Своевременная книга

Пятый угол
Москва, 07.06.2004
«Эксперт Северо-Запад» №21 (178)
"Если миллионы людей страдают одной и той же формой психической патологии, это еще не делает их здоровыми"

Начну с китайской мудрости: "Яркие цвета притупляют зрение; красивые звуки притупляют слух; острая еда притупляет вкус. Мудрый ищет пропитания, а не дорогих вещей". Последняя фраза - ключевая. Мудрость эта, судя по всему, придумана в седой древности, но сегодня она актуальна больше, чем когда-либо - к этой мысли я пришел, прочитав книгу "Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру".

Книга выпущена московским издательством " Ультра.Культура", которое специализируется на публикации всего так сказать политнекорректного, а вернее, того, что признается таковым в современной нам России. Характерен слоган издательства "Ультра.Культура": "Все, что ты знаешь, - ложь!" Тут и книги о лечебных свойствах марихуаны, и воспоминания Аллы Дудаевой о муже, и биография Алистера Кроули ... И вот - купленное мною "Потреблятство". Надо сказать, кроме названия (кажется, привнесенного именно в русскую редакцию книги) ничего некорректного в книге нет. Напротив, все написанное представляется исключительно разумным и убедительным... и, натурально, полезным для русского читателя. Вы догадались - книга о том, что мы свихнулись. Свихнулись на покупках. Разумеется, книга о том, как свихнулся на покупках американский, а не русский средний класс. Тем интереснее ее читать, ведь симптомы того же недуга я отмечаю у многих знакомых и милых мне людей из числа тех, кто сегодня мало-мальски зарабатывает на жизнь.

Итак, потреблятство (у них и у нас). Аналогии убойные. У американцев возникла наркотическая зависимость от вещей - свидетельствуют авторы книги. Гигантские торговые центры, моллы - нам такие пока и не снились, но все впереди! - истинные храмы для американского обывателя. Предприниматели строят центры, рекламируют, их открытие обставляется с нечеловеческой помпой. Потребитель не остается равнодушным к тотальному продвижению. Так, в одном из подобных центров в штате Миннесота в год бывает до 40 миллионов посетителей. Исследования социологов показывают, что люди приходят туда купить то, в чем нуждаются, а также - и прежде всего - то, в чем нет необходимости. И именно бизнес, реклама внушают потребителям неизбежность покупки ненужных вещей.

Или вот - о кредитах. В последние недели я постоянно читаю новости с оптимистической интонацией: в России все шире распространяются настоящие кредитные карточки, то есть те пластиковые карточки, которые допускают перерасход средств. Здорово, идем в ногу со временем! Но никто не говорит о том, какую опасность таят в себе эти банковские продукты. Как и кредит вообще. Каждый раз, наблюдая рост числа заемщиков того или иного банка, я думаю - а готовы ли заемщики отдавать долги? Вроде бы статистика показывает, что да, готовы, платежная дисциплина велика. Но ведь это только первая волна кредитов. Дальше условия будут еще легче, удобств при взятии кредита все больше, а деньги еще нужнее... Справимся ли мы с подобной прелестью прогресса?

Примечательно, что по мере роста доходов американцы делают все меньше сбережений - уже много купив, люди продолжают покупать. Зачем экономить? То, что вчера было роскошью, сегодня входит в повседневный быт. Американские примеры, но какие созвучные: на бензоколонке в США можно выбирать из десятков сортов кофе. А ресторан с его привычными счетами? Уверен, что многие нет-нет да вздохнут, посчитав, сколько денег оставляют в нашем динамичном "общепите".

Нам все время продают что-то ненужное. В книге приводится забавный пример - компания собралась в путешествие на велосипедах. Когда кто-то пришел к точке отправки в шортах из обрезанных старых брюк, его пристыдили: у большинства товарищей по путешествию были велосипедные трусы со специальным механизмом для полива спины водой. А я вот на днях покупал триммер, который для травы. На соседнем стенде выставлены аппараты для сдувания осенних листьев с газона. Полезная штука. Ну куда без нее?

Как тут без денег? И конечно, всегда мы находим возможность заработать. В результате в погоне за покупками почти не пользуемся приобретенным. И в Америке, и у нас, чтобы купить дом, надо так много работать, что побыть в уюте этого дома почти не удается. Кстати, еще и потому, что мы не согласны на маленький дом. Уж строить так строить! Отсюда стресс, болезни и, как мы знаем, преждевременный уход из жизни.

Примеры и аналогии можно продолжать. Конечно, мне возразят, что только-только, после многих десятилетий товарного голода, мы дорвались до покупок, и сразу - нельзя. Правильно. Но это не повод расслабляться - после голодовки наваливаться на еду не след, это хорошо известно. И особенно в России - развитые потребительские представления, рост потребления, стимулируя некоторые отрасли промышленности, возможно, тормозят наше развитие в целом. Чтобы потреблять по-европейски (а у нас и стар и млад к этому стремится), и зарабатывать надо по-европейски, а для этого, в свою очередь, и жизнь надо организовать соответственно. Но для нас это хлопотно - и мы просто давим на работодателя, а он на потребителя. И коллективно стимулируем рост потребления за счет роста цен. Растут цены, растут зарплаты, не дремлет инфляция - в результате, как это ни странно, мы не живем богаче, зато становимся менее конкурентоспособны. Кому нужен русский рабочий с европейской зарплатой? Боюсь, никому - как не будет востребован поляк, латыш, эстонец.

Но ведь весь мир так? Что же мы, рыжие? Философ Эрих Фромм ответил на этот вопрос: "Если миллионы людей страдают одной и той же формой психической патологии, это еще не делает их здоровыми". В конечном счете речь идет не о коммунистических запретах и тому подобных девиациях, а о рациональном использовании разных ресурсов и главного, невосполнимого - времени.

Словом, очень своевременная книга. Почитайте - тираж всего три тысячи экземпляров. Видимо, на большое количество чающих протрезвления издатели не рассчитывают.

Новости партнеров

Реклама