Матвиенко способна на чудо

Сенсационные результаты реформы горзаказа в Петербурге показывают, что в России можно успешно реализовывать даже самые радикальные идеи. Главное условие - первое лицо должно четко демонстрировать команде свою личную заинтересованность в реформе и соответственно реагировать на попытки саботажа

Самое удивительное в нынешней сенсации с горзаказом (см. заметку "Сэкономили" в рубрике "Повестка дня" этого номера) - то, как быстро и сравнительно легко удалось преодолеть саботаж реформы. Мы уже писали (21 от 7 июня 2004 года), что именно саботаж чиновников отраслевых комитетов, не желающих терять привычные кормушки, фактически провалил намерение реформаторов в команде губернатора Валентины Матвиенко сократить воровство на горзаказе и за счет экономии средств покрыть дефицит бюджета. Из запланированных на нынешний год 2,5-3 млрд рублей экономии за шесть месяцев "сберегли" лишь 343 млн. Это вызвало скандал на заседании правительства 2 июня. И за следующие три месяца эффективность системы закупок (доля сэкономленных средств от суммы закупок при сохранении объема и качества заказываемых товаров и услуг) возросла более чем в шесть раз! Если достигнутую эффективность (больше 7%) удастся сохранить, результаты реформы превзойдут ожидания (при эффективности 7% экономия в нынешнем году могла бы дать 4,2 млрд рублей - в 1,5 раза больше планируемой).
Владимир Грязневич

Формально этот результат обеспечили конкурсные комиссии, давшие 84% всей экономии. Однако конкурсы - вовсе не панацея. Их вполне можно фальсифицировать, так что экономии все равно не будет. Так, в прошлом году доля конкурсов (24%) была примерно такая же, как сейчас (25%), однако особого успеха они не принесли (за весь год было сэкономлено в 3,6 раза меньше, чем за восемь месяцев этого года). Главное - чтобы чиновники соблюдали дух реформы даже тогда, когда буква этого жестко и не требует. Потому что невозможно (по юридическим, да и сущностным причинам) так прописать процедуры, чтобы они не давали возможности для лавирования. Особенно много такого рода "лакун" в новых процедурах горзаказа (об этом мы писали в статье "Стена" - 30-31 от 23-29 августа 2004 года).

Однако добиться от исполнителей соблюдать начальственные предначертания непросто потому, что реформы, нацеленные на повышение эффективности власти, лишают кормушек вороватых чиновников, чей бизнес как раз и основан на низкой эффективности государственной машины. А поскольку практически все серьезные реформы в России призваны бороться с этой неэффективностью (из-за которой и возникает потребность в самих реформах), то они и не идут. Главная причина такого положения - пассивность первых лиц (губернаторов и президента), которые одни только и могут принудить чиновников играть по правилам.

В свое время зампред КУГИ Александр Лурье в ответ на вопрос, почему не идет реформа управления госсобственностью, утверждал: это происходит потому, что губернатор (в те времена - Владимир Яковлев) не "построил" чиновников. Он должен был собрать всех, кого следует, и сказать: "Вот - такой-то. Если он сказал делать так - вы обязаны делать так. Правительство Петербурга приняло решение проводить реформу. И вопрос обсуждению больше не подлежит. Вы отвечаете за свои направления и за свои коллективы. Если на вас будут жалобы - буду лично разбираться и принимать меры. К вам". Этого, по словам Лурье, председателям комитетов администрации было бы более чем достаточно. Они сразу прекратили бы саботаж реформы. Как свидетельствуют инициаторы петербургских реформ, Владимир Яковлев никогда так не поступал. Потому-то ни одна реформаторская инициатива в городе и не пошла.

Судя по всему, в нынешней истории с горзаказом Валентина Матвиенко соблюла правила игры. На мой прямой вопрос, что сыграло решающую роль в неожиданном успехе реформы горзаказа, ответственный за нее председатель КЭРППиТ Владимир Бланк ответил: "На самом деле все, конечно, решила политическая воля губернатора. Фактически губернатор заставила всех играть по правилам, которые определены реформой. Она ее поддержала. Губернатор всем строго погрозила... Во многом за счет этого и был получен результат". Впервые в новейшей истории Санкт-Петербурга первое лицо серьезно отнеслось к реформе, инициированной его (лица) администрацией (на это не решался даже Анатолий Собчак). И случилось чудо.

Скептики утверждают, что чудес не бывает и все это пройдет. Валентине Матвиенко в конце концов надоест постоянно грозить саботажникам. Однако на такого рода головную боль есть хорошее лекарство - "усекновение главы". Как утверждают знающие люди, достаточно провести демонстративную порку (уволить пару-тройку наиболее нахальных комбатантов), как остальные присмиреют. Самое страшное наказание для нечистого на руку чиновника - лишение должности. Ибо это автоматически означает лишение кормушки. А если он сейчас подчинится и на время умерит пыл, то у него остается гипотетический шанс придумать потом какой-нибудь другой способ набивать карманы.

Надо сказать, проведенная самим Бланком зачистка управления горзаказа в собственном комитете вполне убедительно продемонстрировала эффективность такого метода. Вполне можно распространить передовой опыт на другие подразделения администрации - так сказать, перенести принципы (точнее, понятия) "социального партнерства власти и бизнеса" на взаимоотношения власти с собственными подчиненными. Эффект от такого партнерства наверняка будет не меньший, чем с бизнесом, а скорее - многократно больший.

То, что Валентина Ивановна способна на решительные действия, сомнений не вызывает. Несколько раз она это демонстрировала. Помимо нынешней истории с горзаказом была история с нефтетрейдерами, которых она уговорила-заставила платить налоги в Петербурге. Мгновенно, по бюрократическим понятиям, ликвидировала одиозный ГУП "Управление экономико-правового развития" (помогавший своим клиентам получать заказы при закупках методом "у единственного источника"). Если Валентина Матвиенко войдет во вкус, тогда, может, и другие реформы в Петербурге сдвинутся с мертвой точки.