Капитаны ПВХ

Петербургские производители надувных лодок из ПВХ, занимающие 75% российского рынка, намерены увеличить свою долю

Первая российская надувная лодка из поливинилхлорида (ПВХ) - более современного и технологичного материала, чем традиционная резина, была произведена в начале 1990-х годов на берегах Невы. Выпустившая ее компания "Мнев и К" почти пятилетие оставалась единственным серьезным игроком на рынке. Однако в 1998-2000 годах в Петербурге появился целый ряд новых производителей - "Фрегат", "Лидер", "Корсар".

По мнению представителей фирм, высокая концентрация лодочного производства в одном городе предопределялась двумя факторами. Во-первых, близостью к европейскому сырью (ПВХ-ткань, применяемая для изготовления лодочных баллонов). Во-вторых, "под боком" были наиболее перспективные рынки сбыта: быстроразвивающиеся и богатеющие Москва и города-миллионники европейской части России.

В последние годы оба фактора перестали играть определяющую роль. Большинство компаний, как российских, так и мировых, все чаще используют для производства массовых лодок более дешевый корейский материал. Кроме того, значительно выросли доходы, а значит - и запросы жителей северных регионов России и Сибири. Однако исторический расклад рынка сохраняется - почти три четверти надувных плавсредств из ПВХ выпускают в Петербурге. Если амбициозные планы игроков воплотятся в жизнь, то к концу 2005 года "питерская доля" может существенно возрасти.

Надоевшая "резина"

Лет десять назад у российских рыбаков, охотников и просто любителей гребного спорта не было выбора - приходилось покупать лодки из резины. Основные производители резиновых лодок, ярославский завод "Ярославрезинотехника" и уфимский "УЗЭМИК", по сей день продолжают их выпускать в огромном количестве, в целом около 400 тыс. единиц в год. Большой спрос таким лодкам обеспечивают два несомненных достоинства: их небольшой вес, а также цена - гребная двухместная модель обойдется покупателю в 80-150 долларов, моторная, в зависимости от длины, - в 300-900 долларов, что в полтора-два раза дешевле лодок из ПВХ.

"Еще в начале 1990-х, когда мы приняли решение выйти на рынок с новым товаром, было ясно, что прорезиненная ткань не отвечает требованиям времени. Она разрушается под влиянием ультрафиолетовых лучей, не выдерживает сильного мороза, то есть хранить ее в гараже нельзя. После пользования лодкой ее необходимо тщательно просушить и обсыпать тальком, иначе материал сгниет. На ней нельзя установить мощный мотор, предел - 20-25 л.с.", - рассказывает коммерческий директор компании " Мнев и К" Дмитрий Иванов.

Совершенно иными потребительскими свойствами обладает поливинилхлорид. Отечественные производители используют в основном ПВХ-ткань Meller Haku (Германия), Technolen (Чехия), Scantarp (Финляндия), Mirasol и Duratex (Корея). Благодаря особой технологии изготовления (армирование, а также соединение трех или пяти слоев), пластик получается прочным и устойчивым к воздействиям внешней среды. Лодки из ПВХ достаточно неприхотливы: они не боятся ни солнца, ни мороза, могут храниться при температуре от -30 до +40С, не требуют тщательной просушки и пересыпания тальком. На ПВХ-катер соответствующей длины может быть установлен мотор мощностью в 150-180 л.с., позволяющий развить на воде внушительную скорость.

В развитых странах уже не одно десятилетие львиную долю объема продаж надувных лодок обеспечивают изделия из ПВХ (правда, в производстве самых дорогих лодок класса "элит" используется французская прорезиненная ткань, но этот дорогостоящий материал нового поколения не имеет ничего общего с постсоветской лодочной "резиной".) Российский покупатель, неудовлетворенный потребительскими качествами резиновых лодок, в начале 1990-х стал присматриваться к продукции мировых лидеров - французской компании Zodiak, американской QuickSilver, канадской Grand и других. Однако лодки из Европы и Америки поставлялись в ничтожно малом количестве, исключительно под заказ. Растущий интерес на тот период сдерживался чрезмерно высокой для россиян ценой - от 1000 долларов и выше.

