раз работодатели, вольно или невольно, осознанно или нет, несут убытки). И высшее искусство управления состоит в том, чтобы каким-то образом кристаллизовать, формализовать, конвертировать частное знание сотрудника в уникальный и неразменный капитал предприятия.

Разумеется, для большинства петербургских слушателей проблемы BP, Shell, Intel, IBM и прочих гигантов мировой индустрии, о которых говорилось в докладе, - не более чем забавный пример. Но дело не в масштабе бизнеса - важна суть. Интеллект, с позволения сказать "креатив", способность меняться, адаптироваться - вот истинная основа любого предприятия, его развития, то есть выживания.

Пробегая глазами эти сбивчивые "заметки на полях", вы, может быть, уже догадались, что я-то, слушая профессора Тиса, думал о России и Питере, о наших маленьких и средних бизнесах, частных и государственных, о конкурентоспособности всего городского сообщества, в конце концов. Лектор приглашал применять его подходы в новой экономике, то есть в той экономике, от которой мы в массе своей пока далеки. Но уже сейчас - ценим ли мы персонал как ключевой фактор успеха? Понимаем ли, что знание - основа основ, источник успеха? Культивируем ли творчество? Стало ли для нас понятие инновации чем-то большим, чем еще одной "фишкой" профанов-политтехнологов? Нет, нет и нет.

В свое время большевики победили конкурентов в том числе и потому, что создали ощущение перспективы у огромного множества русских людей. Через 80 лет неэффективный советский политический строй и экономический уклад были отменены жизнью, поскольку не давали большинству людей развиваться. Грустный парадокс, грустная ассоциация с сегодняшним днем, грустный прогноз нашего развития. Среди прочего профессор Тис цитировал топ-менеджера крупнейшей американской IT-компании, который сказал про свой бизнес примерно так: в этой динамичной среде выживают только параноики - слишком быстро все меняется. Увы, мы далеки от этой паранойи, мы слишком здоровы, нормальны. И выжить нам будет непросто.

У партнеров

    Реклама