Портовый раскол

5 июля 2004, 00:00
  Северо-Запад

Контрольный пакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" приобрела датская компания Jysk Staalindustri. В результате сделки в Петербурге будут конкурировать две равные по силам портовые компании.

Jysk Staalindustri действовала в интересах Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Она купила пакет акций (50% + 1 акция) у компании Nasdor Anstalt. Датчане также приобрели крупные пакеты (по 81%) Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаний, входивших в холдинг порта. Сумма сделки, по данным источника газеты "Ведомости", составила примерно 140 млн долларов.

Как сообщили "Эксперту С-З" в Jysk Staalindustri, сейчас идут переговоры с НЛМК о перепродаже ему контрольного пакета ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". К моменту выхода номера НЛМК может стать его полноправным собственником. Совет директоров порта уже принял решение о прекращении полномочий генерального директора компании Игоря Русу, занимавшего эту должность с начала 2000 гoда. Исполняющим обязанности гендиректора назначен Сергей Вишняков, которого называют ставленником металлургического комбината.

Мотивы НЛМК в целом ясны. В первую очередь петербургский порт нужен комбинату для снижения издержек по транспортировке металлов. Сейчас российские порты сильно увеличивают тарифы на перевалку грузов, а НЛМК планирует перегружать через морские терминалы значительные объемы продукции. Компания, скорее всего, решила пойти по пути "Северстали" и серьезно заняться транспортным бизнесом. Не случайно две недели назад НЛМК приобрел 69,4% акций Туапсинского морского торгового порта.

Важно, однако, заметить, что металлургическое предприятие получило далеко не все активы петербургского порта. Nasdor Anstalt оставила за собой 50%-ные доли в компаниях "Балтийский балкерный терминал" (другим крупным собственником которого является компания "Уралкалий"), "Первый контейнерный терминал" и "Нева-металл" (оставшиеся пакеты этих двух компаний принадлежат "Северстальтранс", входящей в группу прямого конкурента НЛМК). Указанные структуры находятся в составе холдинга Морского порта Санкт-Петербург, контролируя до половины его грузооборота и выручки. Очевидно, что сейчас они фактически выйдут из холдинга и, видимо, будут объединены в рамках нового образования, которое станет прямым и очень сильным конкурентом ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".

Санкт-Петербург