Вектор свободы

По количеству яхт на душу населения можно судить не только о благосостоянии страны, но и о векторе ее развития

Яхта - это так красиво, что даже смерть под парусом - гимн прекрасному. А уж если жизнь, если алые паруса, если ветер попутный, да даже если мертвый штиль, если чайки дурноголосые, а в небе - небольшая звезда по имени Солнце, то это просто счастье. Без всяких "но", "хотя" и "все же". Яхта - это абсолютная зависимость от природы со всеми ее стихиями и единственно дающая ощущение подлинной свободы. В том числе и свободы слова. Не нравится тебе президент твоей страны - расправляй паруса - и в открытое синее море! Посудите: самые свободные народы вечно стремились в море и самые старые демократии на планете родились именно в морских державах - Голландии, Англии, Франции. Потому что нет правды на твердой земле, и только в море все подвластно твоей воле - по милости богов, разумеется. А Россия? Когда еще шестая часть суши знавала такой подъем, как при Петре Первом, окно прорубившем, флот построившем, брега морские для державы отвоевавшем? Нет, никогда человек, привязанный к земле и не бросавший вызов волне, не построит свободной страны. Даже Христос и тот самых верных своих учеников нашел в море - среди рыбаков, воспитанных под парусом вольным ветром и мудрыми звездами. А благосостояние страны уж точно проще всего проверять по тому, сколько парусов в ней приходится на душу населения.

Каждой семье - по парусу

С этим у нас все не здорово. Вроде бы и морей кругом залейся, а никто в эти моря-озера не спешит. Вот соседка наша Финляндия - там на шесть человек (включая стариков и детей) приходится по одному плавсредству (разумеется, маломерному). То есть практически в каждой семье есть адекватное средство индивидуального перемещения по водной поверхности. А в буквально залитом со всех сторон водой Петербурге знаете, сколько? Позорная цифра... Одна посудина на 25 тыс. душ. Из них почти две трети - так называемые катера с подвесным двигателем мощностью до 50 л.с. Вы их видели, эти катера? Ржавые консервные банки с пропеллером, как у Карлсона.

Нет, не там мы ищем национальную идею. То есть Москва-то пусть ее ищет где угодно, а вот Петербургу эту идею и искать не нужно. Она вот она - каждой семье по парусу! И все в море. На маневры. Как и завещал основатель. Представляете, как бы это было красиво и во всех отношениях полезно? Да любой инвестор, разглядев такое благолепие, разве бы сомневался, стоит ли вкладывать деньги в наш город? Да он бы жить сюда переехал вместе со всеми своими инвестициями, офисами и банками.

Есть такая солидная европейская контора TACIS, консалтингом занимается; провела она исследование под названием SUPORTNET RUSSIA и сделала следующий вывод, на наш взгляд, необычайно, если не сказать чересчур, оптимистичный: через пять-семь лет общее число потребителей услуг и товаров в отрасли яхтенно-катерного туризма на Северо-Западе Российской Федерации может приблизиться к 100 тыс. человек, а активный флот возрастет до 6,5-7 тыс. единиц. Вот такой прогноз. Самое забавное, что он настолько же реален, насколько и виртуален.

Казалось бы!

Казалось бы, действительно, кругом вода - "плавай, не хочу". Но не плавают. "Плыть-то некуда, - очень просто объясняет этот нехитрый феномен Александр Морозов, генеральный директор компании Morozov Yachts. - Несмотря на то что воды кругом много, залив у нас мелкий и в одном дне хода от Петербурга нет практически ни одной гавани, в которой можно было бы оборудовать марину" (марина - стоянка для яхт и катеров). Смотрим на карту. И выясняется, что не обманывает судостроитель. Фактически, единственный пункт назначения - Кронштадт с его фортами, больше нигде не причалить. Но сколько можно плавать в Кронштадт, он уже у всех поперек горла стоит. На север - ближайшая приличная гавань в Выборге. Многие с удовольствием плавали бы в Финляндию, но с этим пока море проблем, и, как выясняется, не только визовых.

Есть еще Ладога, но Ладога - отдельная песня. Во-первых, на яхте туда не пройти, лишь на катере, то есть пройти можно, но только ночью, когда мосты разведены, а за это придется выложить кругленькую сумму, около тысячи долларов - слишком "сердито", согласитесь, для прогулки на яхте. Во-вторых, не близко, а портов, марин и хоть какого-то намека на инфраструктуру на Ладоге нет даже в проекте, при том, что береговой рельеф тому благоприятствует. Ну ив-третьих, Ладога - озеро на любителя, слишком уж оно коварное, без серьезных навыков туда лучше не соваться.

"У нас на яхтенные прогулки приходится не более одного процента всех заказов, - делится информацией генеральный директор туристической компании " Астра Трэвел " Алексей Соколов. - То есть такую услугу мы предоставить можем, но даже не предлагаем. Пока популярностью пользуются только прогулки и экскурсии на плоскодонных двухпалубных теплоходах. Для яхт и катеров начисто отсутствует инфраструктура, и какой-то перспективы в этой сфере мы не видим".

Природа минус государство

Таким образом, с одной стороны, природа обделила петербургскую акваторию рельефом берега и дна, с другой - история обделила Россию культурой паруса, скажем так. И никто никогда никаких денег в яхтенную инфраструктуру у нас не вкладывал. А по данным той же TACIS, в модернизацию существующих и строительство новых яхтенных портов в Петербурге и области в ближайшие три года потребуется инвестировать 20-50 млн у. е. И опять - вроде бы не самые большие деньги, но вложения эти, как показывает опыт других стран, окупятся не раньше, чем лет через десять. Местный бизнес, ясное дело, таким букетом не заманишь.

Всем в петербургском яхтенном мире хорошо известный Андрей Березкин, начальник отдела морского и водного туризма Санкт-Петербургского туристско-информационного центра, честно вам скажет, что вдувать деньги в паруса наше государство резона пока не видит. Логика простая - на круизных судах и паромах в город приходит более 300 тыс. человек. Если принять тысячу иностранных яхт (а это уже в три раза больше, чем сегодня), то это будет в лучшем случае 5 тыс. туристов. Они погоды городскому бюджету не сделают. Так что на сегодняшний день российский яхтинг развивается за счет частных денег. И это правильно. Какого черта ждать государство. Государство под парус не поставишь.

Любляна - не Любляна

Вообще, все специалисты в унисон утверждают две вещи. Первое - яхтенно-катерное дело в Петербурге развиваться будет. Обязательно будет. Тому пример - первая настоящая марина на Каменном острове, полностью отвечающая европейским требованиям. Второе - особого развития яхтинг у нас не получит. Ну, не получит, и все. Климат не тот, залив мелкий, инфраструктуры нет, грустно даже все перечислять. Очень хочется на яхте-катере покататься? Купил билет за 300 евро - и в Хорватию, Словению, Францию, Германию - плавай, отдыхай, наслаждайся хоть круглый год. Аренда прекрасного четырехместного катера на неделю обойдется от 1000 до 2000 евро, в зависимости от сезона и класса катера. Не больше. Яхта - немногим дороже. Ну и зачем после этого вам яхта в Петербурге? Хочется свою иметь? Покупайте в той же Словении, пусть себе там стоит на приколе, захотелось поплавать - чемодан, вокзал, Любляна...

Против этого железного аргумента есть одно тонкое "но". Иногда в Любляну не хочется. Бывает, даже в Ниццу с Женевой не хочется. Иногда хочется без чемодана и вокзала - просто доехать до Каменного или Петровского острова, заправиться, оправиться - и вперед. Просто так, на рыбалку, на денек, максимум на два, но сразу. Потому что стоит пару раз захлебнуться морским ветром, и эта зараза уже в крови. Есть еще и другая зараза - мода. Это, конечно, больше про Москву, чем про Петербург. Подмосковные водохранилища видели в последнее время? Без слез умиления на это смотреть невозможно. Огромные "принцессы" по миллиону каждая - со спутниковой связью, ванными комнатами и роскошными каютами из беспардонно ценных пород нерусского дерева - ползают косяками по катастрофически маленьким водным просторам со скоростью один узел. Но ведь ползают - при всей сомнительности подобного удовольствия. Потому что модно. А что такое мода? Это излишек денег. Будут лишние деньги - будет мода. А будет мода - все наплюют и на климат, и на мелкое дно, и на отсутствие инфраструктуры. Потому что инфраструктура появится быстро, да и дно, почему-то мне кажется, неожиданно станет глубже...

Физики и лирики

В советские времена в Петербурге действовало около дюжины яхт-клубов и несколько детских спортивных школ. Финансировались они главным образом профсоюзами городских предприятий и функционировали вполне достойно. Структура рухнула вместе с империей. Причем в отношении яхтенного дела очень ярко дала о себе знать социальная составляющая. Основной контингент любителей парусного дела в Союзе составляли представители среднего класса из технической и творческой интеллигенции, так называемые физики и лирики. Этот социальный слой оказался, как известно, в ряду тех, кто больше всего пострадал в 90-е годы.

Соответственно, подлинное возрождение яхтинга в Петербурге можно было бы связывать именно со становлением среднего класса. Схема простая - сначала надувная лодка, затем катер, затем комфортабельный катер, затем круизный катер, а потом и яхта. Причем, судя по тому, как мы развиваемся, этот путь может быть проделан в ближайшие лет десять - то есть в несколько раз быстрее, чем в странах Западной Европы.

Однако в реальности все несколько сложнее. И дело даже не в том, что нарождающийся петербургский средний класс пока мелок, как Финский залив, и ему не до яхтинга. Дело в том, что у парусной культуры должен быть серьезный корпоративный покровитель - изначальные капиталовложения в подобных сферах осуществляет высший класс. В советское время таким корпоративным покровителем являлось государство в лице профсоюзов. Сегодня же справедливо делать расчет на бизнес-элиту.

Банкиры против нефтяников

А вот это действительно самый реальный сюжет! О чем речь? Речь о корпоративных гонках. Строятся яхты на деньги тех же банков, нефтетрейдеров и прочих акул капитализма, яхты эти становятся корпоративной собственностью, после чего организуются регаты. Команда на яхту набирается, разумеется, из спортсменов, но при желании на яхте во время гонок может присутствовать представитель компании. Хотя главное в этой истории - широкий парус с логотипом. Представляете себе картинку: яхта Промстройбанка, заломив спинакер, на полном ходу обходит вырвавшуюся на старте яхту ПТК и неожиданно на финише уступает четверть корпуса яхте Вэб-инвест Банка... Красота!

Стоимость такой яхты, по словам Александра Морозова, составит 150-170 тыс. долларов. Деньги, конечно, приличные, но для крупного городского бизнеса вполне подъемные, а главное - на кону будет стоять престиж компаний. "А вы что, в гонках не участвуете? Что, денег нет? Неинтересно. Да ладно - слабаки! Смотрите, какая у нас красавица..."

В результате выигрывают все. И яхтенный спорт, и бизнес - реклама от победоносного паруса с логотипом компании приносит колоссальные имиджевые дивиденды. Вот, например, марка Louis Vuitton - банальные чемоданы и саквояжи, а благодаря спонсорству самой знаменитой в мире регаты - привлекательный имидж динамичной компании, главные ценности которой - свобода и чувство красоты. А эти ценности на дороге не валяются. Кроме того, свою фирменную яхту можно использовать не только для спортивных состязаний - корпоративные яхтенные круизы не менее приятный способ времяпрепровождения. Корпоративные парусные гонки, если на них появится спрос, автоматически привлекут необходимые деньги в развитие инфраструктуры и спровоцируют моду на паруса и якоря. А без нее Петербург, увы, будет всегда страдать комплексом неполноценности.

Санкт-Петербург

Если вы - несмотря ни на что - твердо намерены выйти в море на своем индивидуальном плавсредстве, но еще не решили на каком, то можно дать советы следующего свойства. Конечно, скорее всего, ваш выбор падет на катер, более простое в управлении судно. Для него не требуется особых умений и навыков, хватит небольшого стажа автомобилиста. Еще одна причина - катера, как правило, стоят дешевле аналогичных по размеру и комфортабельности яхт. Маленький приличный катер 5-6 м длиной с двумя-четырьмя спальными местами обойдется где-то в 15-20 тыс. долларов, а небольшая более-менее комфортабельная яхта приблизительно такой же длины уже будет стоить как хороший внедорожник. Еще один плюс катера - скорость - дает столь желанное новичкам ощущение превосходства над стихией.Главные аргументы против катера и в пользу яхт следующие. Настоящий отдых на катере практически исключается. Речь может идти лишь о кратковременном удовольствии в режиме "мягкого экстрима", ну и еще о рыбалке. Мягкий экстрим может к тому же обернуться крайне жестким, если на катере возникнут неполадки с двигателем и - одновременно! - связью... В этом отношении яхта выглядит куда предпочтительнее. К тому же ее не болтает, как катер, потому что от яхты туристического назначения требуется не скорость, а комфортность. Идеальный вариант для неторопливого путешествия по рекам и озерам - небольшая шестиметровая яхта-швербот. Научиться управлять яхтой, разумеется, сложнее, чем катером, но все же гораздо проще, чем кажется. То есть на самом деле не намного сложнее, чем автомобилем. Не секрет, что хороший автоинструктор может научить водить машину за неделю, дальше - собственный опыт и навыки, которые приобретаются, понятное дело, всю жизнь. Аналогичная история с яхтами - азами управления можно овладеть и за неделю, а дальше уже все зависит от личного желания, таланта и возможностей. Хотя если вы сами уже не надеетесь встать за штурвал даже маленького швербота, но хотите привить культуру паруса своим детям, лучше их обучать этому искусству заранее - пока кровь горяча и голова светла.