Рискованная страсть

Последствия летнего оттока вкладов населения из коммерческих банков в целом преодолены. Банки готовятся к вступлению в систему гарантирования вкладов, которая подстегнет конкуренцию между ними

Ни позволит дать толчок дальнейшему развитию финансового ритейла ксперты по-разному оценивают летние события на российском банковском рынке. Кто-то называет их легкими волнениями, кто-то - полномасштабным кризисом, который едва не стал системным. Однако как эти события ни называй, они вновь подтвердили старую истину: самым высокорисковым для банков с точки зрения срочности привлеченных ресурсов является частный вкладчик. Несмотря на риски, страсть банков к развитию ритейла не ослабевает.

Фактор страха

Отток (или как минимум замедление притока) депозитов населения почувствовали практически все банки. В большей мере, конечно, московские, но и региональные тоже. Петербург не стал исключением: наряду с традиционным летним снятием вкладов (как правило, на отпускные цели) банки приняли еще один поток желающих расторгнуть договор - тех, кто был испуган возможностью повторения событий августа 1998 года. По словам управляющего петербургским филиалом БИН-банка Максима Морозова, общий отток вкладов в банке в июле-августе составил 12%, тогда как аналогичный прошлогодний показатель был на уровне 7%. Таким образом, отток вкладов частично объясняется сезонным фактором, частично - "фактором страха".

Аналогичная ситуация наблюдалась и в других банках, в том числе в тех, которые считаются лидерами финансового ритейла. "В 2003 году объем ресурсов, привлеченных за счет вкладов физических лиц в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, за два с половиной месяца (с начала июля) увеличился на 13%, а в 2004 году - лишь на 3%", - говорит заместитель главы дирекции розничного бизнеса и пластиковых карт Промышленно-строительного банка Ольга Зинкевич.

Кризис 2004 года оказался не столь разрушительным по последствиям, как предыдущие. Но многие наблюдатели полагали, что негатив по отношению к банковской системе, накопленный в 1990-х годах, когда кредитные организации уходили в небытие зачастую без всякого кризиса, не позволит населению забыть о рисках и доверие к финансовым институтам чувствительно ослабеет. Сейчас уже можно утверждать, что произошло обратное: в сентябре объемы рынка частных вкладов полностью вернулись к майским показателям (об этом говорят не только банковские балансы, но и официальные данные ЦБ РФ), а ряд банков готовят к запуску новые программы с целью усиления своих позиций в розничном бизнесе.

Казалось бы, кризис должен был еще раз напомнить банкам, сколь рисковыми являются пассивы, значительную часть которых составляют вклады населения, и подтолкнуть к более взвешенной политике в этом сегменте, в том числе - к снижению ставок. Но и тут произошел парадокс: депозитные ставки на рынке после кризиса, напротив, выросли. Президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович объясняет это так: "Рынок межбанковского кредитования в полном объеме до сих пор не восстановился. Чтобы снизить риски и повысить рентабельность, банки вынуждены увеличить стоимость кредитных ресурсов, прежде всего - для корпоративных клиентов. А это, в свою очередь, позволяет сделать несколько больше и размер вознаграждения по вкладам".

"Отсеянных" не будет

Однако рост депозитных ставок, а также начало их агрессивной рекламы объясняется не только изменениями в структуре банковских рисков. С 2005 года заработает система страхования вкладов населения, и для вкладчика средней руки (с размером вклада до 100 тыс. рублей - а именно такая сумма будет застрахована в полном объеме) ставка окажется одним из определяющих факторов при выборе банка.

Как известно, заявки на вступление в систему гарантирования подали практически все успешные российские кредитные организации, в том числе те, кто не был замечен в активности на ритейловом рынке, и пока от Комитета банковского надзора ЦБ не поступило ни одного отказа в выдаче соответствующей лицензии. Что касается петербургских банков, то, как считает Владимир Джикович, все они успешно пройдут проверку Центробанка. Соответственно, серьезных перемен в расстановке сил на розничном рынке Петербурга ожидать не приходится. Большинство банкиров уверены, что движения средств по вкладам между банками не произойдет, вкладчик лишь постарается разбить свои депозиты на суммы, не превышающие 100 тыс. рублей. Как следствие, количество открытых счетов возрастет, а средняя сумма вклада уменьшится.

Впрочем, в последнее время банки стали подмечать и новую, несколько неожиданную тенденцию. "Разбивка" вкладов происходит в основном в тех банках, которые изначально были ориентированы на мелкую розницу, как, например, Сбербанк. Клиент крупный пока более консервативен и неспешен. Отчасти в силу того, что доходность по крупному вкладу выше, чем по нескольким мелким. Но не только. "Психология частного клиента начинает постепенно меняться, - говорит управляющий петербургским филиалом банка "Глобэкс" Илья Морозовский. - У нас, к примеру, свыше 60% открываемых новых вкладов превышают 100 тыс. рублей. Клиент тем самым не только выражает высокий уровень доверия к нашему банку, но и демонстрирует уверенность в легальности своих доходов".

