По мере автомобилизации населения Северо-Запада России (а в одном только Санкт-Петербурге количество автомобилей уже перевалило за 2 млн), заметно увеличивается число любителей путешествовать на своем авто по живописным окрестностям (как ближним, так и дальним), осматривая по дороге местные культурно-исторические и прочие достопримечательности. Владельцы машин - в большинстве своем публика платежеспособная и готовая заплатить за комфорт. Однако этот спрос в значительной мере не удовлетворяется.
Точки роста
Популярность автомобильного туризма специалисты связывают с двумя основными факторами: ростом благосостояния россиян и общим повышением интереса к внутреннему туризму. "Патриотическая" тенденция набрала такую силу, что вынудила, например, петербургских туроператоров внести существенные коррективы в свои рыночные стратегии. "Сегодня все крупные фирмы, большинство из которых сделали себе имя на выездном туризме, достаточно активно занялись внутренним туризмом", - рассказывает Татьяна Гаврилова, директор Ленинградского областного информационно-туристского центра (ИТЦ).
Повышение благосостояния россиян помимо прочего стимулирует бизнес к развитию туристической инфраструктуры. Строятся объекты придорожного автосервиса (бензоколонки, шиномонтажные и авторемонтные мастерские), включая кафе, рестораны, а иногда и мотели. Все чаще попадают в "открытый доступ" ведомственные базы отдыха, пансионаты, горнолыжные курорты. На основе местных достопримечательностей создаются туристические объекты. По мере развития этой инфраструктуры повышается комфортность автомобильных путешествий.
Стоит отметить, что и власти отдельных субъектов СЗФО начинают осознавать, что туризм выгоден, и занимаются информационной раскруткой новых туристических проектов. Показательным примером в этом смысле является Вологодская область, ставшая одним из центров туризма на Северо-Западе. "В глухой угол Вологодской области - Великий Устюг народ повалил, как только тот превратился в "родину Деда Мороза", - рассказывает Иван Сидельников, эксперт рабочей группы по развитию туризма при аппарате полномочного представителя Президента РФ в СЗФО. Однако пока любители колесных туров сталкиваются с немалыми трудностями в реализации своих как познавательных, так и чисто рекреационных потребностей.
Информационный голод
Еще Пушкин заметил парадокс: Россия не слишком известна русским. Сегодня, спустя 200 лет, ситуация изменилась мало, и это напрямую отражается на темпах развития внутреннего туризма. "Отсутствие достоверной информации о возможных местах посещения является главным тормозом в развитии любого вида туризма", - убежден Иван Сидельников. Добавим, что для автомобильного туризма, который не связан со специально организованными программами, информационная проблема актуальна вдвойне. Многие поступающие в продажу автомобильные карты - главное, без чего не обойтись в дороге, - не обновлялись с советских времен, поэтому указанные в них проезды на самом деле могут отсутствовать.
Власти некоторых регионов, например Карелии и Калининградской области, пытаются как-то решать проблему информационного обеспечения туристов, создавая специализированные интернет-сайты, где можно получить более или менее полные сведения о достопримечательностях, местах проживания и дорогах. В некоторых субъектах СЗФО ведется работа по составлению атласов и путеводителей. В большинстве случаев она финансируется за счет средств ИТЦ (там, где они есть - в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях) и региональных бюджетов. Правда, выделяемые суммы более чем скромны. Например, в Ленинградской области, по словам Раисы Карташевой, председателя областного Комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, на создание информационных ресурсов для туристов ежегодно тратится не более 300 тыс. рублей. К тому же выпуск подобной продукции не поставлен на коммерческую основу: в розничную продажу она практически не поступает и распространяется главным образом на туристических выставках.
Бездорожьем по туризму
Состояние дорог, ведущих к объектам туристского интереса, заслуживает отдельного разговора. "Фактически развитие дорожной сети Северо-Запада застыло на уровне 70-х годов прошлого века, когда были завершены все крупные дорожные проекты, - говорит Иван Сидельников. - За последние десятилетия ликвидированы только разрывы транспортных магистралей, построенных еще при советской власти".
