От бизнеса - к жилью

Москва, 18.10.2004
«Эксперт Северо-Запад» №39 (196)
Рынок бизнес-телефонии рано или поздно сбавит темпы роста. Понимая это, операторы начинают развивать новое направление - предоставление телекоммуникационных услуг для жилых домов

Еще совсем недавно среди значительной части операторов телекоммуникационных услуг самым перспективным направлением деятельности считалось обслуживание городских бизнес-центров, число которых за последние годы стремительно выросло. Формула B2B стала для многих стратегией успеха. Но с начала этого года ситуация начала потихоньку меняться: рынок бизнес-телефонии постепенно насыщается, растут доходы и потребности населения, активно развивается жилищное строительство, а на общегородском уровне форсируется решение проблемы телефонизации. Оценив ситуацию, городские операторы начинают присматриваться и к рынку телекоммуникационного обеспечения жилых домов.

Центр бизнеса

Впрочем, "списывать" рынок бизнес-центров, конечно, рано. Он, по оценкам экспертов, продолжает расти (темпы роста - от 30 до 50% в год). "С момента основания мы проработали в этой области более восьми лет. Из них последние пять лет в сфере строительства коммерческой недвижимости наблюдается настоящий бум. На сегодняшний день мы сотрудничаем с 30 бизнес-центрами и их число постоянно растет, темпы роста составляют порядка 35-40% в год", - говорит заместитель генерального директора компании " Смарт Телеком" Игорь Русаков.

Примерно такие же цифры приводят и другие операторы. Причем, по словам вице-президента компании "Корбина Телеком" Александра Малиса, на данном этапе развитие этого рынка обусловлено не только большим количеством новых возводимых площадей, но и постоянным обновлением телекоммуникационной инфраструктуры: во многих старых бизнес-центрах телекоммуникации морально устаревают.

Как утверждает директор по развитию и продажам телекоммуникационных услуг компании " Телрос" Андрей Скрипник, о развитии рынка говорит и тот факт, что присутствие в бизнес-центре сразу нескольких операторов стало нормальной практикой. Если раньше операторы боролись друг с другом за обслуживание отдельных бизнес-центров, то теперь они конкурируют уже внутри них.

Потенциал этого рынка далеко не исчерпан. "Постоянно появляются новые объекты бизнес-недвижимости, потребители услуг (арендаторы) становятся требовательнее. Абоненты постепенно переходят к более технологичным (хотя и более дорогим) услугам связи. Операторы пытаются как можно чаще пополнять свой портфель услуг новыми, современными и привлекательными продуктами. Предлагаются комплексные решения", - говорит генеральный директор компании " Квантум" Игорь Бобов.

В поиске преимуществ

Однако конкурировать теперь все сложнее. Многие операторы проработали в этой сфере довольно много времени, имеют постоянных клиентов и в принципе предлагают одинаковый набор услуг (чаще всего это цифровая телефония плюс Интернет со скоростью доступа от 10 МБит/с).

В этих условиях операторам приходится искать пути эффективной конкуренции. Как поясняет Андрей Скрипник, на стадии строительства и заселения бизнес-центра выбором оператора чаще всего занимаются управляющие компании, причем в последнее время они более профессионально подходят к решению этого вопроса. Зачастую в тендере участвуют до 10 альтернативных операторов, а договоры подписываются с одним-тремя операторами. В связи с тем, что качество и набор услуг у всех достаточно стандартны, фактором выбора становится гибкость коммерческих условий предоставления услуг. Выбирая "эксклюзивного" оператора для бизнес-центра, управляющая компания стремится оптимизировать собственный доход от сотрудничества с оператором, максимально повысив размер агентских отчислений. Если бизнес-центр обслуживают несколько операторов связи, обычно складывается ценовой паритет при сопоставимом качестве и наборе услуг, и в этом случае конкурентным преимуществом может являться скорость подключения услуг и своевременность (оперативность) реакции оператора на возникающие у клиента проблемы, т.е. на первый план выходит сервисная составляющая.

Помогает и тарифная политика. "Несмотря на высокий уровень конкуренции, мы видим, что тарифы на услуги у операторов разные и часто владельцы бизнес-центров, получая коммерческие предложения от четырех-пяти операторов, обнаруживают разброс в ценах в 30-50%", - отмечает Александр Малис. Впрочем, по его словам, "остаются важными факторы неценовой конкуренции - различные качественные показатели услуг (скорость каналов, тип доступа и т.д.) и понимание потребностей заказчика (помещение может сдаваться крупным арендаторам, желающим иметь прямой договор с оператором, или же большому числу мелких компаний)".

