Ограниченный прогресс

Елена Кром
27 сентября 2004, 00:00
  Северо-Запад

Правительству Коми удалось провести несколько прогрессивных решений, но их результаты пока мало заметны. Серьезные изменения в экономике возможны через несколько лет - если реформы будут продолжены по всем фронтам

Республика Коми прощается с так называемой командой молодых реформаторов. Ее лидер Николай Левицкий, полтора года назад занявший должность первого заместителя главы республики - по сути, руководителя правительства, вскоре покинет регион. Эта новость вызвала в местных политических и отчасти деловых кругах заметное облегчение. Республиканские СМИ полны сообщений об орде менеджеров (претензия на игру слов: Павел Орда - заместитель главы субъекта РФ - один из "молодых реформаторов"), которые уедут, так ничего и не добившись.

Оставим в стороне настроения региональной элиты: понятно, что она не слишком дружелюбно принимает любых новых людей. Важно другое: часть предпринимателей - особенно это относится к федеральному бизнесу - связывала с Левицким надежды на экономический рост в Коми (см. "Эксперт С-З" 19 от 26 мая 2003 года). Наблюдатели относились к работе руководителя республиканского правительства и его соратников как к интересному эксперименту: можно ли силами нескольких заезжих людей изменить ситуацию в большом регионе?


Владимир Торлопов

Судя по видимым признакам, ответ, скорее, отрицательный. Политолог, профессор Сыктывкарского госуниверситета Виктор Ковалев говорит, что "программа Николая Левицкого слишком амбициозна, чтобы быть реализованной в столь короткие сроки. К тому же на ее судьбе негативно сказалось перераспределение налогов в пользу федерального центра и перераспределение собственности в республике". Однако, если детальнее рассмотреть сюжеты, развивавшиеся в регионе в течение минувших полутора лет, станет ясно, что не все так однозначно. Ростки прогресса, безусловно, есть, хотя основные болевые точки сохраняются.

Сюжет 1. Декларация о намерениях

Три года назад в Коми сменилась власть - Владимир Торлопов победил на выборах главы республики Юрия Спиридонова, руководившего регионом предшествующие десять лет. В результате "баланс сил внутри элиты нарушился, в деловых кругах и республиканском правительстве появились новые люди" ("Эксперт С-З" 19 от 26 мая 2003 года). Недавние менеджеры холдинга "Еврохим", входящего в Группу МДМ, - Николай Левицкий, Алексей Кабин и Павел Орда, были поставлены Торлоповым на ключевые посты управления территорией в феврале 2003 года. Это "люди извне", их управленческий опыт связан с Москвой и Санкт-Петербургом. В первые месяцы работы команда Левицкого заявила амбициозную программу реформ, которой местная пресса дала два названия - "апрельские тезисы" или "одиннадцать пунктов".

В соответствии с этой программой, республиканское правительство собиралось повысить эффективность бюджетной системы Коми - как сказал Левицкий, "мы должны отказаться от прямого бюджетного финансирования предприятий и проектов, потому что бюджет не является инвестиционным банком или кредитным учреждением". Также делался акцент на реформах ЖКХ и здравоохранения. "Если завтра жилищно-коммунальное хозяйство начнет сыпаться, а все к тому идет, то в условиях Севера это будет трагедией, - говорил Левицкий корреспонденту "Эксперта С-З" в 2003 году. - Реформу здравоохранения тоже надо проводить срочно. Нам придется, в частности, сократить крайне ресурсоемкую коечную сеть".

Кроме того, в числе ключевых задач Николай Левицкий называл увеличение объемов жилищного строительства; переселение избыточного населения шахтерских городов Воркуты и Инты; стимулирование инвестиционного роста и оптимизацию отношений с приходящим в республику крупным бизнесом. Левицкий полагал, что уже к концу 2003 года проявятся первые результаты этих и ряда других преобразований.

С точки зрения основных показателей экономического развития, результаты оказались скромными. По итогам 2003 года, валовый региональный продукт Коми увеличился на 2,9%, объем промышленной продукции - на 3,1%, балансовая прибыль предприятий - на 5,3%. Прорывом это назвать нельзя. Однако стоит отметить, что поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РК увеличилось на 12,4%, а в первом полугодии 2004 года прогресс в этом направлении продолжился: рост поступлений составил 30% к аналогичному периоду прошлого года. По словам Владимира Торлопова, исправное пополнение бюджета является своего рода консолидированным итогом работы Левицкого - свидетельством того, что значительная часть его реформ удалась.

Сюжет 2. Бюджет, ЖКХ и лекарства

Коми - типичный российский регион, где традиционно плохо платили бюджетникам, накапливались огромные задолженности перед поставщиками коммунальных услуг, энергетиками и так далее. Как рассказал Владимир Торлопов корреспонденту "Эксперта С-З", "в 2003-2004 годах мы сняли почти все эти проблемы. Бюджетники наконец перестали ходить ко мне с протянутой рукой. Минувшим летом учителя нормально, с деньгами, ушли в отпуск - мы уже забыли, что такое бывает. У меня исчезли конфликты с муниципальными образованиями, потому что региональный бюджет им больше не должен. Более того: сейчас, на сентябрьской сессии Госсовета, мы впервые за много лет распределяли дополнительно поступившие в казну средства - 2 млрд рублей".