Наиболее яркий пример дорожной разрухи - Архангельская область, хотя она считается, по словам местных предпринимателей, "бескрайним полем деятельности для развития туризма". По существу, в области имеется только одна приличная дорога - трасса федерального значения Москва - Архангельск. Но большинство мест, пользующихся спросом у туристов, расположено в стороне от этой магистрали.
Все-таки некоторый прогресс в этой сфере наблюдается - пока, правда, лишь по части восстановления дорожного полотна на территории ряда субъектов СЗФО. Так, в Ленинградской области (очевидно, по случаю возвращения в Россию известной иконы) была отремонтирована трасса Санкт-Петербург - Тихвин, в Вологодской области построена современная магистраль, соединяющая Кирилловский район с областным центром. Впрочем, как отмечает Юлия Лытаева, директор по проектам туристической компании "Загородный отдых", "спрос на активный отдых настолько велик, что даже плохие дороги не отражаются на продажах путевок". А в некоторых случаях и бездорожье может стать своеобразным турпродуктом. Так, в Карелии автотуризм получил неожиданное развитие в экстремальном секторе off-road.
Борода из ваты
Одна из основных проблем - слаборазвитая инфраструктура. На некоторых трассах можно, проехав сотни километров, не встретить ни одной АЗС, тем более мотелей и автосервисов. И если магистрали федерального значения хоть как-то снабжены современными заправочными комплексами, где автомобилисту помимо бензина предложат стандартный ассортимент дополнительных услуг, то на дорогах межрайонного сообщения рассчитывать приходится только на себя. "Даже если автосервис все-таки найдется, местный механик способен в лучшем случае починить трактор, а об иномарке и речи быть не может", - рассказывают автотуристы.
Строго говоря, состояние инфраструктуры зависит от двух вещей: желания бизнеса финансировать ее развитие и усилий властей по созданию соответствующих условий. Понятно, что инвестор будет вкладывать средства в строительство современного автосервиса только на дорогах с приличным трафиком. Однако и на крупных магистралях рынок услуг пока далек от насыщения. Как заявил один из владельцев АЗС, основные трудности связаны с получением земли и преодолением административных барьеров при организации бизнеса: "Серьезной проблемой является даже согласование с ГИБДД установки дорожного знака, информирующего о наличии того или иного объекта".
Еще одним традиционным для России недостатком инфраструктуры туризма является отсутствие достаточного числа современных отелей, нехватка мест и низкий уровень обслуживания в немногих оставшихся с советских времен гостиницах, что существенно снижает привлекательность регионов. На Вологодчине чиновникам даже пришлось принять меры по ограничению наплыва туристов. Раскрутка нового брэнда "Великий Устюг - родина Деда Мороза" оказалась настолько успешной, что от туристов не было отбоя. Однако приезжие видели не сказку, а суровую действительность: ни приличных гостиниц, ни достойного обслуживания.
Турбизнес по-русски
Во многих случаях выход для туристов - гостеприимство местных жителей. В последние годы в России практика сдачи жилья становится самостоятельным сегментом туриндустрии. Речь идет в основном о сельском туризме.
На Северо-Западе огромное количество территорий рискованного земледелия, и сельский туризм мог бы отчасти решить проблемы депрессивных регионов. Специалисты называют множество районов, чрезвычайно перспективных для развития туризма. Не случайно в правительстве Ленинградской области развитием сельского туризма занимаются сразу три комитета - по туризму, по занятости населения и по малому бизнесу. Однако сейчас можно говорить только о начальных успехах. По словам Раисы Карташевой, за прошлый сезон селянам удалось принять лишь 152 человека, а всего власти смогли вовлечь в туристский бизнес 32 частных хозяйства в Выборгском, Тихвинском и Лодейнопольском районах области. Причиной столь скромного результата, по мнению Ивана Сидельникова, является повальная безграмотность населения в вопросах приема туристов. Сельские жители не только не имеют условий для приема гостей, они даже не готовы осознать свою ответственность перед клиентами.