Кредитный потенциал

Одним из основных плюсов введения системы страхования вкладов должно стать повышение интереса населения и к другим банковским продуктам. Разумеется, произойдет это не сразу. Но помимо депозитных ставок банки уже сейчас все больше внимания уделяют расширению числа инструментов. "Российские банки для привлечения частного клиента ничего нового изобрести не смогут, - считает управляющий петербургским филиалом Росбанка Илья Злуницын. - Другое дело - качество и характер продуктов, их широкая линейка. Конкуренция будет развиваться именно в этом направлении".

"Система страхования сама по себе не увеличит объем проводимых физическими лицами операций через банки. Но, поскольку государство начинает уделять существенное внимание банковскому сектору, то опосредованно страхование вкладов окажет положительное влияние на целевой сегмент, и население будет воспринимать банки не только как место хранения денежных средств, но и как институты, позволяющие осуществлять финансовое планирование", - полагает генеральный управляющий петербургским филиалом Международного Московского банка Александр Конышков. С ним согласен и заместитель председателя правления банка "Санкт-Петербург" Владислав Гузь: "Не подлежит сомнению, что введение в действие системы страхования - положительный фактор, способный повлиять на повышение степени доверия частных клиентов к банкам. Можно предположить, что укрепление доверия со стороны населения повлечет за собой интерес ко всему спектру предлагаемых банками услуг, в том числе кредитам, денежным переводам и т.п.".

Одним из наиболее привлекательных для населения и востребованных инструментов банкиры единодушно называют кредитование - потребительское, ипотечное и на приобретение автомобилей. "Рынок частных займов в России по сравнению с другими странами с переходной экономикой недостаточно развит - он составляет не более 2-3% ВВП, тогда как, скажем, в Венгрии тот же показатель - 6%, а в соседней Эстонии - более 10%. Этот факт говорит о высоком потенциале рынка розничного кредитования. Достаточно сказать, что за 6 месяцев 2004 года портфель потребительских кредитов ПСБ по сравнению с началом года удвоился, а за 9 месяцев уже почти утроился", - подчеркивает Ольга Зинкевич. "Бизнес, связанный с розничным кредитованием, развивается сейчас активнее других и в перспективе является наиболее интересным. Наш банк только по автокредитованию за первые восемь месяцев 2004 года увеличил ссудную задолженность в четыре раза", - утверждает заместитель председателя правления АО "МДМ-банк Санкт-Петербург" Анатолий Бирюков.

Банкиры полагают, что рынок кредитования частных клиентов настолько емкий, что, несмотря на происходящий бурный рост, потенциал его не исчерпан даже на треть. Но ряд факторов - продолжающийся рост доходов населения, его постепенное привыкание к жизни в кредит и устранение законодательных препятствий на пути к развитию ипотеки - заставит все новые и новые банки выходить на этот сегмент. Соответственно, уровень конкуренции повысится, а ставки будут снижаться.

Будущее - за технологиями

Другое важное направление дальнейшего развития банковского ритейла - повышение технологичности оказания услуг. "Уже в ближайшее время будут активнее развиваться электронные платежи, услуги, оказываемые по пластиковым картам и через Интернет, - говорит Илья Морозовский. - Мы замечаем, что клиенту для осуществления операций все меньше требуется приходить в наш офис".

"Помимо универсальности, на первый план начинает выходить высокотехнологичность услуг для населения, - подчеркивает Максим Морозов. - Услуги по проведению платежей через банкоматы, управлению счетом через интернет-банк перестают быть имиджевыми и с каждым днем приобретают более массовый характер. Максимально возможное сокращение посещений клиентом отделений банка, внедрение систем "домашнего обслуживания" позволит наращивать клиентскую базу, уменьшая при этом неоперационные издержки". По словам управляющей петербургским филиалом Промсвязьбанка Татьяны Крыловой, наиболее перспективным направлением повышения качества обслуживания частных клиентов является развитие интернет-банкинга: "Для нас принципиально важно, что целевой группой пользователей системы интернет-банкинга являются менеджеры среднего и высшего звена, а это очень ценные клиенты для любого банка".

Пытаясь объединить преимущества сразу нескольких инструментов, петербургские банки все активнее начинают выпускать кредитные карты. Это и пополняемый расчетный счет, и возможность кредитования, и осуществление расчетов через банкоматы (а зачастую и через Интернет). Внедрение подобных инструментов, похоже, и будет определять дальнейшее развитие петербургского рынка банковского ритейла.

Санкт-Петербург