Цена победы

Главная ставка "первопроходцев" российского рынка была сделана именно на ценовой фактор. "Мы поняли, что если предложим ПВХ-лодки не худшего качества, чем иностранные фирмы, а по цене, адаптированной к условиям России, то найдем своего покупателя", - говорит Дмитрий Иванов.

Возможность выхода в более низкий ценовой сегмент была обеспечена в первую очередь объективными российскими преимуществами: невысокой стоимостью рабочей силы, электроэнергии, арендной платы.

Помимо этого, петербургские производители постоянно изыскивали пути минимизации расходов. "Мнев и К", "Лидер", "Фрегат" большую часть фурнитуры (клапаны, ручки, рымы, защелки для весел и сами весла) уже изготавливают самостоятельно и на перспективу ставят задачу полного "импортозамещения" комплектующих в собственном производстве.

По-разному решают производители вопрос удешевления производства за счет сырья. "Мнев и К" на первом этапе своего существования, в период острой нехватки оборотных средств, приобретал "второсортный" финский ПВХ. В последние два-три года активизировавшиеся корейские производители предложили мировому рынку поливинилхлорид процентов на 20 дешевле европейского. Новое, достаточно качественное сырье, подходящее для выпуска лодок массового потребления, не относящихся к классу "элит" и не предназначенных для занятий спортом, привлекло многих западных и российских "лодочников".

С корейской тканью уже работают "Мнев и К", "Корсар", питерская компания "Баджер" - торговец рыболовной амуницией и аксессуарами, имеющими "лодочное" направление. В ближайшем будущем собирается последовать их примеру "Лидер". Иначе к вопросу минимизации издержек подошел "Фрегат": он использует исключительно европейскую ткань, но - несколько меньшей плотности, дополнительно проклеивая и укрепляя критичные места лодки.

Усилия петербуржцев по снижению себестоимости принесли ощутимые плоды. Надувные ПВХ-лодки отечественного производства, в зависимости от длины (280-550 см), вместимости (на 2-10 человек), наличия дополнительных комплектующих, стоят от 300 до 3500 долларов, что примерно в три раза дешевле западных аналогов.

Питерский расклад

Во второй половине прошлого десятилетия в Москве и Петербурге появились дилеры мировых компаний. Одновременно российский рынок начали осваивать украинцы, очень активно и успешно занимающиеся производством лодок из ПВХ. В условиях растущей конкуренции петербуржцам стало недостаточно ценового преимущества для удержания ключевых позиций. Необходимо было предложить потребителям ассортиментный ряд и качество не хуже, чем у конкурентов.

Вектор роста ассортимента у всех петербургских компаний был одинаков: они выходили на сцену с двумя-четырьмя самостоятельно разработанными моделями стоимостью 500-1000 долларов, а затем поступательно развивались "вверх", выпуская лодки все более сложной и дорогостоящей модификации. Сегодня они выпускают от 25 до 40 видов лодок, среди которых гребные, моторно-гребные, шлюпки для спасательных служб, байдарки, лодки для сплава по горным рекам. "Наш рынок похож на автомобильный: сначала человек покупает "шестерку", потом "девятку", потом ему хочется иномарку. С ростом благосостояния наши потребители все более требовательны к качеству, внимательнее относятся к наличию дополнительных удобств и уровню комфорта. Поэтому мы разделили серийно выпускаемые нами модели на семь классов: от эконом-класса до лодок с многобаллонным днищем, - отвечающие практически всем потребностям сегодняшних пользователей", - отмечает президент компании " Фрегат" Игорь Дубинский.

