Натуральные льготы - порочный инструмент социальной политики. Граждан они приучают к халяве, внушают им чрезвычайно опасную иллюзию, что существуют бесплатные блага. Власть толкают на гибельный путь субсидирования затратным методом производителей услуг, чреватый "черными дырами" бюджета. Производителей развращают стабильным госзаказом, не зависящим от качества работы (это если бюджет богатый; а если бедный - производители обречены на хроническое недофинансирование: власть решает социальные задачи за их счет).
Монетизация льгот разрушает эту порочную конструкцию. Она высвечивает истинное положение вещей. И оказывается, что король-то голый - социальная политика власти во многих регионах иллюзорна. Многие номинальные льготы на практике не предоставляются (сейчас), а те, что реально действуют, финансируются в основном за счет производителей и после монетизации фактически аннулируются (выделяемых бюджетами сумм на их оплату не хватит).
Прозрачность новой системы предоставления льгот - безусловное достоинство реформы. Серьезным ее недостатком следует считать сохранение принципа распределения льгот по формальным признакам, не учитывающим истинного материального положения человека. Из-за этого льготы (особенно профессиональные) в значительной степени носят характер привилегий. Они не сглаживают социальные противоречия, а, наоборот, обостряют их.
Современная социальная политика начнется тогда, когда льготами будут обеспечены действительно малоимущие. Но не граждане, а домохозяйства - как в развитых странах. Потому что именно домохозяйства являются ячейками общества - их материальное положение наиболее точно определяет качество жизни населения. К ним должна быть привязана и налоговая политика. Впрочем, для этого необходимо предварительно изучить и структуру домохозяйств в Петербурге, и их истинное материальное положение.