Николай Левицкий

Как считает глава Коми, бюджетные успехи стали прямым следствием того, в частности, что действительно началась реформа ЖКХ - Левицкий перевел регион на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг - и перестройка системы здравоохранения. "Мы отменили бесплатную выдачу людям лекарств, - комментирует Торлопов, - и, хотя это жесткий шаг, я считаю его нашей большой удачей, потому что для укрепления бюджетной сферы это было совершенно необходимо сделать".

С оценками Торлопова согласны далеко не все - в частности, Виктор Ковалев отмечает: "Стопроцентная оплата коммунальных услуг возмущает население и приводит к открытым протестам, которые были особенно сильными в нескольких поселках Сосногорского района. Значительная часть жителей просто не платят за услуги ЖКХ. Качество этих услуг не изменилось к лучшему. Реформа здравоохранения привела к тому, что многие люди не могут получать квалифицированную медицинскую помощь".

Можно возразить и Ковалеву: один из республиканских экспертов сказал в беседе с корреспондентом "Эксперта С-З", что "жесткие реформы, вопреки ожиданиям, прошли в регионе довольно спокойно. Волнения были, но они оказались не слишком масштабными и сейчас затухают". Владимир Торлопов склонен объяснять относительное спокойствие тем, "что мы проводили реформу ЖКХ, как, собственно, и положено - отняв льготы у богатых, увеличили объем дотаций бедным". По его словам, доля оплаты услуг, которую компенсирует региональный бюджет социально незащищенным людям, в ходе реформ Левицкого возросла, и значительно превысила федеральный норматив.

Другое дело - и здесь Виктор Ковалев абсолютно прав, - что качество услуг и схемы их предоставления не изменились. Не случилось главного - передачи объектов коммунальной сферы в частные руки. Если правительство Коми не приступит к этому в обозримой перспективе, то, по большому счету, структурные реформы можно будет считать несостоявшимися.

Сюжет 3. Крупный бизнес

Впрочем, мы не назвали еще одну важную причину роста поступлений в республиканский бюджет - это соглашения правительства РК с крупными компаниями. Тема отношений региональной власти и большого бизнеса, в случае с Коми, принципиально важна, поскольку почти всю экономику данной территории разделили между собой несколько "китов". Как писал "Эксперт С-З" год назад, "правила игры в республике будут определять компании федерального уровня". Задачей команды новых управленцев, имеющих опыт работы в крупном бизнесе, было повлиять на эти правила в нужную региону сторону.

Председатель правления Ухтабанка Дмитрий Орлов, комментируя данную задачу, говорил, что "у Левицкого может получиться: он выдвигает не всегда приятные для компаний, но понятные и, в целом, справедливые требования. А бизнес ценит, когда все понятно, и при этом условии может на многое согласиться". Бизнес и согласился на многое: региональное правительство подписало со всеми важными для Коми игроками - Группой СУАЛ, компанией "ЛУКОЙЛ", "Северсталь-групп", Neusiedler и рядом других, соглашения, в которых, в частности, оговаривался определенный уровень отчислений по налогу на прибыль. Выше уже было сказано, что поступления в бюджет РК в итоге увеличились.

В то же время, нельзя говорить, что компании боготворят правительство Коми и не имеют к нему претензий. В беседе с корреспондентом "Эксперта С-З" один из представителей федеральных промышленных холдингов отметил: "Уровень профессионализма республиканской власти и поддержки, которую она оказывает бизнесу, уместно назвать средним, в российских регионах мы встречали губернаторов как посильнее, так и слабее Торлопова".

Сюжет 4. Проекты

В ходе контактов с бизнесом, правительство Коми намеревалось добиться не только роста текущих налоговых поступлений, но и реализации на своей территории крупных инвестиционных проектов. По оценке Владимира Торлопова, эта цель достигается: "В частности, серьезно ускорилась реализация проекта СУАЛа - и здесь тоже сказалась работа Николая Левицкого, его контакты с бизнесом. Данный проект серьезно продвинет республику вперед".

Роль Левицкого в данном случае, очевидно, преувеличена: насколько известно, СУАЛ решает важные для него вопросы, связанные с проектом "Коми Алюминий" (подробнее о нем см. на стр. 46), на федеральном уровне. Однако, как точно высказался один из наших собеседников, "региональная власть не всегда может помочь большому бизнесу в его начинаниях, но всегда может помешать. Правительство Коми ничему не мешает, и это уже важно".

Правительство Коми сумело не помешать не только СУАЛу, но и "ЛУКОЙЛу", чья работа в республике заметно активизируется. Как сказал Владимир Торлопов, "за два последних года объем добычи нефти настолько вырос, что это поставило в тупик "Транснефть" - она уже не справляется с перевалкой. В республике сейчас добывается 19 млн тонн нефти ежегодно, а действующая трубопроводная система рассчитана на транспортировку 18,2 млн тонн. Теперь у нас появилась новая задача - добиваться расширения нефтепроводов, иначе дальнейшего роста объема добычи не будет".