Четкая ориентация на конъюнктуру спроса заставила "Мнев и К", "Фрегат", "Лидер" добавить к своей линейке RIB (Rigid Inflatable Boats) - лодки с неразборным пластиковым или алюминиевым днищем и надувными бортами (стоимость - 3000-10.000 долларов). Однако число их не превышает 5% от объемов производства. Для западных любителей морских прогулок RIB очень удобен - катер в собранном виде можно оставить на марине (морской стоянке) и в любой момент он готов к путешествию. Но в России, по мнению производителей лодок, западная мода вряд ли распространится: поскольку инфраструктура неразвита, содержание такого катера обходится дорого.

Третья неотъемлемая составляющая успеха - качество. По этому показателю петербургские компании также вполне конкурентоспособны: в первые годы работы "Мнев и К" и "Фрегат" поставляли свою продукцию в Финляндию, Германию, Австралию, где нашли своего покупателя. Но существенный рост отечественного рынка с 2000 года побудил их отказаться от экспорта. "Иначе нас бы просто разорвало - мы не можем работать на два фронта", - сказали нам в одной из компаний.

Сосредоточение усилий на внутреннем рынке дало хорошие результаты: примерно 20.000 надувных ПВХ-лодок продано в 2003 году по всей России, из них около 16.000 сделано в Петербурге. Оставшееся количество приходится на иностранные компании, украинских производителей (Brig, "Адамант", Haris, Adventure), маленькие российские фирмы, выпускающие по нескольку десятков лодок в год, а также ярославский и уфимский заводы, делающие первые попытки освоения рынка изделий из ПВХ.

Разными тропами

К успеху крупнейшие российские производители лодок из ПВХ пришли каждый своим путем - в Петербурге были апробированы три различные стратегии развития. Первую, которую можно назвать "по аналогии с Западом", предпочли лидер рынка прошлых лет компания "Мнев и К", а также отпочковавшаяся от нее фирма "Лидер". "Мы исходили из того, что ничего принципиально нового в производстве надувных лодок их ПВХ выдумать нельзя. Поэтому за образец взяли изделия лучших западных производителей, оценивали их мореходные качества, дорабатывали и пытались самостоятельно создать технологию производства не худшей продукции", - рассказывает Дмитрий Иванов.

Основное технологическое отличие лодок "Мнев" от продукции мирового лидера - компании Zodiak в том, что последняя использует специальный аппарат для сварки швов, который обеспечивает исключительную прочность соединений. Из-за высокой стоимости сварочного оборудования, а также в силу приверженности собственной технологии российские производители соединяют лодочные швы специальным клеем. В остальном "Мневы" по технологии производства напоминают европейские аналоги. Высокое качество продукции (особенно - более дорогой, из лучших европейских материалов), широкая номенклатура и средние цены обеспечивают "Мневу и К" 30% российского рынка (объем производства - около 6000 лодок в год). Его "идеологический последователь" - компания "Лидер" представлена на рынке гораздо скромнее (1500 лодок в год).

Вторую стратегию, избранную "Корсаром" и "Баджером", можно обозначить как аутсорcинг - их лодки производятся в Корее по моделям, разработанным владельцами компаний. В Петербурге делают лишь деревянную часть изделия: пайолы (сборные полы) и транцы (доски, на которых укрепляется мотор). "Когда в 2000 году мы начинали работать, то просчитали разные варианты производства. И пришли к выводу, что сотрудничество с корейцами - наиболее экономичный путь. Не зря все крупнейшие мировые компании размещают производство лодок массового назначения в Корее", - говорит заместитель генерального директора компании " Корсар" Сергей Пламадян.

К плюсам аутсорcинга относятся значительное снижение сырьевой составляющей за счет закупки материала в непосредственной близости от производства, дешевизна рабочей силы, а также тщательность исполнения операций. По мнению участников рынка, этот путь, несмотря на существенные транспортные затраты, обеспечивает максимальную рентабельность продаж. Но минусы также налицо: из-за географической удаленности производства от рынков сбыта собственник торговой марки не имеет возможности гибко реагировать на колебания спроса.

