Владимир Кириллов:

"Инвестируя в паевые фонды, не нужно ждать чудес"

Полгода прошло с тех пор, как журнал " Наши деньги" вложил средства в паи инвестиционных фондов управляющей компании "КИТ". Самое время обсудить промежуточные итоги. Для этого мы встретились с генеральным директором УК " КИТ" Владимиром Кирилловым. По ходу разговора выяснилось, что, несмотря на период массовых отпусков и общее падение деловой активности, новостной поток от "КИТа" только усилился. Продолжают открываться представительства "КИТа" в регионах, появился еще один офис в Петербурге - на Большом пр. П.С. Завершилось формирование очередного фонда (" КИТ - Фонд акций второго эшелона"), рассчитанного на долгосрочные, рискованные, но потенциально очень доходные инвестиции. Наконец, пайщики "КИТа" получили возможность взять под залог паев кредит в Вэб-инвест Банке (100%-ной "дочкой" которого является управляющая компания). Такую услугу на нашем рынке еще никто не предлагал.

Но обо всем по порядку.

Мы, как и другие инвесторы, радовались хорошему приросту стоимости паев в начале года. Рост только по итогам февраля - 37% годовых. Однако уже в середине апреля ситуация резко изменилась: по части портфеля, купленной в конце марта, была показана отрицательная доходность и к началу августа мы в целом "ушли в минус". Из пяти фондов, которые присутствуют в нашем паевом портфеле, только фонд облигаций обеспечивал стабильный доход. Когда же на нашей улице снова будет праздник?

- Действительно, первые четыре месяца первого полугодия радовали безудержным ростом. Почти все без исключения паевые фонды показывали высокую доходность (как и в прошлом, 2003 году). Может быть, так называемое "ралли" на фондовом рынке и продолжалось бы, но целый набор совпавших событий прервал его.

Первое - это, конечно, напряженность вокруг ЮКОСа. Будущее крупнейшей по капитализации компании неопределенно, и это не может не сказываться на настроении инвесторов. Еще одним фактором нестабильности является слух о возможной ревизии планов по реформированию естественных монополий. В первую очередь речь идет об электроэнергетике, в ожидании реформирования которой многие крупные инвесторы формировали пакеты акций, предполагая на этом заработать.

Наконец, в июне-июле масла в огонь подлила напряженность в банковском секторе. Дефицит денег привел к оттоку средств с фондового рынка и тем самым еще больше обвалил котировки.

Вместе с тем базовые предпосылки, благодаря которым рост рынка происходил в прошлом году и в первые месяцы этого года, никуда не делись. Я имею в виду продолжающийся рост российской экономики, высокие цены на нефть, невысокий уровень инфляции, наконец, проблемы американской экономики (что сказывается на кросс-курсах валют).

Сейчас быстрый рост и падение котировок происходят на фоне небольших объемов торговли. Значит, крупные игроки выжидают, активны лишь спекулянты. Сколько продлится такая ситуация, неясно.

Осень будет показательной и во многом определит динамику следующего года. На рынок вернутся крупные игроки, закончатся парламентские каникулы, появится большая определенность с реформой энергетики, скорее всего, так или иначе разрешится ситуация с ЮКОСом, определятся черты новой политики в банковском секторе. В общем, для движения в ту или иную сторону нужно больше определенности. Хотя я уверен, что рано или поздно рост фондового рынка, обусловленный ростом всей экономики, возобновится.

- Как ваши фонды справились с падением рынка?

- Они показали себя довольно хорошо, явно лучше рынка. Это следствие политики наших управляющих. На растущем рынке многие инвесторы упрекали нас в чрезмерной осторожности. Мы объясняли, что помимо роста происходят и падения, а потому нужна сбалансированная стратегия, которая позволит стабильно зарабатывать в хорошие времена рынка и минимизировать убытки - в плохие.

У многих других управляющих компаний весь рост рынка - это прибыль инвестора, а все падение - его убытки. Поэтому хотелось бы дать рекомендацию инвесторам: заранее выяснять, какова политика управляющих фондом.

В целом последние полгода, на протяжении которых был серьезный рост и глубокое падение, показали, что ничего страшного в таком развитии событий нет. Это обычные колебания на фондовом рынке. К ним нужно быть готовым, осмысленно относиться к инвестированию средств в паевые фонды. Например, фонд облигаций на общем фоне стоит особняком. Что бы ни происходило на рынке акций, какие бы политические события ни портили нервы инвесторам, фонд облигаций потихонечку прирастает, стабильно приносит доход. По результатам первого полугодия прирост стоимости пая составил около 12%, а это, соответственно, 24% годовых. Доходность фонда в любом случае обгонит инфляцию, ставки по депозитам.

Главное: при инвестировании в фонды не стоит ожидать чудес. Нужно правильно распределить свои средства. Если есть деньги, которые понадобятся, скажем, через полгода-год, - это фонд облигаций. В фондах, где присутствуют акции, принципиально более долгий срок инвестиций. Сбалансированный фонд - от года, фонды акций, отраслевые фонды - два-три года минимум. Только тогда можно получить эффект от управления деньгами.