Однако республиканская власть рассчитывала не только на проекты двух упомянутых "китов", но и на то, что начнется строительство железной дороги "Белкамур" (Левицкий называл эту стройку в числе самых важных задач), а также осуществится давняя региональная мечта - появление нового ЦБК в Удорском районе Коми. Насколько известно, данные проекты были и остаются далекими от реализации.

Сюжет 5. Шахты

Республика Коми может прожить без Удорского ЦБК и даже, возможно, обойдется без "Белкамура", но она не будет развиваться без решения проблем на шахтах Воркуты и Инты. По внешним признакам, эти проблемы за время работы "команды реформаторов" только усилились, что, связано, в частности, со сменой центра влияния в угольной отрасли республики. Полтора года назад таким центром являлась компания "СУЭК", которая намеревалась приобрести у федерального правительства контрольные пакеты акционерных обществ "Воркутауголь" и "Интауголь", инвестировать средства в развитие шахт и даже, что принципиально важно для региональной власти, лоббировать в Москве выделение средств на скорейшее переселение избыточного населения угольных городов. Руководитель "СУЭК" Олег Мисевра уже приезжал в шахтерские районы, как хозяин - так его, собственно, и воспринимали в республике.

Планы "СУЭК" изменились, и пакет компании "Воркутауголь" выкупила у государства "Северсталь-групп". Вскоре она отдала шахты в управление "Северсталь-ресурсу" - подразделению группы, призванному налаживать работу ее сырьевых предприятий. В некотором смысле такой поворот событий смешал региональному правительству все карты - и не только потому, что Николаю Левицкому, бывшему менеджеру Группы МДМ, договариваться с "СУЭК", входившей в ту же группу, было, безусловно, легче, чем с представителями совсем чужого для него бизнеса. Проблема еще и в том, что "Северсталь-групп" не высказала свою позицию относительно "Интаугля" - до сих пор неясно, будет ли она покупать контрольный пакет этого общества. По большому счету, стратегические интересы группы в угольной отрасли ограничиваются Воркутой. В то же время, проблемы Инты, со многих точек зрения, гораздо серьезнее, и правительству Коми крайне неприятно оставаться с ними наедине, без гарантированной помощи крупного бизнеса.

Все "прелести" Инты в 2003-2004 годах проявились в полной мере: Владимир Торлопов убедил федеральное правительство в необходимости закрыть там две шахты, что вызвало предсказуемые последствия. Горняки бастовали, голодали, отказывались выходить из забоев. Правда, как утверждают свидетели, участников волнений было немного, но этого оказалось достаточным, чтобы создать большой шум. Напряженность спала только в последние месяцы (к этим событиям "Эксперт С-З" вернется в следующих номерах). Однако, как сказал нам мэр Инты Владимир Шахтин, "я бы не говорил, что ситуация стала спокойной - пока она еще весьма тяжелая".

Как это ни странно, можно говорить и о подвижках, произошедших на угольном направлении. Во-первых, если с Интой все сложно, то зато с Воркутой, как выразился один наблюдатель, "все ясно - уже очевидно, что она будет развиваться". Во-вторых, республика добилась от Москвы двукратного, по сравнению с предыдущими годами, роста перечислений на переселение шахтеров, и, к тому же, впервые начала строить для них в Сыктывкаре жилье на свои деньги.

Пусть копится

"Я ставил перед Николаем Валентиновичем задачу экономического рывка, и он ее выполнил. Пусть многие в республике по-прежнему считают, что экономикой должны управлять люди старше шестидесяти лет, - Левицкий меня убедил, что я правильно ставлю на молодых", - резюмирует Владимир Торлопов. "Какой же это экономический рывок? - спросил корреспондент "Эксперта С-З". - Пока у вас рост в пределах статистической погрешности". "Может, и не рывок, но база для рывка. Вы же понимаете, что позитивные изменения должны накопиться. Я думаю, что уже к 2006 году проявится кумулятивный эффект и рост будет реальным - все его увидят", - говорит глава Республики Коми.

Действительно, на бескрайних российских просторах - особенно покрытых тайгой - ростки успеха катастрофически не приметны. Реформ нужно так много, и они обречены быть такими долгими, что любой молодой реформатор поседеет, пока кто-нибудь скажет: похоже, много лет назад этот человек сделал что-то толковое. Но, может, и не скажет, потому что реформы требуют последовательности, а как обстоит в России с последовательностью не вполне понятно. И чем крепче вертикаль, тем менее понятно - сегодня никто не скажет, кто будет завтра обладать политическим влиянием в той же Коми. Но теоретически прогноз, данный "Экспертом С-З" полтора года назад - о том, что через три-четыре года темпы развития республики могут превысить среднероссийские показатели, - еще не отменен.

К слову, команда Николая Левицкого не уходит. Владимир Торлопов сказал, что будет рекомендовать Госсовету назначить Павла Орду руководителем республиканского правительства.

Сыктывкар - Санкт-Петербург

В подготовке статьи принимала участие Елена Денисенко