Новая телефонная парадигма

К решению проблемы очереди на подключение телефона власти Санкт-Петербурга привлекают независимых операторов

Правительство города собирается вплотную заняться проблемой телефонизации города. Рассмотрение "Программы обеспечения телекоммуникационными услугами жителей Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы" правительством Санкт-Петербурга планируется в августе текущего года. Одной из основных целей программы является полная ликвидация очереди на подключение телефона в Санкт-Петербурге. Как утверждают в администрации, это первая такая программа в России. Другое новшество - наравне с городским телефонным монополистом в этом процессе будет участвовать и негосударственная структура.

Возникновение программы наблюдатели напрямую связывают с приходом новой власти в городе, предыдущая администрация не уделяла телефонному вопросу такого внимания. Первое заседание по этому поводу с участием правительства города и Минсвязи состоялось в начале декабря. По свидетельству очевидцев, выступавшая на нем губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко в достаточно жесткой форме указала на важность данной социальной проблемы и обрисовала временные рамки ее решения - ближайшие несколько лет.

Вскоре была создана рабочая группа, которая в конце прошлого года приступила к разработке "Программы обеспечения..."

Город и связь

В рабочую группу вошли представители правительства города, Комитета по информатизации и связи, СЗТ, а также компании " Петербург Транзит Телеком" (ПТТ) и ее акционера - холдинга " Телекоминвест". Появление двух последних здесь не случайно. Практически одновременно с принятием в Смольном решения о начале борьбы с телефонной очередью, ПТТ и "Телекоминвест" объявили о создании проекта "Линия 1" - программе телефонизации новостроек. Такое совпадение вышло непреднамеренно - "Линия 1" разрабатывалась с лета 2003 года. Тем не менее город сразу же предложил ПТТ войти в состав рабочей группы.

Как сообщил председатель Комитета по информатизации и связи администрации Санкт-Петербурга Сергей Жданов, роль города в этом процессе - координирующая, в частности, подведомственный ему комитет будет являться представителем заказчика и координатором городской программы. Кроме того, город намерен вложить средства в телефонизацию. Правда, первые деньги - около 180 млн - будут выделены из городского бюджета только в 2006 году. Так что первоначальная и основная нагрузка ляжет на плечи частных операторов - они инвестируют гораздо больше средств, чем город. Так, при старте "Линии 1" было заявлено, что общая сумма инвестиций составит около 40 млн долларов, которые в основном пойдут на создание инфраструктуры связи. Как сообщили в пресс-службе СЗТ, общий планируемый объем капитальных вложений на реализацию четырехлетней программы составит ориентировочно около 2,8 млрд рублей из бюджета компании.

Все те сооружения, которые будут построены за счет города, останутся в его собственности - т.е. в ведении Комитета по управлению городским имуществом. Согласно законодательству, город имеет право сдавать свое имущество в аренду эксплуатирующей организации, в качестве которой выступит СЗТ.

Однако, судя по высказываниям чиновников, основным достижением программы можно считать возможность объединения ресурсов города и компаний СЗТ и ПТТ для решения проблемы телефонизации города. Согласно планам, очередь на подключение, насчитывающая в настоящее время 60 тыс. человек, должна исчезнуть уже в 2006 году.

Немного расчетов

До 1981 года понятия телефонной очереди в СССР не было - телефоны устанавливались по ходатайству предприятий. Начиная с 1981-го предприятия связи стали регистрировать ГОУТ ("Городская очередь на установку телефона"), согласно официальному определению, это - перечень граждан, зарегистрированных на территории города, не имеющих доступа к телефонной сети общего пользования, подавших заявление и состоящих на учете оператора более шести месяцев. До дефолта 1998 года очередь медленно, но сокращалась. Однако с 1999 года и по сей день она растет (динамика составила в общей сложности 19,5 тыс. человек, или почти 50%), превысив к началу текущего года 59 тыс. человек. Что в общем-то и неудивительно, если учесть, что уровень тарифов на местную связь не только не дает компании развиваться, но зачастую даже убыточен. По подсчетам "Связьинвеста", реальная стоимость обслуживания одного телефонного номера в месяц составляет около 11-12 долларов, однако абонентская плата в Петербурге равняется 130 рублям - менее половины требуемой суммы.

До административной реформы тариф устанавливал МАП России, теперь - Федеральная служба по ставкам РФ. Для обоснования изменений в тарифах местные монополисты должны предоставить антимонопольному ведомству данные о доходах/расходах на услугу, инвестиционный план и другую финансовую информацию. Как правило, операторы просят довести стоимость тарифа до такого уровня, когда доходы по услуге местной связи могли бы превысить расходы. Практика показывает, что регулятор обычно дает чуть меньше и придерживается оговоренных с правительством процентов роста тарифов, которые увязываются с прогнозом на уровень роста инфляции и ВВП в стране.

В Санкт-Петербурге во всех филиалах ОАО "Северо-Западный Телеком" расходы на местную связь в настоящий момент не покрываются доходами. Исключением является филиал "Петербургская телефонная сеть", где доходы превышают расходы, но незначительно.

Частный опыт

У города уже есть опыт привлечения частного оператора для решения проблемы телефонизации. В 1997 году между ОАО "Петербургская телефонная сеть" и компанией "ПетерСтар" был заключен договор, по которому частный оператор взял на себя обслуживание частных абонентов Васильевского острова. Абонентов обслуживают по действующим тарифам СЗТ.

