Искусство всех превосходить

Самая дорогая технология индустрии "люкс" - ручной труд, за которым стоят вековые традиции качества

Уже не первый век Бьелла - небольшая долина в итальянской провинции Пьемонт - остается абсолютным мировым лидером по производству тканей категории "люкс". Сегодня в Бьелле ткацким делом занимаются 1350 компаний, на них работает 25 тыс. человек (то есть в среднем около 20 человек на одно предприятие) - вместе они дают оборот 4,3 млрд евро. Ткани для своих костюмов закупают в Бьелле лучшие дома моды - Brioni, Armani, Hиrmes.

О традициях итальянского ткацкого искусства в интервью нашему журналу рассказал доктор Андреа Дентико, представитель компании Luigi Colombo - одного из самых известных в Бьелле производителей тканей "люкс".

- Прежде всего, объясните мне следующий феномен. Каким образом провинция Пьемонт и входящий в нее регион Бьелла стали мировыми лидерами по производству тканей высокого качества? Если не ошибаюсь, такое положение вы занимаете уже много веков? При этом все сырье закупаете в отдаленных регионах - в Азии, Австралии, Южной Америке...

- Секрета никакого нет. Так сложилось исторически. Первые мануфактуры появились очень давно, веками в этом регионе совершенствовали методы обработки тканей. Все сырье и в самом деле закупается за пределами Италии, но, в отличие от Азии и других регионов, мы развивали технологии. Цель наших исследований неизменно сводилась к тому, чтобы создать как можно более тонкую и прочную нить. То есть, по сути, единственная традиция, которая у нас развивалась, - традиция качества. Азия просто поставляла нам то, что было даровано ей природой, а мы придумывали, как данное природой усовершенствовать. Сегодня технологии стали еще более совершенными, и хотя они, в принципе, доступны всем, ни у кого нет такой богатой традиции качества. Поэтому мы создаем поистине уникальный продукт, который не имеет равных в мире. Остальные ориентированы на объемы производства, а в Бьелле все традиционно и неизменно ориентировано на качество. Китай завалил мировой рынок дешевыми тканями, но до тех пор, пока есть спрос на высокое качество, мы будем лидерами по производству самых лучших тканей.

- То есть объяснение можно искать в пьемонтском характере?

- Тут вот какая штука... Я ведь не из Пьемонта, я - флорентиец. Я в Пьемонте - как Троянский конь. Не знаю, в курсе ли вы наших итальянских разборок, но у нас идет давняя "война" между Флоренцией и Пьемонтом. Так что не мне говорить о пьемонтском характере, делать им комплименты...

На самом деле производство высококачественных тканей в Пьемонте сосредоточено в одной маленькой долине Бьелла, и там веками развивалось ткацкое ремесло. Все мануфактуры всегда были очень маленькими - человек по 10-20, в этом смысле Luigi Colombo - крупное по меркам Бьеллы предприятие: у нас работают более 300 человек. Вообще, если говорить о пьемонтцах, их характере, то они ужасно упрямые. Фантастически упрямые! Если они вбили себе что-то в голову, то будут гнуть свою линию до последнего. Поэтому неудивительно, что они веками сохраняли свои традиции, не теряли их. Разумеется, сегодня этим традициям помогает современное оборудование. С другой стороны, традиции поддерживаются спросом на дорогие красивые ткани.

- У предприятий региона Бьеллы, насколько я знаю, есть даже общий девиз - "Искусство превосходного"...

- Именно так. Причем как человек в некотором роде со стороны, то есть независимый в своем мнении, я могу сказать, что этого принципа в Бьелле придерживаются на всех без исключения этапах - от первичной обработки сырья до последнего штриха. Это совершенно особая культура труда, очень личностная. Все делается вручную, и какие бы умные машины ни придумали, все по-прежнему замкнуто на человеке, на ручном труде. Поэтому, говоря о Бьелле, логично говорить об искусстве. В Бьелле очень часто можно встретить семьи, в которых занимаются ткацким делом из поколения в поколение. Наверное, только так и можно сохранить традицию.

- Сегодня мы являемся свидетелями глобального технологического взрыва. У вас нет опасений, что технологии убьют ручной труд?

- Не думаю. Если речь идет о тканях высокого качества, то самой совершенной технологией все равно остается ручной труд. И только человек может понять, готова ли ткань, доведена ли она до совершенства. Он ее практически "дегустирует" на ощупь. И никакая машина его не заменит. По крайней мере я могу отвечать за свою фирму. Тут есть еще один момент: мы не гонимся за большими объемами. Технологии нужны, чтобы производить в больших количествах. Вот китайцы, например, - их не заботит качество. Их цель - завалить рынок своей продукцией. Они добиваются этого и хорошо зарабатывают. А наша цель по-прежнему - качество. Мы очень серьезно теряем в прибыли, но это неизбежно. Потому что у нас человеческий труд - по-прежнему самая дорогая и самая совершенная технология.

- Вы хотите сказать, что сознательно занижаете объемы производства?

- Сознательно. Мы все время стремимся производить меньше, но дороже. Вот и весь секрет.

- Понятно. У вас свой способ создавать добавленную стоимость.

- Совершенно верно.

- И все же - как соблюсти баланс между традицией и современностью? Мода-то меняется.

- Наши клиенты - люди очень консервативные. Для них важно качество, их мода - это эксклюзивное качество. Им как раз хочется, чтобы мы ничего не меняли. Я назову вам одного нашего клиента - Brioni - и вам все станет понятно.

- И что же, вы совсем не следите за новыми технологиями?

- Разумеется, следим. У нас лучшее оборудование в мире. Его производят там же, в Бьелле. Мы их сами изобретаем, эти технологии, и подстраиваем под свою философию.

- Вы сказали, что большинство предприятий в Бьелле очень маленькие. А их клиенты - крупные дома моды. Существует ли программа поддержки такого бизнеса в Италии?

- Это во Франции поддерживают малый бизнес. У нас ничего такого нет. Единственная поддержка - частная инициатива. Все держится на личных усилиях, личной заинтересованности.

- Сегодня во всем мире идет процесс передела собственности. Неужели у вас не происходит укрупнений, поглощений?

- Нет. Это объясняется другой ментальностью. Каждый считает себя лучшим, неповторимым, у каждого - амбиции. Индивидуалисты, одним словом. Кроме того, есть понимание того, что укрупнение производства убьет частную инициативу, традицию, качество. Гораздо важнее сохранить идентичность.

- Насколько я знаю, ваша компания расширила свою специализацию и занимается также выпуском готовой одежды.

- Да, правда. Это немного разный бизнес... Вообще, Luigi Colombo - довольно старое предприятие, ему уже больше 100 лет. После Второй мировой войны оно чуть было не закрылось. Но сын владельца, Роберто Коломбо, нашел в себе силы возродить семейное дело. Вопреки всему он сделал ставку на эксклюзивные ткани самого высокого качества и в конечном счете только выиграл. Предприятие росло, и было принято решение разделить производство. Теперь одно предприятие занимается тканями, другое - готовой одеждой. Недавно мы открыли бутик в Париже и скоро откроем в Лондоне. Думаю, и в России тоже. Насколько я знаю, у вас очень любят итальянский стиль и появился спрос на высокое качество. Так вот, мне кажется, что специализация на готовой одежде поможет в будущем сохранить производство тканей. Думаю даже, что в скором времени баланс изменится в пользу готовой одежды, мы будем открывать бутики в самых разных городах. А текстильное отделение сосредоточится на небольших эксклюзивных заказах. Такова наша стратегия на ближайшее будущее.

- То есть определенный кризис в текстильной промышленности все же существует?

- Как вы сказали? Определенный? Ужасный кризис! Европа продала Китаю оборудование и технологии, и теперь нам все возвращается бумерангом. Я работаю в Luigi Colombo уже 13 лет, до этого работал во Флоренции, сначала занимался техническими тканями, затем шелком, а с 1991 года - тканями категории "люкс". Надеюсь, что ниже уже не опущусь, - смеется Андреа Дентико. - Так вот, кризис продолжается давно, и один из способов его преодолеть - выпускать готовую одежду из собственных тканей. То есть вкладывать деньги в дизайн и свою систему дистрибуции.

- А как определяется качество ткани?

- На ощупь. Есть, конечно, технические параметры. Определяющий параметр - длина нити на квадратный сантиметр. Понятно, что чем длиннее нить, тем прочнее ткань. Но если нить слишком толстая, костюм будет очень тяжелым. Поэтому нить должна быть и тонкой, и длинной, и прочной. Сырье, которое позволяет получать такую ткань, очень дорогое. Чаще всего кашемир, а также вигонь и гуанако. Но даже кашемир бывает разным по качеству. В конечном счете, чем тоньше нить, тем изысканнее и легче ткань.

- На словах все просто. Кстати, какая ткань считается самой дорогой?

- Вигонь. В мире осталось немногим больше трех тысяч животных, которые дают такое сырье. Их практически невозможно разводить в неволе. А ткань из их шерсти получается необыкновенно приятная на ощупь. Потому что прочные и тонкие нити можно делать из синтетики, из полиэстера - это практично и выгодно, но синтетика не так приятна на ощупь. Так что дорогая ткань - это вопрос не только престижа, но и удовольствия.