Спрос на комфорт
Загородный отдых, управляемый городскими бизнесменами, - достаточно динамичный сегмент туристического рынка. По словам Юлии Лытаевой, в базе ее фирмы порядка 150 коттеджей, разбросанных по всему Северо-Западу России. В большинстве случаев это специально построенные объекты. Встречаются, конечно, и частные хозяйства, но для них прием туристов давно уже стал основным видом деятельности. Примечательно, что главные потребители этой услуги в последнее время - российские граждане, хотя изначально владельцы коттеджей ориентировались на иностранцев. "Российский турист более выгоден, - утверждает Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туристской индустрии, директор СЗРО РСТ. - Как правило, приезжая на место отдыха, он тратит все свои деньги - в отличие от иностранца, который может купить самую дорогую путевку, но тратит в России не более 30 долларов в день".
Диапазон цен на отдых в сельской местности достаточно широк - от 500 рублей в сутки за самый простой (но приличный) летний домик с удобствами на улице, до нескольких тысяч евро (в зависимости от сезона) за элитный коттедж. По словам Юлии Лытаевой, хозяин такого коттеджа в сезон вполне может зарабатывать по 500 долларов в сутки. Даже с учетом комиссии турфирме (от 10 до 20% дохода) сумма получается немалая. Хотя сельский туризм не так уж и дешев, спрос на него существенно опережает предложение. "Летом и зимой у нас заняты все коттеджи, - говорит Юлия Лытаева. - И если в прошлом году было продано порядка 80% имевшихся путевок, то в этом сезоне за ними выстраивается очередь".
Зри в корень
Изучая ситуацию, сложившуюся на рынке внутреннего туризма Северо-Запада, поневоле задаешься вопросом: если услуга (сюда входят и гостиницы, и путеводители, и придорожные автосервисы) пользуется таким большим спросом, почему она не представлена в достаточном количестве? Разговоры с участниками этого рынка (как с чиновниками, так и с предпринимателями) приводят к мысли о том, что туризм в России пока не рассматривается в качестве серьезного источника доходов.
По словам Сергея Корнеева, в большинстве случаев коттеджные поселки для туристов - это способ диверсификации крупного бизнеса - банковского, алкогольного, строительного. Главная цель таких заведений - обеспечить местом отдыха собственных сотрудников, а коммерческая деятельность ведется для того, чтобы окупить вложенные деньги. О том, чтобы расширять туристический бизнес, речь, как правило, не идет. Одна из причин, как утверждает Юлия Лытаева, - трудно решаются вопросы с собственниками о предоставлении пятен под застройку или старых объектов для реконструкции.
Для властей также далеко не всегда очевидны выгоды, получаемые от развития туризма. "Подсчитать эффективность вложений в туризм очень сложно, - объясняет Раиса Карташева, - для этого необходимо учесть массу косвенных доходов, которые приносят туристы". Действительно, нелегко вычислить, какая часть налоговых отчислений выплачивается из денег, потраченных приезжими, поскольку значительная доля бизнеса по приему гостей вообще находится в тени. К тому же, если туристический бизнес не является основным для компании, то и налоговые поступления от него не выделяются в отдельную графу статистического учета. (Статистика, согласно российскому законодательству, ведется по основному виду деятельности.) Однако мировой опыт показывает, что подсчитать доходы от туризма можно - надо только по-настоящему захотеть.
Жизнь заставит
В ближайшее время может возникнуть достаточно острая потребность в таких расчетах. Уже сегодня специалисты говорят о том, что бум крупных инвестиционных проектов, исчисляющихся десятками и сотнями миллионов долларов, постепенно идет на спад. Это поставит власти перед необходимостью привлекать в регионы более мелких инвесторов. К таким инвесторам, не в последнюю очередь, относятся потенциальные участники туристического рынка.
По мере обострения конкуренции и снижения рентабельности основной деятельности компаний, усилится потребность в диверсификации - и бизнес обратит больше внимания на туризм и развитие туристской инфраструктуры. В частности, повышение конкуренции на рынке операторов АЗС уже сейчас заставляет их расширять ассортимент предлагаемых услуг и строить современные автозаправочные комплексы, где клиенты могут не только заправить машину, но и получить минимальное техническое обслуживание, пообедать и купить продукты. Со временем дело дойдет и до строительства мотелей, автосервисов и гостиниц.
Санкт-Петербург