Компании "ПетерСтар", которая до этого работала только с корпоративными клиентами, пришлось пойти на создание специального абонентского отдела. Опыт такого сотрудничества города и частного оператора можно оценить как положительный - сейчас в этом районе полностью ликвидирована телефонная очередь.

Текущая ситуация

Говоря о существующей очереди на подключение, специалисты разделяют проблему на несколько частей. Первая - это очередь в старых районах, где в основном требуется установка нескольких номеров на один дом. Основные трудности связаны с тем, что кабельные сооружения в этих районах построены давно и их ресурсы исчерпались, т.е. подключить новые телефоны невозможно. Кроме того, здесь установлены устаревшие декадно-шаговые станции, которые тоже не позволяют расширить номерную емкость. Получается, что оператору, для того чтобы организовать новые номера, необходимо не только проложить новые коммуникации, но и установить новую АТС. При этом построенная станция должна иметь номерную емкость не менее 1 тыс. номеров.

Другая, совершенно особая часть - это новые районы. Сейчас город охватил строительный бум и основной оператор связи - СЗТ - не успевает строить телефонные станции. Долгое время в городе вообще отсутствовало согласование планов застройки и ввода телефонных мощностей (сейчас это взаимодействие осуществляется в рамках рабочей группы, которая использует программу по обеспечению телекоммуникационных услуг). На данный момент очередников из новостроек - около 15 тысяч.

Третья часть - телефонизация удаленных районов. Часто они бывают еще и малонаселенными, что увеличивает потенциальные затраты на телефонизацию. Сейчас таких населенных пунктов насчитывается 35, в частности Парголово, Левашево, Ново-Девяткино, Горелово, Ломоносов, Шушары и др. На начало года числилось более 9 тыс. заявлений на установку телефона в этих районах. Прогнозируется, что к 2008 году к ним прибавится еще около 3 тыс. Организация одного номера в удаленных районах в среднем обходится в 830 долларов, в некоторых местах эта цифра достигает 1200 долларов. Общая сумма затрат на строительство и модернизацию линейно-кабельных сооружений в перечисленных населенных пунктах оценивается в 286 млн рублей, т.е. около 10 млн долларов.

Когда разницы сходятся

Программа компании ПТТ "Линия 1" в первую очередь рассчитана на телефонизацию новостроек. "Нас интересуют все виды строящегося жилья - от типовых домов до элитных жилых комплексов. В рамках проекта мы предоставляем не только цифровую телефонную связь, но и высокоскоростной доступ в Интернет, цифровое телевидение (по технологии TV over IP). Сеть компании включает 7 транзитных коммутаторов, 11 АТМ-коммутаторов, 7 серверов доступа. С городской телефонной сетью ПТТ связывают более 3 тыс. трактов по 2 Мбит/с. Протяженность волоконно-оптической сети ПТТ - больше 500 км. В рамках проекта "Линия 1" до конца 2008 года планируется задействовать 100 тыс. новых номеров", - сообщил коммерческий директор ПТТ Антон Колпаков.

Бизнес-модель ПТТ достаточно проста, но эффективна - это практически единственная в городе компания, которая располагает собственной номерной емкостью (у СЗТ согласно лицензии более 4 млн номеров, однако монтированная емкость сети не дотягивает и до 3 млн). Поэтому она может продавать ее фактически по себестоимости (как раз по этой причине остальным частным операторам подключение жилых домов по тарифам СЗТ неинтересно), и соответственно работа с частными абонентами не является для нее убыточной. Срок возврата инвестиций ПТТ - пять лет.

Кроме того, ПТТ, в отличие от СЗТ, помимо услуг телефонии предоставляет дополнительный сервис (доступ в Интернет, цифровая телетрансляция), который по факту является более прибыльным для компании. В апреле ПТТ телефонизировал первый дом, а сейчас началось подключение абонентов в пяти домах в Приморском и Красносельском районах (общее количество квартир - 1,5 тыс.). По словам Антона Колпакова, треть из подключенных абонентов подписались также на услугу доступа в Интернет. "Это гораздо больше, чем мы ожидали", - сообщил он.

Тарифы на телефонию ПТТ установил такие же, как и СЗТ. Разница лишь в первоначальной стоимости подключения - у ПТТ она составляет 9 тыс. рублей (эта сумма взимается либо с застройщика, либо непосредственно с жильца), у ПТС она колеблется от 4 до 12 тыс. рублей - в зависимости от технических условий, близости к существующим узлам и т.п.

Жизнеспособность бизнес-идеи, основанной на предоставлении частным абонентам комплексных услуг - доступа в Интернет, телефонии, телетрансляции и т.д., доказывает московский опыт. В Москве и Подмосковье этим бизнесом занимаются несколько компаний, в том числе и таких крупных, как "МТУ-Информ" (входит в состав недавно созданного оператора "Комстар Объединенные Телесистемы"). По различным оценкам, в первопрестольной насчитывается около 30-40 тыс. квартир, которые подключены к сетям альтернативных операторов. Несмотря на то что доход от них ничтожен (максимум 2-3% в общих доходах), такой пользователь в среднем приносит своему оператору значительную прибыль - около 60 долларов в месяц (из них примерно 20 долларов - это плата за телефонную связь, остальное - оплата интернет-трафика). Риэлтеры говорят, что наличие в новых квартирах готовой инфраструктуры связи становится непременным условием, которое выдвигают покупатели недвижимости. Как показывает практика, петербургский рынок телекоммуникаций повторяет московский с опозданием на пару лет.

Санкт-Петербург