Благоприятная ценовая конъюнктура (расчеты за сырье и услуги ведутся в долларах, а не в евро) привела к тому, что цены на "корейские" надувные лодки, еще два года назад самые высокие, оказались несколько ниже, чем у других питерских производителей. Это позволило "Корсару" довести продажи до 2000 единиц в год, "Баджеру" - до 500.

Наконец, третья стратегия, которая была выбрана "Фрегатом". Она подходит под определение "полная самоидентификация". "Мы не пошли по пути аналогии с западными образцами. Изучили плюсы и минусы существующих лодок, как они ведут себя на водоемах, и столкнулись с тем, что у потребителей есть претензии к традиционным конструкциям. Например, они достаточно сложны в сборке-разборке, одному практически невозможно подготовить лодку к спуску на воду. Мы разработали стрингеры (усилители пола) принципиально иной конструкции и делаем их не из традиционного алюминия, а из более легкой и эластичной фанеры. Нашу лодку пользователь может собрать в одиночку", - рассказывает Игорь Дубинский.

По его словам, творчески переосмыслен был каждый шаг изготовления лодки. К примеру, "Фрегат" клеит швы не встык, а внахлест, что, по мнению авторов идеи, обеспечивает максимальную тщательность проклейки. Первыми в России конструкторы "Фрегата" углубили лодку за счет надувного фальшборта, а затем освоили выпуск новой модели с надувной аппарелью (носовая деталь, облегчающая спуск и подъем в стоящую на воде лодку). Потребители к новациям привыкали медленно, критиковали "Фрегаты" за "непохожесть". "Но те, кто рискнул опробовать, чем наши лодки отличаются в эксплуатации от традиционных, за следующей, более сложной моделью обращаются к нам", - говорит Игорь Дубинский. В цифрах признание потребителей выглядит следующим образом: за шесть лет "Фрегат" догнал пионера и лидера рынка компанию "Мнев и К" и также выпускает около 6000 лодок в год.

Формулы роста

Оценивая состояние рынка, представители петербургских компаний сходились в одном: настоящей конкуренции они пока не ощущают, так как спрос растет быстрее предложения. Неизвестно, как долго продлится эта свобода, но пока она позволяет всем участникам рынка уверенно говорить о дальнейшем увеличении объемов производства. Правда, в разных направлениях и пределах.

Так, "Мнев и К" намерен расти параллельно росту рынка (10-15% в год). Причем преимущественно за счет увеличения выпуска продукции, сочетающей интересный дизайн с максимальным комфортом и качеством, то есть из верха среднего и верхнего ценовых сегментов. "Лидер", напротив, собирается выпустить на рынок ПВХ-лодку эконом-класса. "За счет перехода на корейское сырье, отказа от лишних деталей, собственноручного изготовления фурнитуры можно выпускать двухместную лодку за 350-400 долларов", - сказали нам в компании. Пока модель такого класса ("голый" баллон плюс транец под мотор) по аналогичной цене выпускает только "Фрегат". Но перспективы роста "Лидера" ограничены возможностями производственных площадей - в ближайшие полтора года их загрузка, вероятно, достигнет максимума (2000 лодок в год).

Наиболее амбициозные и смелые планы у "Фрегата". Выкупив арендованную недвижимость, он занимается ее перестройкой и пристройкой дополнительных площадей, которые, по утверждению Дубинского, позволят уже в следующем году выпустить около 10.000 единиц продукции. Причем увеличение объемов должно произойти во всех классах.

Простой арифметический подсчет дает основания сделать оптимистический прогноз. Если сохранятся темпы роста последних лет и если на рынок внезапно не вырвется новый сильный игрок (а его появления пока ничто не предсказывает), то через год можно будет говорить о повышении доли питерских производителей на российском рынке до 85-90%.

Санкт-Петербург