"В шестой сундук (в сундук еще неполный)..."

Пятый угол
Москва, 18.10.2004
«Эксперт Северо-Запад» №39 (196)
Судя по всему, концентрация власти с помощью президентской вертикали не приведет к улучшению положения и в социально-экономической сфере. Центральная власть, похоже, не в состоянии грамотно распорядиться аккумулированными средствами, ее действия наносят ущерб интересам России

Дискуссия вокруг целесообразности укрепления путинской вертикали затрагивает главным образом политические аспекты проблемы. Между тем аспекты социально-экономические не менее важны. Имеет смысл попытаться спрогнозировать, как будет выглядеть на практике социально-экономическая ситуация в вертикально интегрированной России.

В сущности, основных тенденций две, и они отчасти взаимосвязаны. Первую принято определять как наведение порядка. Центральная власть активно перетягивает на себя бюджетные доходы регионов, а также пытается заставить всех хозяйствующих субъектов подчиняться установленным ею правилам (законам и понятиям). Наглядная иллюстрация этой тенденции - недавняя попытка власти снести коттедж, незаконно построенный в охранной зоне Подмосковья. Это пример принуждения новых русских к жизни по закону. Соблюдать понятия заставляет и вошедшее в моду "социальное партнерство бизнеса и власти". В Петербурге, к примеру, под этим подразумевается финансирование бизнесом социальных пакетов для ветеранов войны (к 60-летию Победы) и стремление администраций Петербурга и Ленобласти заставить бизнес повысить "белую" часть зарплат до прожиточного минимума.


Владимир Грязневич

Эффективность действий власти в этих направлениях обратно пропорциональна сложности задачи. Если заставить бизнес помогать ветеранам еще удается, то с зарплатами прогресс не слишком заметен. Что же касается сноса особняка в Подмосковье, то эта история и вовсе превратилась в анекдот: судебный пристав не смог решить, с чего начинать снос - с крыши или стен. И эту проблему неделю пытается решить тот судья, который выносил решение о сносе. Впрочем, смысл действий власти здесь все же просматривается. Чего нельзя сказать о второй тенденции - использовании центральной властью своих растущих доходов. Плоды наведенного в рамках первой тенденции порядка используются вообще без видимой системы.

В последнее время в деловых изданиях широко обсуждается странная манера российского правительства и подчиненных ему структур распоряжаться собранными налогами. Колоссальные нефтяные сверхдоходы аккумулируются в стабилизационном фонде, размеры которого растут как на дрожжах: к началу сентября в фонде было около 10,5 млрд долларов, в начале октября - уже 12 млрд, к концу года будет 19,8 млрд, а к 2007 году Минфин намерен довести его размер до 25 млрд долларов. В начале октября правительство решило инвестировать эти средства в госбумаги 14 самых развитых стран мира. То есть пойти по стандартному пути российских предпринимателей, выводящих свои капиталы за рубеж.

Бизнесмены, понятно, просто не рискуют инвестировать средства в российскую экономику как раз из-за укрепления путинской вертикали. Но чего боится правительство? Неужели оно, как и мы, не верит в способность "вертикали" развивать экономику (например, удвоить ВВП)? Чиновники рассуждают о нежелании раскручивать инфляцию деньгами фонда, а также о необходимости иметь резерв, чтобы в случае резкого падения мировой нефтяной конъюнктуры предотвратить кризис, подобный тому, что случился в 1998 году. Эти аргументы убедительно опровергнуты специалистами (см., например: "Копите, копите" - "Эксперт" 38 за 11-17 октября 2004 года). Тем более что ЦБ нарастил свои золотовалютные резервы до умопомрачительных размеров, превышающих 100 млрд долларов (к концу 2004 года) - больше, чем весь бюджет России.

Нефтяные сверхприбыли на экономику страны не работают - до октябрьского решения правительства они просто лежали мертвым грузом на счетах ЦБ - и работать, похоже, не будут. Так для чего тогда кремлевские ястребы разоряют ЮКОС - чтобы омертвить его деньги на счетах ЦБ или вывезти за границу? Не поделившись даже с собственными заслуженными гражданами, которым в процессе монетизации урезали льготы более чем наполовину ( госслужащим сохранили профессиональные льготы, с ними власть поделилась, а вот с обычными избирателями как раз нет). Не говоря уже о первейшей задаче развивать инфраструктуру страны, без чего удвоения ВВП не будет точно. Стиль поведения правительства напоминает болезненное стяжательство Скупого Рыцаря (помните, у Пушкина: "Счастливый день! могу сегодня я / В шестой сундук (в сундук еще неполный) / Горсть золота накопленного всыпать"), только не политику грамотного экономиста. И это в чрезвычайно выгодных условиях бума нефтяной конъюнктуры, которые надо было бы использовать для стимулирования экономики! Прав Андрей Илларионов - правительство действует в ущерб интересам России. Можно себе представить, как будет расти эффект от такой деятельности по мере укрепления путинской вертикали.

Примечательно, что все это происходит на фоне стабильного рейтинга главы вертикали - Владимира Путина. Население, которому резко сократили льготы, по-прежнему доверяет своему президенту, несмотря на "странную" манеру его правительства распоряжаться государственными средствами. Россияне по-прежнему не видят связи между сокращением льгот, сохраняющимися низкими зарплатами и затратами на приоритеты "вертикали".

Как мы уже писали (см. "По законам кибернетики" - "Эксперт С-З" 35 от 20-26 сентября 2004 года), концентрация власти в политике не приведет к улучшению управляемости страны. А из всего сказанного выше видно, что и в социально-экономической сфере ничего хорошего не получится. Судя по вышеупомянутым тенденциям, центральная власть, похоже, не в состоянии грамотно распорядиться аккумулированными средствами. Так что вывод о перспективах путинской вертикали все тот же - рост энтропии, увеличение хаоса.

У партнеров

    Реклама