Кроме того, как отмечает директор по продажам компании "Евразия Сеть" Александр Куликов, если в настоящее время наиболее востребованы услуги объединения сетей, корпоративной телефонии и доступа к сети Интернет, то уже в ближайшем будущем это будут услуги, требующие более широкой полосы пропускания. Видеоконференцсвязь, цифровое телевидение (IP-TV), виртуальные частные сети (VPN) и т.д. Поэтому преимущество получат операторы, способные удовлетворить потребность клиента в расширении необходимого канала на весьма длительную перспективу. "Это позволяет сохранять инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру", - говорит Александр Куликов.

Лицом к человеку

Так или иначе, рынок бизнес-телефонии со временем сбавит темпы роста. Понимая это, операторы начинают развивать новое направление - предоставление телекоммуникационных услуг для жилых домов. В первую очередь это касается телефонии. Работы здесь много: 85% квартир в новых домах Петербурга не телефонизировано, а в очереди на телефон стоит около 52 тыс. человек.

Развивается практика коллективных подключений. Решение о подключении дома принимает либо генеральный инвестор, либо застройщик здания. Одним из условий сдачи объекта является его телефонизация. При строительстве жилого дома каждый застройщик обязан выполнить технические условия местного телефонного узла. А именно - проложить кабельную канализацию от ближайшей АТС, протянуть медный кабель и сделать разводку по дому. Только после этого он может получить необходимую для сдачи объекта справку о том, что дом телефонизирован.

Но телефонизация не гарантирует наличия связи после заселения жильцов: городскому монополисту - "Северо-Западному Телекому" (СЗТ) не хватает ни гибкости, ни ресурсов для того, чтобы сразу подключить новый дом. Поэтому застройщики в последнее время обращаются к коммерческим операторам связи, которые могут гарантированно обеспечить новый дом необходимыми коммуникациями к моменту продажи квартир (тем более что помимо Интернета они готовы предложить и дополнительные услуги - цифровую телефонию, высокоскоростной доступ в Интернет, цифровое кабельное ТВ).

Как правило, телефонизируют новостройки, если оператор заключает договор с застройщиками на этапе строительства. Это позволяет сразу спроектировать сеть внутри здания, подвести необходимые коммуникации. Существует несколько схем взаиморасчетов с абонентами. Чаще всего при телефонизации дома на этапе строительства стоимость подключения "раскидывается" на всех жильцов и включается в стоимость квадратного метра, т.е. становится практически незаметной.

Дорогой старт

Сейчас этот рынок находится на стадии зарождения. "Пока услуга коллективного подключения востребована в первую очередь в элитных домах, где клиент готов платить за комфорт и желает создать условия для работы дома не хуже, чем в его офисе", - говорит Татьяна Рыкова, руководитель отдела по работе с жилыми домами компании "Квантум". Причем чаще всего инициаторами телекоммуникационного обеспечения здания являются сами застройщики. Они понимают, что наличие в квартире качественной телефонной связи, выделенного доступа в Интернет и кабельного телевидения увеличивает рыночную стоимость жилья. Сейчас фактически уже не предлагается элитное жилье без комплексных телекоммуникационных услуг.

Один из самых ярких примеров такого рода - сотрудничество оператора "ПетерСтар" со строительным холдингом "ЛенСпецСМУ". "ПетерСтар" телефонизирует комплекс "У Ростральных колонн", включающий жилые и общественные здания (комплекс планируется построить к концу 2005 года). Инвестиции "ПетерСтара" в проект составят более 110 тыс. долларов. Квартиры и бизнес-объекты будут обеспечены услугами цифровой телефонной связи и широкополосным доступом в Интернет. Все вложения "ПетерСтар" рассчитывает окупить за полтора года после сдачи комплекса в эксплуатацию.

Другой оператор - "Эквант" - занимается телефонизацией элитного жилого комплекса "Пятый элемент" (компания "Строймонтаж").

Массовый заход

Уже сейчас очевидно, что элитным жильем дело не ограничится. Есть примеры, когда операторы выходят и на рынок жилой недвижимости эконом-класса. Тот же "ПетерСтар" с 1997 года обслуживает телефонные потребности жителей Васильевского острова. Компания заключила с "Петербургской телефонной сетью" (ПТС) договор, согласно которому оператору передали частных абонентов (около 35 тыс.) Васильевского острова и линейно-кабельные сооружения на территории района. Взамен "ПетерСтар" взял на себя обязательства по улучшению инфраструктуры и повышению качества обслуживания абонентов городской сети. Обслуживание осуществляется по действующим тарифам ПТС. Как не раз заявлял генеральный директор "ПетерСтара" Виктор Кореш, работа оператора на Васильевском острове - дело хоть и не сверхдоходное, но вполне рентабельное.

