Питерские корабелы построят ледокол

19 июля 2004, 00:00
  Северо-Запад

Балтийский завод выиграл тендер на строительство дизель-электрического ледокола по проекту " ЦКБ Айсберг" для ФГУП "Росморпорт". Кроме отечественных судостроителей в тендере участвовали финские компании Aker Finnyards и Kvaerner Masa-Yards. По условиям конкурса, его победитель получит от "Росморпорта" опцион на постройку еще одного ледокола.

Подписание контракта состоится осенью текущего года. Первый ледокол завод планирует передать заказчику в ноябре 2006-го. Если в ближайшее время подтвердится заказ на второй ледокол, он будет построен к ноябрю 2007 года. Стоимость линейного ледокола такого класса на мировом судостроительном рынке в зависимости от комплектации составляет 80-100 млн долларов. Предполагается, что "Росморпорт" будет использовать новый ледокол для обеспечения проводок судов в акватории Финского залива.

В России с ее огромными акваториями замерзающих морей (из более чем 80 портов лишь четыре незамерзающих) ледокольное обеспечение определяет бесперебойное транспортное сообщение. Развитие портовых мощностей на Балтике и Дальнем Востоке, планируемый рост грузопотоков по Северному Морскому пути (СМП), реализация проектов "Сахалин" по добыче нефти и газа на шельфе острова требуют серьезного увеличения ледокольных мощностей отечественного флота.

Между тем к 2005 году из шести находящихся в эксплуатации атомных ледоколов четыре выработают ресурс, из семи линейных дизельных ледоколов нормативный срок отработают шесть. Не лучше обстоит дело и с портовыми ледоколами. Государственная программа возрождения торгового флота России предусматривала строительство восьми портовых ледоколов с 1993 по 2000 год. Не было построено ни одного. В настоящее время на плаву восемь принадлежащих государству морских судов такого типа. К 2005 году должны быть списаны по возрасту пять портовых ледоколов.

Без серьезного пополнения ледокольного флота может произойти сокращение пропускной способности как трассы Северного Морского пути (СМП), так и замерзающих портов неарктических морей. Как результат страна будет вынуждена сократить грузопотоки в той части, которая обеспечивается водным транспортом в зимне-весеннюю навигацию.

До недавнего времени пытались решить проблему восстановления ледокольных мощностей, продлевая ресурсы действующего ледокольного флота, а также за счет покупки или бербоут-чартера старых судов у зарубежных судовладельцев. Так, в 2003 году Мурманское морское пароходство приобрело ледокол Arctic Kalvik, построенный в Канаде в 1983 году. Ледокол "50 лет Победы", строящийся на Балтийском заводе, сдача которого планировалась к одноименной дате, из-за проблем с финансированием, скорее всего, будет достроен не ранее 2005 года, т.е. к 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

Эти меры не решают проблему ледокольного обеспечения транспортной инфраструктуры страны, так что строительство новых судов необходимо. Первым шагом к этому можно считать размещение Дальневосточным морским пароходством заказа на строительство двух ледоколов на верфях Kvaerner Masa-Yards (под договор обслуживания морских операций проекта "Сахалин-1" с компанией Exxon Neftegas Limited). Нынешний заказ "Росморпорта", который выиграл Балтийский завод, - второй шаг в том же направлении.

Санкт-Петербург