Люди должны спокойно пережидать колебания, подобные нынешним. А если они инвестировали всего лишь на месяц или на два, то поступили неразумно. Нужно было выбрать банковский депозит и не ожидать чудесного превышения доходности.

- А может, нам, например, надо было активно управлять паевым портфелем, перекладывая деньги из фонда в фонд? Когда подобное поведение имеет смысл?

- Например, инвестор может решить, что готов получить большую доходность на более длинном промежутке времени и его больше не устраивает фонд облигаций.

Или, наоборот, инвестор видит, что, выбрав фонд акций, начинает плохо спать, нервно следит за котировками паев и решает, что ему не нужны лишние переживания. Тогда он переходит в фонд облигаций и спокойно зарабатывает себе доходность выше ставок по банковским депозитам.

Инвестор может ориентироваться на свои представления о рынке. Например, многие пайщики совершили обмен паев, когда обострилась ситуация с ЮКОСом. Они посчитали, что акции, скорее всего, в ближайшем будущем расти не будут. Одни переходили в фонд облигаций, другие - в отраслевые фонды, в которых нет "нефтяных" рисков.

То есть для перекладывания денег из фонда в фонд есть две причины: либо инвестор становится более консервативным (или, наоборот, более рискованным), либо его видение рынка меняется. Неправильно поступают те инвесторы, которые начинают играть паями, как биржевые спекулянты. Фонды не предназначены для спекуляций, так как срок обмена паев не мгновенный. Можно просто опоздать, и люди довольно быстро это понимают. Пайщикам не стоит пытаться переиграть управляющих фондом.

- Как во время падения вели себя пайщики?

- В очередной раз подчеркну свою идею: люди не должны переживать по поводу локальных падений рынка, их должен интересовать долгосрочный прирост вложений, минимум от года.

Наши инвесторы очень спокойно восприняли падение. Уверен, причина и в том, что их правильно консультировали. Массовых погашений паев не было, баланс продаж оставался положительным. Количество пайщиков с начала года увеличилось в три раза и в конце июня превысило 5 тыс. человек. Активы фондов выросли на 30% только за второй квартал, причем на падающем рынке. Значит, прирост числа пайщиков продолжается.

- Вы создали новый фонд - "КИТ - Фонд акций второго эшелона". В отличие от других ваших фондов, ориентированных на массового инвестора, новый фонд не открытый, а интервальный. То есть инвесторы смогут купить и продать паи не в любой рабочий день, а только раз в квартал. В связи с чем возникла идея создать такой фонд и почему он именно интервальный?

- На российском фондовом рынке есть дюжина акций - "голубых фишек", на которые приходится 85% всего оборота. Потенциал роста этих акций довольно ограничен. А вот потенциал роста акций так называемого "второго эшелона" - большой. Проблема в том, что сделки с этими акциям могут совершаться от случая к случаю, не каждый день и обороты невелики. В открытых фондах есть правило: доля акций, не имеющих признанных котировок, не должна превышать 15% активов. Поэтому пришлось создать интервальный фонд, в котором доля таких бумаг может достигать 50%.

Идея фонда возникла из-за спроса инвесторов. Они хотят поучаствовать в росте акций, которые мы можем включать в открытые фонды эпизодически либо не можем вообще. Те же акции предприятий металлургии и машиностроения в последнее время росли на сотни процентов в год. Но это бумаги с непризнанными котировками. И мы могли включать их в открытые фонды ограниченно.

"КИТ - Фонд акций второго эшелона" является более рискованным, чем просто фонд акций. Инвесторы готовы сегодня идти на то, чтобы вкладывать "длинные деньги" (минимум на два-три года), рассчитывая на доходность, в разы превышающую ту, которую они могут получить, пользуясь другими инструментами. Такие инвесторы заработают не только на общем росте рынка, но и на переоценке отдельных акций по мере роста экономики и развития фондового рынка.

- То есть, резюмируя: новый фонд предназначен для инвесторов, которые рассматривают перспективу минимум на два-три года и хотят получить гораздо более высокие доходности, нежели могут сейчас?

- Именно - гораздо более высокие. Вот смотрите. Акции стальной группы "Мечел" только за июнь выросли более чем на 590%, "Ярэнерго" - почти на 74%, "Авиастар - Ульяновский авиапромышленный комплекс" - на 60%. Подчеркиваю: за один месяц. А рынок в целом упал почти на 9%.

Так что потенциал у нового фонда высокий, но, правда, для инвесторов, которые готовы вкладываться надолго.

В дополнение мы предложим инвесторам механизм, который позволит им продавать и покупать паи не только во время интервалов (то есть раз в квартал), но и в любой рабочий день. Это будет организовано с помощью компаний-партнеров.