Самый масштабный проект в области телефонизации жилья принадлежит компании "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ). Ее программа "Линия 1" в первую очередь рассчитана на телефонизацию новостроек (см. подробнее "Эксперт С-З" 27 от 19 июля 2004 года). Как сообщил коммерческий директор ПТТ Антон Колпаков, компанию интересуют все виды строящегося жилья - от типовых домов до элитных жилых комплексов. В рамках проекта ПТТ предоставляет не только цифровую телефонную связь, но и высокоскоростной доступ в Интернет, цифровое телевидение (по технологии TV over IP). До конца 2008 года оператор планирует задействовать 100 тыс. новых номеров. Сейчас компания обеспечила связью первые здания в Приморском и Красносельском районах Петербурга.

Вслед за ПТТ программу телефонизации жилых домов реализовал петербургский оператор "ЛАНК Телеком". Компания включила в программу услуги телефонной связи с предоставлением прямых семизначных городских номеров и выделенный доступ к сети Интернет. В настоящее время подключено четыре здания, работы ведутся еще на пяти объектах. "Данное направление деятельности в том виде, в котором оно сейчас реализовано, является для нас экспериментальным. На принятие решения о проведении эксперимента повлияли следующие факторы: желание наиболее эффективно использовать технические ресурсы компании и неудовлетворенный спрос на услугу, - рассказывает коммерческий директор "ЛАНК Телеком" Денис Белоусов. - Масштабы текущей деятельности помогут нам накопить клиентскую базу и статистические данные, которые позволят оценить перспективы и привлекательность этого направления. Пока можно сказать, что наши прогнозы полностью оправдались во всем, что касается ежемесячного повторяющегося дохода на одного абонента и соотношения использования услуг телефония/доступ в Интернет. Правда, мы ожидали, что темпы подключения абонентов будут более интенсивными".

Другие телекоммуникационные компании пока не объявили о широких программах, но уже активно присматриваются к этому сектору рынка. "Рынок активно развивается, и мы, как и многие другие операторы, внимательно следим за его ростом, проводим переговоры с застройщиками и принимаем участие в тендерах, однако на данный момент лишь несколько проектов находятся в стадии реализации и говорить о полномасштабной работе в этом секторе пока не приходится", - говорит Андрей Скрипник. ""Евразия Сеть" не планирует в ближайшее время выходить на рынок жилой недвижимости, но мы внимательно отслеживаем его развитие и, вероятно, в 2005 году будем готовы предложить интересный продукт", - рассказывает Александр Куликов.

Место для больших?

Впрочем, прогнозировать будущее рынка телефонизации жилых домов пока очень сложно. Будет ли он настолько же конкурентным, как и рынок бизнес-центров, пока не берется прогнозировать никто. Как справедливо отмечают в компании "Телрос", специфика ситуации на этом рынке такова, что почти никто из операторов не может предоставить реальной альтернативы массовому проекту компании ПТТ: слишком высоки барьеры входа на рынок. ПТТ - на сегодня практически единственная в городе компания, которая располагает собственной номерной емкостью. Поэтому она может продавать ее фактически по себестоимости и, соответственно, работа с частными абонентами не является для нее убыточной. Большинство других операторов вынуждены номера покупать. Кроме того, несмотря ни на что, сильное конкурентное преимущество остается у СЗТ. "В сознании среднего клиента остается устойчивая ассоциация между домашним телефоном и ПТС. Все остальные операторы воспринимаются как альтернативные. Следовательно, и степень доверия к ним ниже", - говорит Денис Белоусов.

Пока скептически оценивают этот рынок и в компании "Метроком": считают, что до окончательного введения в Петербурге повременки все эти проекты нерентабельны и просто являются вложением в будущее. Такой же позиции придерживаются и в компании "Смарт Телеком". "Мы не планируем выходить на рынок телекоммуникационного обеспечения жилых домов до тех пор, пока существует неудовлетворенный спрос на рынке коммерческой недвижимости", - говорит Игорь Русаков.

Таким образом, нельзя исключать, что в будущем на новом рынке останутся три-четыре крупные телекоммуникационные компании, которые, пользуясь своими историческими инфраструктурными преимуществами, не пустят туда многочисленных средних игроков.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама